Рабочая программа по математике (3 класс, УМК "Школа России")
рабочая программа по математике (3 класс)

Чурило Светлана Геннадьевна

Рабочая програма и КТП по математике (3 класс, УМК "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_-_3a_kl._matematika_22-23uch.god_.docx215.07 КБ

Предварительный просмотр:

page8image43618800

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.

Общая цель изучения предмета «Математика» – формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программы основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и формирование произвольной регуляции деятельности.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

- формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях, выработать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме и научить использовать счетные навыки в практической жизни;

- расширить и уточнить представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях, сформировав необходимые пространственные представления и научив пользоваться измерительными инструментами;

- учить решать простые и составные текстовые задачи, оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;

- формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;

- формировать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;

- способствовать совершенствованию речевой коммуникации, способствующей преодолению недостатков жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;

- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и пособия: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.  Степанова. Математика.  3 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. для 3 класса нач. школы.  М.: Просвещиние,2021г.; М.И. Моро,

С.И. Волкова. Рабочая тетрадь. В 2 частях.М.: Просвещение,2022г.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с учебным планом. На изучение математики отводится по 4ч в неделю. В 3 классе 136 ч (34 учебные недели).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования

 -формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;


- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и

спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в

изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на

расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе.

Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

 Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • коллективный, индивидуальный;
  • творческий метод.

В период обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются следующие формы учебной деятельности:

  • онлайн конференция;
  • офлайн конференция;
  • консультация;
  • семинар;
  • практическое занятие;
  • самостоятельная работа;
  • работа с электронным учебником;
  • прослушивание аудиофайлов;
  • тестирование;
  • изучение печатных и других учебных и методических материалов;
  • творческие и иные проекты. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Математика» оцениваются по следующим направлениям:

Осознание себя как гражданина России проявляется в:

-уважительном отношении к математике (открытие в различных областях, конструирование, программирование).

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

- способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;

- проявлении самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам;

- появлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);

- стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).

Сформированность речевых умений проявляется в:

- способности отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать правильность решения, связно высказываться.

- способности пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие количественные и временные отношения;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

-использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

-уважительном отношении к чужому мнению;

- умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь.

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

- умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;

- умении проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки;

- умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:

- умении производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса.

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

- осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

-способности анализировать причины успехов и неудач;

-умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога;

- умении сделать адекватный выбор вспомогательного материала (опорная карточка, схема, алгоритм) для решения задания при затруднении, умении продуктивно его использовать, руководствоваться им в процессе работы.

Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:

- удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи (прочтение и понимание текста задачи, анализ условия, составление краткой запись или схемы (подбор схемы из предложенных), поиск решения задачи, составление плана решения, выбор и выполнение арифметического действия (арифметических действий), запись решения с помощью математических знаков и символов, проверка решения, оформление ответа к задаче);

-использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (использование знаково-символических средств при образовании чисел в пределах 100, использование схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.);

- умении использовать знаки и символы как условные заместители при оформлении и решении задач (кодирование с помощью математических знаков и символов информации, содержащейся в тексте задачи, оформление краткой записи условия в виде схемы, логический анализ условия, представленного схемой, решение задачи и логические выводы с помощью самостоятельно выбранных математических знаков и символов, декодирование знково-символических средств при проверке решения задачи и т.д.);

- умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализ имеющихся данных об объектах (их количество, единицы их измерения), определение исходя из этого количество столбцов и строк таблицы, вычерчивание таблицы с обязательной подписью всех столбцов и строк с использованием знаково-символических средств, с заполнением известных данных и выделением неизвестных, выделение по таблице отношений, зависимостей между величинами,поиск неизвестных данных и восстановление их в таблице);

- умении использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами (выделение структуры имеющихся данных, ее представление с знаково-символических средств, составление модели, схемы, таблицы, работа с моделью, соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью);

- овладении умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);

- осмысленном чтении текстов математических задач (прочтение текста задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов, перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение "связи" условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию);

- умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения (анализ и структурирование исходных данных задачи, уточнение ее вопроса, составление плана решения задачи и его сопоставление с ранее решенными задачами, определение сходства в решении (аналогичности), уточнение алгоритма решения ранее выполненной задачи и его применимость для текущей, находить общее в решении нескольких задач и переносить алгоритм решения на новую задачу);

- умении сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия (анализ математических объектов, выделение его свойств и признаков, установление сходства и различия между признаками двух математических объектов, установление сходства и различия между признаками трех и более математических объектов);

-умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию (выделение признаков предмета, установление между ними сходства и различия, как основания для классификации математических объектов, выделение существенных и несущественных признаков, выделение математические объекты из ряда других, выделение существенных для классификации признаков и несущественных, обобщение математических объектов по выбранному основанию для классификации и т.д.);

- умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения (анализ условий для установления логической зависимости, установление причинно-следственных связей между математическими объектами, выделение существенных признаков математических объектов, как основа простых логических рассуждений и умозаключений, умение увидеть ошибки в рассуждении для корректировки умозаключения);

- умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на наглядном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:

- способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;

- способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;

- способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;

- способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:

- готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;

- адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций.

- овладении умением работать в паре, в подгруппе.

Предметные результаты

        В конце 3-го класса обучающийся:

  • читает и записывает трехзначные числа;
  • сравнивает их и записывает результат их сравнения;
  • устанавливает правила, по которому составлена числовая последовательность, продолжает её и восстанавливает пропущенные числа в ней;
  • заменяет трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
  • упорядочивает заданные числа;
  • группирует числа по заданному или самостоятельно составленному основанию;
  • воспроизводит по памяти таблицу умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7, 8, 9 и соответствующие случаи деления;
  • применяет знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений;
  • вычисляет значения числовых выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них;
  • использует математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений;
  • решает уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого, множителя, делимого и делителя на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, вычитании, умножении и делении;
  • использует правила умножения суммы на число и правила деления суммы на число;
  • выполняет внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;
  • выполняет устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений;
  • использует различные приемы проверки правильности вычисления;
  • различает треугольники по видам и называет их;
  • сравнивает геометрические фигуры по площади;
  • вычисляет площадь прямоугольника разными способами;
  • разъясняет смысл деления с остатком и его проверку;
  • описывает явления и события с использованием величин времени, переводит одни единицы времени в другие;
  • переводит единицы массы в другие, используя соотношения между ними;
  • решает задачи арифметическими способами;
  • анализирует текстовую задачу, выполняет краткую запись задач разными способами, а также в табличной форме;
  • составляет план решения задачи, действует по нему, поясняя ход решения;
  • вносит и наблюдает за изменениями в решении задачи при изменении её условия;
  • составляет и решает практические задачи с жизненными сюжетами;
  • применяет алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления чисел и выполняет эти действия с числами в пределах 1000;
  • контролирует пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

     Оценка результатов выполнения контрольной работы:

  • "отлично" - все задания решены без ошибок (помарки и исправления допустимы);
  • "хорошо" - задания выполнены, но допущены 1-2 негрубые и 1-2 грубые ошибки.
  • "удовлетворительно" - решены не все задания и/или допущены 3-4 грубые ошибки или 3 и более негрубых ошибок.
  • "неудовлетворительно" - не решены многие задания и/или допущены более 4 грубых ошибок.

К грубым ошибкам относятся:

  • Вычислительные ошибки в выражениях и задачах.
  • Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
  • Не решенная до конца задача или выражение.
  • Невыполненное задание.
  •         К негрубым ошибкам относят:
  • Нерациональный прием вычислений.
  • Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
  • Неверно сформулированный ответ задачи.
  • Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
  • Недоведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике не снижается.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 1000. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления трехзначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процесс купли-продажи и др. Количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2). Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»).

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.

Основная форма организации учебных занятий математике – урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются уроки знакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного, уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе на:

Практические, лабораторные работы, экскурсии

Контрольные работы

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

7

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.

50

1

2

3

Доли.

7

1

4

Числа от 1 до 100.

Внетабличное умножение и деление.

19

1

5

Числа от 1 до 100.

Деление с остатком.

10

1

6

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

13

1

7

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

10

8

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

13

1

Всего:

129

4

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

п/п

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1 четверть (33 часа)

Понедельник, вторник, среда, четверг

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ – 7 ЧАСОВ

1

2

1

2

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

2

01.09

05.09

3

3

Выражения с переменной.

1

06.09

4

5

4

5

Решение уравнений.

2

07.09

08.09

6

6

Обозначение геометрических фигур буквами. Решение уравнений.

1

12.09

7

7

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

13.09

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ –  50 ЧАСОВ

8

8

Связь умножения и сложения.

1

14.09

9

9

Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа.

1

15.09

10

10

Входная контрольная работа.

1

19.09

11

11

Работа над ошибками.

1

20.09

12

12

Таблица умножения и деления с числом 2, 3.

1

21.09

13

13

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». Таблица умножения и деления с числом 2, 3.

1

22.09

14

14

Решение задач с понятиями «масса» и «количество». Таблица умножения и деления с числом 2, 3.

1

26.09

15

16

15

16

Порядок выполнения действий. Решение задач.

Таблица умножения и деления с числом 2, 3.

2

27.09

28.09

17

17

Порядок выполнения действий.

Таблица умножения и деления с числом 2, 3.

1

29.09

18

18

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

03.10

19

19

 Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

1

04.10

20

20

Таблица умножения и деления с числом 4.

1

05.10

21

22

21

22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

2

06.1010.10

23

24

23

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Таблица умножения и деления с числом 4.

2

11.1012.10

25

25

Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 4.

1

13.10

26

26

Таблица умножения и деления с числом 5.

1

17.10

27

28

27

28

Задачи на кратное сравнение. Таблица умножения и деления с числом 5.

2

18.10

19.10

29

29

Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 5.

1

20.10

30

30

Подготовка к контрольной работе.

1

24.10

31

31

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление».

1

25.10

32

32

Работа над ошибками.

1

26.10

33

33

Таблица умножения и деления с числом 6.

1

27.10

2 четверть (30 часов)

34

1

Решение задач.    Таблица умножения и деления с числом 6.

1

07.11

35

2

Решение задач

1

08.11

36

37

3

4

Таблица умножения и деления с числом 7.

2

09.11

10.11

38

5

Что узнали. Чему научились. Таблица умножения и деления с числом 6,7.

1

14.11

39

40

6

7

Площадь. Единицы площади.

2

15.11

16.11

41

8

Квадратный сантиметр.

1

17.11

42

9

Площадь прямоугольника.

1

21.11

43

10

Таблица умножения и деления с числом 8.

1

22.11

44

11

Закрепление изученного. Таблица умножения и деления с числом 8.

1

23.11

45

12

Решение задач.

1

24.11

46

13

Таблица умножения и деления с числом 9.

1

28.11

47

14

Квадратный дециметр.

1

29.11

48

15

Таблица умножения. Закрепление.

1

30.11

49

16

Закрепление изученного.

1

01.12

50

17

Квадратный метр.

1

05.12

51

18

Закрепление изученного.

1

06.12

52

19

Странички для любознательных.

1

07.12

53

20

Что узнали. Чему научились.

1

08.12

54

21

Умножение на 1.

1

12.12

55

22

Умножение на 0.

1

13.12

56

23

Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число.

1

14.12

57

24

Закрепление изученного.

1

15.12

ДОЛИ -7 ЧАСОВ

58

25

Окружность. Круг.

1

19.12

59

26

Диаметр окружности (круга). Подготовка к контрольной работе.

1

20.12

60

27

Контрольная работа.

1

21.12

61

28

Работа над ошибками. Диаметр окружности (круга).

1

22.12

62

29

Единицы времени.

1

26.12

63

30

Сутки.

1

27.12

3 четверть (37 часов)

64

1

Что узнали. Чему научились.

1

09.01

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ– 19 ЧАСОВ

65

2

Умножение и деление круглых чисел.

1

10.01

66

3

Деление вида 80: 20

1

11.01

67

68

4

5

Умножение суммы на число.

2

12.0116.01

69

70

6

7

Умножение двузначного числа на однозначное (23х4, 4х23).

2

17.0118.01

71

8

Закрепление изученного.

1

19.01

72

73

9

10

Деление суммы на число.

2

23.0124.01

74

11

Деление двузначного числа на однозначное (69:3, 78:2).

1

25.01

75

12

Делимое. Делитель. Частное.

1

26.01

76

13

Проверка деления с помощью умножения.

1

30.01

77

14

Случаи деления вида 87:29, 66:22.

1

31.01

78

15

Проверка умножения с помощью деления.

1

01.02

79

80

16

17

Решение уравнений.

2

02.0206.02

81

18

Закрепление изученного. Страничка для любознательных.

1

07.02

82

19

Что узнали. Чему научились.

1

08.02

83

20

Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений».

1

09.02

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ – 10 ЧАСОВ

84

21

Деление с остатком.

1

13.02

85

86

22

23

Деление с остатком.

2

14.02

15.02

87

88

24

25

Решение задач на деление с остатком.

2

16.0220.02

89

26

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

21.02

90

27

Проверка деления с остатком.

1

22.02

91

28

Что узнали. Чему научились.

1

27.02

92

29

Наши проекты. «Задачи – расчёты»

1

28.02

93

30

Проверочная работа по теме «Деление с остатком».

1

01.03

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. НУМЕРАЦИЯ – 7 ЧАСОВ

94

31

Тысяча. Образование и названия трёхзначных чисел.

1

06.03

95

32

Запись трёхзначных чисел.

1

07.03

96

33

Письменная нумерация в пределах 1000.

1

09.03

97

34

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.

1

13.03

98

35

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

14.03

99

36

Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000».

1

15.03

100

37

Работа над ошибками.

1

16.03

4 четверть (29 часов)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. НУМЕРАЦИЯ – 6 ЧАСОВ

101

1

Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.

1

27.03

102

2

Сравнение трёхзначных чисел.

1

28.03

103

104

3

4

Письменная нумерация в пределах 1000.

2

29.03

30.03

105

5

Единицы массы. Грамм.

1

03.04

106

6

Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились

1

04.04

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ – 10 ЧАСОВ

107

7

Приёмы устных вычислений.

1

05.04

108

8

Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200

1

06.04

109

9

Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90

1

10.04

110

10

Приёмы устных вычислений вида: 260+310, 670-140

1

11.04

111

11

Приёмы письменных вычислений.

1

12.04

112

12

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

1

13.04

113

13

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.

1

17.04

114

14

Виды треугольников.

1

18.04

115

15

Закрепление изученного.

1

19.04

116

16

Что узнали. Чему научились.

1

20.04

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ – 13 ЧАСОВ

117

118

17

18

Приёмы устных вычислений.

2

24.04

25.04

119

19

Виды треугольников.

1

26.04

120

121

20

21

Закрепление изученного.

2

27.04

02.05

122

22

Приёмы письменных вычислений.

1

03.05

123

23

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

1

04.05

124

24

Закрепление изученного. Подготовка к контрольной работе.

1

10.05

125

25

Итоговая контрольная работа.

1

11.05

126

26

Работа над ошибками. Знакомство с калькулятором.

1

15.05

127

27

Приёмы письменного деления.

1

16.05

128

28

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

1

17.05

129

29

Проверка деления.

1

18.05

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

        

     Обучающиеся должны знать:
      
названия и последовательность чисел до 1000;
      названия компонентов и результатов умножения и деления;
      правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).
      Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
      
Обучающиеся должны уметь:
      
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
      выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
      выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
      выполнять проверку вычислений;
      вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);
      решать задачи в 1—3 действия;
      находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Автор

Название

Издательство

1

М.И. Моро, М.А. Бантова,

Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова,С.В. Степанова

Математика.  3 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. для 3 класса нач.школы

М.: Просвещиние,2021г.

2

М.И. Моро,

С.И. Волкова

Рабочая тетрадь. В 2 частях.

М.: Просвещение,2022г.

№ п/п

Автор

Название

Издательство

1

Савинов Е.С.

Серия «Стандарты второго поколения». Примерная основная образовательная программаобразовательного учреждения. Начальная школа.

М.: Просвещение

2

М.И. Моро, М.А. Бантова,

Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова,С.В. Степанова

Математика: рабочие программы. 1-4 классы

М.: Просвещение

3

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко,

В.Н. Рудницкая.

Поурочные разработки по курсу «Математика» 1-4 классы, УМК М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой

М.: ВАКО

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. Электронное сопровождение к учебнику

2. Ноутбук

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

 (3 КЛАСС)

Входная контрольная работа №1

вариант 1

1. Реши задачу.

В лесной школе 15 ежей, а белочек – на 7 меньше. Сколько всего зверей в лесной школе?

     2.  Вычисли, записывая решение в столбик.

                     64 + 35                                            90 – 54

  1. +  28                                           63 – 36

                     46 + 24                                            85 – 43

      3.  Реши уравнения, сделай проверку.

             Х + 30 = 56                                     44 – Х = 32

  1. Начерти один отрезок длиной 3 см, а другой на 4 см больше.
  2. Сравни.

           4см 4мм * 40 мм                                2дм 5см   * 52 см

           30 см   * 3 дм                                       1м * 80 см

вариант 2

  1. Реши задачу.  

Белочка собрала 8 шишек, а орешков – на 9 больше. Сколько всего шишек и орешков собрала белочка?

  1. Вычисли, записывая решение в столбик.

47 + 43                                          68 – 45

59 + 32                                           71 – 52

29 + 44                                           90 – 57

  1. Реши уравнения, сделай проверку.

   54 + Х = 75                                         62 – Х = 14

  1. Начерти один отрезок длиной 9 см, а другой на 3 см меньше.
  2. Сравни.

  90 см * 1м                                              5 дм 7см * 75 см

                        30 см * 4 дм                                            45 мм * 35 мм

Контрольная работа №2  

по теме «Табличное умножение и деление»

вариант 1

  1. Запиши задачу

В столовую привезли 5 кг яблок, а груш в 4 раза больше. Сколько груш привезли в столовую?

  1. Вычисли

5 ∙ 6                  32: 4                          (36 + 4) : 8

3∙ 9                   24: 3                          75-(35-30) ∙2

4 ∙ 7                 18: 6                           25: 5 + 30: 6

  1. Найди площадь и периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см.
  2. Сравни. Поставь знаки>, < или  =

             7 ∙ 8 * 8 ∙ 7                          

7 ∙ 2 + 7 ∙ 3 * 7 ∙ 6                  

  1. Реши уравнения

Х : 5 = 3         7 ∙ Х = 21

      6*.  Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства были верными

8 см =        мм              

5м 6дм =       дм

вариант 2

  1. Запиши задачу кратко в таблицу и реши её.

В классе 6 девочек и 12 мальчиков. Во сколько раз мальчиков больше, чем девочек?

  1. Вычисли

9 ∙ 4                    28: 7                          16: 4 + 36: 6

7 ∙ 5                    32: 4                          (5 + 40) : 9

3 ∙ 7                    18: 2                          3 ∙ (24: 4) + 15

  1. Найди площадь и периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 6 см.
  2. Сравни. Поставь знаки>, <  или  =

8 ∙ 4 * 3 ∙ 7                                  

4 ∙ 5 + 4 ∙ 2   * 4 ∙ 6                        

  1. Найди значения Х

8 ∙ Х = 24                       14: Х = 14

       6*. Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства были верными.

   76дм =        м      дм

   6см =       мм                                

   

Контрольная работа №3  

по теме «Табличное умножение и деление» (за 2 четверть)

вариант 1

1. Реши задачу:

Ребята пошли в лес собирать грибы. Маша собрала 25 грибов, а Женя на 15 грибов больше. Саша собрал в 8 раз меньше, чем Женя. Сколько грибов собрали ребята?

2. Реши примеры:

6 8      25: 5     45:9

54: 6     7 9     56: 8

34 1    0:15     0+25

3. Расставь порядок действий и реши примеры:

24: (48:8+0)-4      

4. Реши уравнения:

72-х=15

вариант 2

1. Реши задачу:

Мама испекла пироги. С вишней 18 пирогов, а с абрикосом на 18 больше. Пирогов с черникой в 4 раза меньше, чем с абрикосом. Сколько пирогов испекла мама?

2. Реши примеры:

54: 6     79     56: 8

6 8      25: 5   45: 9

34 0    0: 9     0+42

3. Расставь порядок действий и реши примеры:

24: (48:6+0)-3

4. Реши уравнения:

34+х=61

Контрольная работа №4 (за 3 четверть)

вариант 1

1. Выполни вычисления:

16 • 3                    96 : 3                    45 • 2

18 • 4                    80 : 5                    55 : 5

48 – 24 : 3 • 5                 3 • (11 + 13) : 2

2. Выполни деление с остатком:

30: 7                 59 : 8              

3. Реши задачу:

На 7 одинаковых костюмов израсходовали 28 м ткани. Сколько таких костюмов можно сшить из 40 м такой же ткани?

4. Реши уравнения:

Х + 3 = 27                 х • 3 = 27

вариант 2

1. Выполни вычисления:

32 • 3                  48 : 4                    72 : 12

29 • 2                  60 : 5                    51 : 17

49 • 2                  84 : 4                    19 • 4 

68 – 36 : 9 • 7                 24 : (12 – 9) • 5

66 : 33 + 99 : 9               88 : 22 + 15 • 6

2. Выполни деление с остатком:

51 : 20                   40 : 6                     

63 : 30                   8 : 9

3. Реши задачу:

Масса 8 одинаковых корзин с виноградом 96 кг. Сколько кг винограда в 5 таких корзинах?

4. Реши уравнения: 

Х : 3 = 27                       16 • х = 64                  х – 73 = 27

5. Реши задачу:

Длина прямоугольника 6 см, а ширина 8 см. Найди периметр и площадь прямоугольника.

Итоговая контрольная работа за год №5

1 вариант.

1. Решите задачу.

В магазине было 75 гвоздик. Из них сделали букеты по 3 гвоздики в каждом. Сколько букетов получилось?

2. Найдите значение выражений.

36: 9 + 6 • 8 =

400 – (180: 3) =

3. Решите примеры столбиком.

447 – 189 =                248 + 324 =

152 • 3 =

4. Реши уравнение: Х • 8 = 72

5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найдите его площадь.

2 вариант.

1. Решите задачу.

С грядки собрали 84 кг моркови. Её разложили в мешки по 6 кг. Сколько мешков потребовалось?

2. Найдите значение выражений.

36: 4 + 5•3 =

500 + (720: 9) =

3. Решите примеры столбиком.

831 – 369 =                 316 + 523 =

279 • 2 =

4. Реши уравнение: Х ˸ 7 = 5

5. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите его площадь.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

______________ И.А. Багрий

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«МАТЕМАТИКА»

2022-2023 учебный год

3 а класс

Учитель

Чурило С.Г.

Раздел

Номер/

тема урока

Количество часов по КТП

Фактическое количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС...

рабочая программа по математике 1 класс школа России

Данная программа разработана для 1 класса по программе школа России в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по математике 4 класс"Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс"Школа России"...