Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (1 класс)
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_2022.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная
математика» разработана для 1 класса на 2022-2023 учебный год, составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика» серия «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2020 г.
Направление курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальное.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель курса – развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
- формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формировать пространственные представления и пространственное воображение;
- привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Место курса в учебном плане:
Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 35 минут).
Структура занятий:
- Орешки для ума (3 – 5 минут). Основная задача данного этапа – создание у ребят положительного эмоционального фона.
- Играй, да дело знай (10 – 15 минут). Тренировка психических процессов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
- Смекай, решай, учись (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера.
- Загадки веселого карандаша (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера.
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий предлагается:
1) Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.2020г.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основное содержание курса.
№ ПП | Тема | Количество часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА. | 1 |
2 | ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ | 6 |
3 | ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ | 8 |
4 | ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ | 7 |
5 | ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ | 6 |
6 | ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ | 5 |
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Удивительная страна | 1 | |
Тема 1. Город закономерностей | 6 | ||
2 | Аллея Признаков | 1 | |
3 | Порядковый проспект | 1 | |
4 | Улица Волшебного квадрата | 1 | |
5 | В космической лаборатории | 1 | |
6 | Художественная площадь | 1 | |
7 | Испытание в городе Закономерностей | 1 | |
Тема 2. Город загадочных чисел | 8 | ||
8 | Улица Загадальная | 1 | |
9 | Цифровой поезд | 1 | |
10 | Числовая улица | 1 | |
11 | Заколдованный переулок | 1 | |
12 | Улица Магическая | 1 | |
13 | Вычислительный поезд | 1 | |
14 | Переулок Доминошек | 1 | |
15 | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 | |
Тема 3. Город логических рассуждений | 7 | ||
16 | Улица Высказываний | 1 | |
17 | Улица Правдолюбов | 1 | |
18 | Отрицательный переулок | 1 | |
19,20,21 | Проспект Логических задач | 3 | |
22 | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 | |
Тема 4. Город занимательных задач | 6 | ||
23 | Улица Величинская | 1 | |
24 | Временной переулок | 1 | |
25 | Улица Сказочная | 1 | |
26 | Хитровский переулок | 1 | |
27 | Смекалистая улица | 1 | |
28 | Испытание в городе Занимательных задач | 1 | |
Тема 5. Город геометрических превращений | 5 | ||
29 | Фигурный проспект | 1 | |
30 | Зеркальный переулок | 1 | |
31 | Художественная улица | 1 | |
32,33 | Математический конкурс «Умники и умницы» | 2 | |
Итого | 33 часа в год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое:
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий светлое, сухое, теплое и по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; ноутбук, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования, уровень освещённости соответствуют требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Список литературы:
- 1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы. –
М.: Айрис-пресс, 2008
- Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис
– пресс, 2009
- Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель,
2011
- Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
- Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011
- Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
- Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
- Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
- Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.
- Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
- Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.
- Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
- Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
- Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
- Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
19.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2020 г.
20.О. Холодова «Занимательная математика» 1 класс. Методическое пособие. Программа курса «Заниматика» М.: РОСТкнига,2020 г
Наглядно-дидактические пособия
1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
2.Пазлы, разрезные картинки
3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Интернет – ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
- Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
- Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
- Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...