Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (1 класс)

Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_2022.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Пояснительная записка

         Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная

 математика» разработана для 1 класса на 2022-2023 учебный год, составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика» серия «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2020 г.

Направление курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальное.

Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Новизна данного курса определена ФГОС НОО.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся   умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель курса – развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  •  расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формировать пространственные представления и пространственное воображение;
  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Место курса в учебном плане:

Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 35 минут).

Структура занятий:

  1. Орешки для ума (3 – 5 минут). Основная задача данного этапа – создание у ребят положительного эмоционального фона.
  2. Играй, да дело знай (10 – 15 минут). Тренировка психических процессов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
  3. Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
  4. Смекай, решай, учись (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера.
  5. Загадки веселого карандаша (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера.

Методическое обеспечение программы

        Для проведения занятий предлагается:

1) Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.2020г.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основное содержание курса.

№ ПП

        Тема

Количество часов

1

ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА.

1

2

ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

6

3

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ

8

4

ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ

7

5

ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

6

6

ГОРОД   ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ   ПРЕВРАЩЕНИЙ

5

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Удивительная страна

1

Тема 1. Город закономерностей

6

2

Аллея Признаков

1

3

Порядковый проспект

1

4

Улица Волшебного квадрата

1

5

В космической лаборатории

1

6

Художественная площадь

1

7

Испытание в городе Закономерностей

1

Тема 2. Город загадочных чисел

8

8

Улица Загадальная

1

9

Цифровой поезд

1

10

Числовая улица

1

11

Заколдованный переулок

1

12

Улица Магическая

1

13

Вычислительный поезд

1

14

Переулок Доминошек

1

15

Испытание в городе Загадочных чисел

1

Тема 3. Город логических рассуждений

7

16

Улица Высказываний

1

17

Улица Правдолюбов

1

18

Отрицательный переулок

1

19,20,21

Проспект Логических задач

3

22

Испытание в городе Логических рассуждений

1

Тема 4. Город занимательных задач

6

23

Улица Величинская

1

24

Временной переулок

1

25

Улица Сказочная

1

26

Хитровский переулок

1

27

Смекалистая улица

1

28

Испытание в городе Занимательных задач

1

Тема 5. Город геометрических превращений

5

29

Фигурный проспект

1

30

Зеркальный переулок

1

31

Художественная улица

1

32,33

Математический конкурс «Умники и умницы»

2

Итого

33 часа в год

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Материально-техническое:

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий светлое, сухое, теплое и по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; ноутбук, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение        учебного        оборудования,        уровень        освещённости соответствуют требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Список литературы:

  1. 1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007
  2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы. –

М.: Айрис-пресс, 2008

  1. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
  2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис

– пресс, 2009

  1. Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель,

2011

  1. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
  2. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011
  3. Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
  4. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
  5. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
  6. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками.        Феникс. Школа развития, 2008.
  7. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
  8. Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.
  9. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
  10. Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
  11. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
  12. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.

19.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2020 г.

20.О. Холодова «Занимательная математика» 1 класс. Методическое пособие. Программа курса «Заниматика» М.: РОСТкнига,2020 г

Наглядно-дидактические пособия

1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги

2.Пазлы, разрезные картинки

3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

Интернет – ресурсы:

  1. Единая        коллекция        цифровых        образовательных        ресурсов        http://school- collection.edu.ru/
  2. Интернет        учителю        начальной        школы        http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
  3. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
  4. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  6. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...