Урок по математике 3 класса Школа России Тема "Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Коновалова Наталья Михайловна

 Тема урока

 Организм человека

 

Цель

Создать условия для усвоения первичных знаний об основных системах органов человека

Задачи

Образовательная:

Познакомить детей с понятиями «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.

Развивающая:

развивать критическое мышление, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;  способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности и деятельности учащихся класса.

Воспитательная:

содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету

УУД

Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные УУД:

 развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы

Планируемые результаты

Предметные:

Знать внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека.

В ценностно-ориентационной сфере:

понимать важность сохранения своего здоровья

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися

Метапредметные:

Регулятивные: 

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные: 

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Использовать информационные ресурсы для поиска информации об организме человека.

Основные понятия

Система органов, анатомия, физиология, гигиена

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразовательных учреждений В 2ч. Ч. 1 / О.Т.Поглазова .-2-е изд.- Смоленск: ассоциация XXI век – 2013 год

Раздаточный материал

ИКТ презентация, разработанная учителем

 Формы учебной деятельности

Парная

Групповая  

Фронтальная

 Технология

Информационно-коммуникационные технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_doli.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Общеобразовательная средняя школа им.М.К.Янгеля п.Березняки»

Математика.  3 класс Школа России

Тема «Доли».

Дата: 12 декабря 2019 г.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности  и значимости окружающих.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • мультимедиапроектор
  • карточки для фронтальной работы
  • м/ф «Апельсин», сборник
  • презентация к уроку

        

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые умения (УУД)

Промежу- точный контроль

1.Организационный момент.

Приветствие

Подготовка рабочих мест.

Позитивный настрой на  работу.

2.Актуализация опорных знаний.

Мультфильм

3.Формулирование темы и целей урока.

4.Изучение нового материала

5.Изучение новых знаний и способов действий.

Постановка проблемы, введение нового понятия.

Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

6.Первичная проверка понимания изученного.

Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа (запись долей, самопроверка).

Поиск долей в пословицах

7.Прение знаний и способов действий.

Практическая работа в сравнении долей Формулирование алгоритма сравнения.

Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

8.Подведение итогов.

Домашнее задание.

9.Рефлексия деятельности

Зафиксировать новое знание.

Организовать рефлексивный анализ деятельности.Самооценка деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Всё ль на месте, всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

  1. Устный счет. Слайд 2

- Постарайтесь выполнить задание правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

Повторяем таблицу умножения. Записываем ответы в строчку.  Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, расставь ответы в порядке возрастания и прочитай слово

72н

32л

48с

35ь

18п

24е

64и

4∙8=л   6∙3=п   2∙4=а   5∙7=ь

4∙6=е  8∙9=н   8∙6=с  8∙8=и

Какое слово получилось? (Слайд№ 3)

2) Формулирование темы и целей урока.

   -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

 - Посмотрите м/ф! мультик

-Почему рассердился волк?

-В чем его ошибка?

-Что получил каждый из животных мультфильма?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Прочитайте числа, которые записаны на доске:

16,32,    1/6   89    1/9    78   1/3

Возникли ли у вас трудности прри прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа

- Почему вы не смогли прочитать данные числа?)

-Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?

- В математике такие части от целого называются

доли. (карточка на доске)(Слайд №4)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?        

- Какую цель перед собой поставим?

Что вы хотите узнать на уроке по этой теме?

1. Что такое доли?

2. Как образуются доли?

3. Как называются доли?

4. Как записываются доли?

5. Как сравнить доли?

6. Где в жизни встречаемся с долями?

У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)

-Сложите круг пополам.

-Разверните. Сколько равных частей получили? (2)

Как они называются (Половинки)  На доске:

        

        Доля                       часть

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

-Я взрослая, отрежу себе  больше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступлю?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

Мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока. Доля это часть целого.

На доске: http://festival.1september.ru/articles/559930/3.gif

В жизни людям часто приходится делить целое на равные части, доли. На этом уроке вы сможете получить представление о том, как происходит такое образование долей и их названий, научитесь производить их запись, чтение и сравнение

Самая известная доля – это половина. (Слайд №5)  В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса. Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части, допустим, полбуханки хлеба или полчаса

Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое. Разделили на две части – половина (Рис. 1).(  Слайд №5)

 

Рис. 1. Половина – целое, разделенное на две части

Если разделили на три – это треть (слайд №6).

Рис. 2. Треть – целое, разделенное на три части

Разделили на четыре части – четверть (слайд №7).

Рис. 3. Четверть – целое, разделенное на четыре части

- Как это записать? Сначала была половина, потом треть, затем четверть… Надо же различать доли при записи. (Слайд №8,  9)

На доске дети видят следующую запись: ½,  1/3,1/4

(написать на доске все дроби1/6,1/12,1/16)

- Что эти записи обозначают?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. (Слайд №10)

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

-В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое(знаменатель), а верхняя – сколько таких частей взяли(числитель)

.

 - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая» (Слайд №11, 12)

Сведения из истории

Уже в древности люди пользовались долями. Для записи, например, в Китае использовали точку, чтобы обозначить долю (Рис. 5).

Запись долей в Древнем Китае

- Что мы сейчас выполняли?

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа.

- На сколько долей разделена фигура?

 - Какие они между собой?

 - Сколько долей?

 - Как назвать одну долю?

 - Запишите.

-  Как по-другому назвать ½, 1/3, 1/6, 1/8

Различные доли.

( Слайд № 13,14)

 Различные доли

2) Поиск названия долей в пословицах

 - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

* Один блин и тот пополам.(1/2)

* Семеро одного не ждут.(1/8)

- Что мы сейчас делали?

Поделим шоколад (Слайд 15)

Запись долей

Потренируемся записывать доли. Для того чтобы записывать доли, нужно выполнять действия по алгоритму.

· Сначала надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, и записать это число под чертой.

· Затем посчитать, на сколько долей поделили, и это число записать над чертой.

Физминутка

Задание 1

(Слайд  №16-18)

Посчитаем, на сколько частей разделен сыр между мышками.  Он разделен на две,4 , 8  частей.

«Мозговой штурм» Подумайте

Задание 2

Как разрезать  головку сыра  на 8 частей, сделав 3 разреза?  (Слайд№ 19, 20)

Задание 3 (Сравнение долей)

Начертите прямоугольник. Поделите его на 9 равных частей. Выполните задание. В одном классе http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255103/00443ec0_2716_0133_5d14_376a9c593878.png часть учеников занимается в музыкальной школе, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255108/065af6a0_2716_0133_5d19_376a9c593878.png учеников занимаются в спортивной школе, а http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255109/079bd3c0_2716_0133_5d1a_376a9c593878.png учеников занимаются в художественной школе. Где занимается больше детей?  Зарисуйте 1/9, 2/9, 4/9 и сравните

Решение

Обратим внимание на число, которое записано под чертой. Оно во всех трех долях одинаковое, потому будем сравнивать только те числа, которые стоят сверху, а там стоят числа 1, 2 и 4. Изобразим на рисунке.

Начертите в тетради прямоугольник. Разделите на 9 частей и зарисуйте одну часть, потом также зарисовать две части и три.

Иллюстрация к решению задачи 4

 Иллюстрация к решению задачи

По рисунку видно, что четыре доли – это больше, чем две или одна. Поэтому делаем вывод: http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255111/0a1a0750_2716_0133_5d1c_376a9c593878.png (http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255112/0b54ede0_2716_0133_5d1d_376a9c593878.pngбольше, чем http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255108/065af6a0_2716_0133_5d19_376a9c593878.png и http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/255103/00443ec0_2716_0133_5d14_376a9c593878.png). Делаем вывод: если наверху количество долей одинаковое, то чем меньше внизу число, тем доля больше.

Самостоятельная работа с.92 №2

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

Какая доля меньше?

- Что сейчас выполняли? Чему учились?

Самостоятельная работа с.93 №9

1) Домашнее задание: выберите фишки по сложности красные – посложнее, желтые - полегче

на обратной стороне доски написано ваше д\з  

красный лист с. 93  №7,8 + Рт.с 66 зад178

желтый лист  с. 93  №7,8

 2)- Вернемся к теме, целям  нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?

- Как сравнить доли?  

Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

Самооценка успешности сл 21-22

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока

Производят вычисление

-Апельсин

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина

Не знают, как читаются

-Доли.

-Узнать что такое доля.

{  План

-Доля-это часть.

-Разрезать.

-Нет.

-Нет. Части не равные.

-Части должны быть равные.

-Доля-это равная часть.

Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

-Учились записывать дробные числа

Сравнивают доли

Задают уточняющие вопросы

Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.

½

1/3

1/6

- закрепляли, упражнялись в написании дробей

Р. Проводят пошаговый контроль под руководством учителя, в некоторых случаях самостоятельно; замечают допущенные ошибки

К.обмениваются мнениями

Вывод: чем меньше внизу число, тем  доля больше.

Выполняют задание

- Тренировались записывать, читать и сравнивать доли

Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, знаменатель, а верхняя – сколько таких частей взяли. (Числитель)

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

К.планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Л. Понимают значение знаний  для человека; имеют желание учиться;

П.извлекаютнеобходимуюинформацию

К.принимают активное  участие в обсуждении математических фактов

Л.осознают свои  возможности в учении

К.строят речевые высказывания в устной форме

Осознан -  но и произволь- но строят речевые высказывания, логические цепочки рассужде-ний, доказа- тельств.

П. ориентиру ются в системе знаний.

Р. оценивают собствен-ную деятель- ность на уроке

Наблюдение учителя за организациейробочего места

Устные ответы, наблюдение учителя выполненные задания

Устные ответы , наблюдение учителя, выполненные задания

        

Источники информации

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fed/0005b53c-c3c66c21/hello_html_m3d1f2758.png  слайд №1http://lusana.ru/files/24884/653/1.jpg - №2

http://unpictures.ru/images/2183057_apelsin.jpg - апельсин

http://www.bugaga.ru/uploads/posts/1138889670_a2.jpg- дольки апельсина

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/39/38921/38921_html_m7669d60e.png  - №5        

http://fs1.ppt4web.ru/images/95377/149653/640/img14.jpg- слайд № 5           

http://svitppt.com.ua/images/35/34083/960/img-13 №6

http://www.xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_5_%D0%BA%D0%BB_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD/23.15.jpg (В) к слайду №7

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_510f2b3b.png -№8

http://ppt4web.ru/images/937/27701/640/img9.jpg-  слайд №10http://lusana.ru/files/24884/653/10.jpg №10

http://pioner48.ru/image/cache/data-pioner48-school-uchebno-naglyadnye-posobiya-i-oborudovanie-matematika-mat-4-600x600.jpg слайд №11http://static.my-shop.ru/product/3/19/186935.jpg- № 11

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54b08f1c8ac31/img_user_file_54b08f1c8ac31_0_4.jpg №  12

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a49/0006e818-3b759d8c/hello_html_me758d19.png-к  слайду №13

http://fs1.ppt4web.ru/images/95232/143399/640/img18.jpg  - к слайду № 13https://fs00.infourok.ru/images/doc/221/13271/2/hello_html_m15f308aa.png - № 13 http://festival.1september.ru/articles/548775/2.gif одна восьмая

http://www.uchportal.ru/_ld/176/50843985.jpg-№ 15 деление шоколада

http://ppt4web.ru/images/937/27701/310/img13.jpg- слайд № 16

http://images.myshared.ru/4/276282/slide_16.jpg слайд № 17

http://images.myshared.ru/4/276282/slide_17.jpg -слайд №19  

http://bigslide.ru/images/3/2727/960/img26.jpg к слайду №20

http://le-savchen.ucoz.ru/img/img_1/Mast_174.png к слайду № 20

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/11e3/00009a9a-a456ea0f/img15.jpg слайд № 20http://lusana.ru/files/24884/653/18.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a07/0002406e-a39c4511/640/img4.jpg- № 22 деление апельсина волком

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a29/0001cb60-49797ee7/640/img4.jpg доли плакат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по математике УМК"Школа России" 4 класс

Конспекты уроков УМК "Школа России" 4 класс....

Урок в 1 класс. Школа России Математика Много. Один. Цифра 1

Много. Один. Цифра 1Урок математики 1 класс Школа России. Тип урока: урок изучение нового материалаОборудование: проектор, интерактивная доска Smart Board,колонки, микрофон, программа Notebook, у...

Карточки для урока математики. Урок №1. 2 класс. Школа России

Представленные задания помогут вспомнить пройденный материал в первом классе( Для первого урока математики во втором классе по программе "Школа России")...

Карточки для урока математики. Урок №2. 2 класс. Школа России

Представленные задания помогут вспомнить пройденный материал в первом классе( Для первого урока математики во втором классе по программе "Школа России")...

Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема -  "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.)  Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого де...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 2(урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые  результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 2;ум...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 3 (урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умноженияПланируемые  результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 3;уме...