Технологическая карта урока "Задачи, обратные данной"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Технологическая карта урока по математике 2 класс "Задачи, обратные данной". Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Цель: Научить решать задачи данного вида, установить связи между прямой и обратной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_reshenie_obratnyh_zadach.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Учитель

Солдатова Н.Л, учитель МБОУ «Белоярская СШ» с. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия

Класс

2

Тема

«Задачи, обратные данной»

Цель деятельности
учителя

Научить решать задачи данного вида, установить связи между прямой и обратной задачей; формировать умение анализировать и решать задачи; вырабатывать  и совершенствовать вычислительные навыки.

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: уметь узнавать, составлять и решать обратные задачи.

Метапредметные :

Личностные УУД:

- мотивация к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 

- представление значения математических знаний в жизни человека;

- проявление стремления внести максимальный личный вклад в совместную деятельность;

- самоуважение и самооценка.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- дифференцировать известное и неизвестное;

 -совместно с учителем и одноклассниками давать  адекватную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию;

- определять и формулировать проблему;

- осуществлять логические операции;

-строить небольшие математические высказывания;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Методы и формы
обучения

Технологии:

  • Личностно - ориентированная технология
  • Технология критического мышления
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология оценки
  • Технология создания успеха на уроке
  • ИКТ- технология

Mетоды:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Метод самоконтроля и самооценки
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся  

.Формы:  фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная и групповая

Межпредметные связи

Окружающий мир, 2 класс

Тема «Про воду», «Наши реки»

Дидактические средства

- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. в 2 ч.[М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – М.: Просвещение,2021г.

- Листы самооценки;

- Карточки для работы в паре, группе;

- Схемы для составления кратких записей к задачам.

Оборудование

- Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

- Электронная презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя/содержание урока

Деятельность учащихся

Формы работы

Формируемые умения (УУД)

  1. 1.Организационный момент

Приветствует учитель учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

- Проверим готовность к уроку.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.      

Фронтальная,

индивидуальная

Р –планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

2. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Организуется коммуникативная деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Указывает объект наблюдения, включает учащихся в обсуждение.

- Ребята, отгадайте загадку.

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля…

Это - русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы – исполины,

Вижу рек и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя.

- Вам уже знакомы строки поэта Феодосия Савинова?

- Большинство городов и селений нашей родины разместились по рекам. Где вода – там и жизнь! Нет воды – нет жизни.

- Нам предстоит путешествие по одой из крупнейших рек земного шара.

- А о какой реке идет речь, вы поймете, выполнив задание у вас на карточках. Расположите числа в порядке увеличения.

72

100

31

88

63

59

10

47

54

95

И

Й

Е

С

Н

Е

Р

К

А

Е

(РЕКА Енисей)

  • Каллиграфическая минутка

- Откройте тетради, проведём каллиграфическую минутку. У вас в тетрадях есть показы цифры 2.

- Что может означать это число? (ответы учащихся)

- Цифра 2 означает, что  река Енисей занимает второе место в России. Продолжите до конца строки.

2 2 2…

- Какая цифра записана ниже? Цифра 7?

- А что означает это число? (ответы детей: семь дней в неделе и т.д)

- Среди рек земного шара река Енисей занимает 7 место. Запишите до конца строку 7 7 7 …

- Дайте характеристику числу 2 (число 2 стоит на втором месте в натуральном ряду чисел, предыдущее – 1, следующее – 3. Число 2 – четное)

- Дайте характеристику числу 7 (число 7 стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел, предыдущее – 6, следующее – 8. Число 7 – нечетное)

- Используя эти цифры, запишите двузначные числа. Сколько можно их составить?

(27, 72, 22, 77)

- Чем похожи эти числа? (Двузначные. Для записи использовались одинаковые цифры)

- Чем различны эти числа? (27 и 72 различны единичным составом. В числе 27, 2 десятка 7 единиц, а в числе 72, 7 десятков и 2 единицы)

- Расставьте знаки больше, меньше.

27 <  72, 27 > 22, 77 > 27.

Отгадывают загадку

Слушают учителя

Работают в паре

Пишут в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении.

Фронтальная, индивидуальная,

парная,

групповая

Л – мотивация к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р – дифференцировать известное и неизвестное

3. Актуализация ЗУН

4.Постановка темы и учебных задач урока

Формулирует задание. Организует деятельность учащихся. Учитель показывает карточку с числом 100.

-  Запишите еще одно число.

- А кто, ребята, может назвать его?

- Чем оно отличается от предыдущих? (это число трехзначное)

- А что же обозначает это число? Например, то, что в нашей реке водится более 100 видов рыб. Начиная от малюсенького пискарика и заканчивая огромным тайменем.

- Итак, еще одна цель нашего урока, путешествуя по реке,  узнать о рыбах Енисея. Рыбы очень различны по весу, по длине. Длина рыб в разных величинах.

  • Устный счёт

Преобразование величин:

6 см = _______мм

2 м = ________дм

2 дм 8 см = ________см

10 дм = ________м

48 см = ________дм     см.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока,  формулирует цель урока.

- Ребята, мы сейчас с вами работали с какими величинами? (Длина) Какие знания вам помогли справиться с этим заданием?

(Знания соотношений между данными величинами)

- Ребята, а теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова – понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача)

- Скажите, что вы знаете о задаче?

- Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ)

- Зачем мы выполняли эти задания? Как вы думаете? Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (решать задачи)

- Тема урока: Обратные задачи. (на доске)

- А обратные задачи, это какие?

- Сформулируйте учебную задачу на урок.

Участвуют в обсуждении.

Выполняют преобразования величин с подробным комментарием.

Формулируют тему и цель урока.

Коллективная, фронтальная, индивидуальная

П - формулировать высказывания, используя математические понятия

Р - выполнять учебное задание в соответствии с правилом

5. Изучение нового материала

Указывает объект наблюдения. Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует самостоятельную деятельность учащихся.

 - Давайте распланируем нашу работу на уроке:

План: 1. Исследовать новое.

  1. Сделать открытие.
  2. Закрепить.
  • Работа по учебнику (стр. 26 №1). Коллективное обсуждение задач.

- Это одна и та же задача? О чем говорится в задачах? В чем сходство и отличие? (задачи на карточках у ребят, схемы краткой записи ля заполнения учащимися)

- Прочитайте первую задачу. О чем говорится в задаче? (не знаем сколько рублей)

- На карточки самостоятельно впишите данные, которые известны и неизвестны в задаче.(Читают и проверяют задачу по краткой записи)

- Ребята, решите самостоятельно задачу.

Блокнот – 6р.}10р.

Карандаш - ? р.

Организует коллективную взаимопроверку

  • Коллективная взаимопроверка.

- Прочитайте вторую задачу. О чем говорится в задаче?

- Похожа ли задача на предыдущую? Чем отличается от нее?

- Запишите кратко условие.

- Решите задачу.

Блокнот - ?р.}10р.

Карандаш – 4р.

  • Коллективная взаимопроверка.

- Что вы можете сказать о решениях этих задач?

- Пожалуйста, прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие?

- Что нужно узнать? Запишите краткую запись.

Блокнот - ? р.}10р.

Карандаш – 4р.

- Самостоятельно решите третью задачу.

  • Коллективная взаимопроверка.

- Что можно сказать, глядя на условие этих трех задач? (Они похожи)

- Что одинаково? (Числа, данные)

- Чем отличаются? (Действиями) (1 +, 2 -, 3 -)

- Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой).

- Да, это обратные задачи.

- Как мы записали с вами задачи? (краткой записью), а можно их оформить в виде схематического рисунка.

- Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)

- Узнали? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их) (еще узнали, что задачу можно оформлять краткой записью и сделать схематический рисунок)

Самостоятельно работают с выражениями в тетрадях.

Представляют результаты

самостоятельной работы.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Л – мотивация к  обучению

П - извлекать нужную информацию при работе с учебником

К - формулировать высказывания, используя математические понятия

П - понимать информацию, представленную в схематичной форме

Р - выполнять учебное задание в соответствии с правилом

П - осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы

6. Физминутка

Организует проведение физминутки.

 «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р - выполнять учебное задание в соответствии с правилом

Л – мотивация к  обучению

7. Первичное закрепление нового материала

Указывает объект наблюдения. Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует творческую работу учащихся в группах.

 Работа в группах.

Составление обратных задач, используя дополнительный материал предоставленный учителем про реку Енисей. 

  • Отчёт групп о проделанной работе.

- Составить синквейн о реке Енисей

 (Енисей

Могучая река.

В реке плавает 100 видов рыб.

Я горжусь своей страной с могучей рекой )

Выполняют творческое задание в группах

 

Представляют результаты

творческой работы в группах Составляют задачи  по данным предоставленным учителем

Составляют синквейн

Групповая работа

Л - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка

К- сотрудничать друг с другом

П - использовать приобретенные знания в творческой деятельности.

8. Итог урока

Задает вопросы  о теме и задачах урока. Проводит заключительную беседу.

- Какая цель была поставлена в начале урока? (узнать, что такое обратные задачи)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задачи называются обратными?

Подводят итог урока.

Выявляют новые знания.

Знакомятся с новой информацией.

Фронтальная, индивидуальная

К - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель организует рефлексию.

И – Интересное (Что было самым интересным?)

Т – Трудное (Что было самым трудным?)

О – Особенное (Что было особенным для вас?)

Г – Главное (Что было самым главным?)

- Давайте оценим свои достижения.

Урок полезен, все понятно.

 

Мне кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

- Заполните таблицу. Поставьте + рядом с

Высказывают

свои впечатления от урока.

Работают с листами самооценки, оценивают себя по таблице

Фронтальная, индивидуальная

К - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Р - адекватно оценивать свои достижения

10. Домашнее задание

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

  • Стр. 26, геометрическая задача №3
  • Дополнительно: краткое сообщение о реке Енисей (самая маленькая рыбка пойманная в реке, самая большая (кг, г, длина рыбы); какова самая большая глубина и ширина реки в метрах)

Слушают инструктаж.

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимать и сохранять учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Задачи, обратные данной. УМК "Школа России" Презентация

Урок математики во 2 классе. Задачи, обратные данной. Презентация...

Урок математики. Задачи, обратные данной. УМК "Школа России".

Конспект урока математики по теме: Задачи, обратные данной. Конспект урока....

Задачи, обратные данной

Задачи, обратные данной...

Презентация к уроку математике " Задачи, обратные данной" 2 класс, Школа России

Данная презентация предназначена для использования во 2 классе при первичном изучении темы "Задачи, обратные данной" (УМК "Школа России")....

Технологическая карта "Задачи, обратные данной"

Технологическая карта урока с использованием ресурсов сайтов Учи.ру и Библиотека МЭШ...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: "Задачи, обратной данной". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о задачах, обратной данной.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «о...