Конспект урока математики на тему: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Поупражняемся в вычислениях»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Гермоний Дарья Эдуардовна

Конспект урока математики на тему: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Поупражняемся в вычислениях»

Тема: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Поупражняемся в вычислениях»

 

Тип урока: урок  обобщения и закрепления знаний.

 

Цель: совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел..

 

Задачи:

- образовательная: продолжить формирование умения составлять задачу по данному числовому выражению;

- воспитательная: создать условия для закрепления знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»;

- развивающая: развивать речевые умения, внимание и умение ориентироваться в тетради.

 

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность: познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная.

 

 

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

 

Базовый учебник: Математика, 2 класс. А.Л.Чекин, О.А.Захарова, Е.П.Юдина. В 2 ч. – М.:Академкнига/Учебник, 2010-2011. О.А.Захарова, Е.П.Юдина. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики на тему: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Поупражняемся в вычислениях»

Тема: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Поупражняемся в вычислениях»

Тип урока: урок  обобщения и закрепления знаний.

Цель: совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел..

Задачи:

- образовательная: продолжить формирование умения составлять задачу по данному числовому выражению;

- воспитательная: создать условия для закрепления знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»;

- развивающая: развивать речевые умения, внимание и умение ориентироваться в тетради.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность: познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Базовый учебник: Математика, 2 класс. А.Л.Чекин, О.А.Захарова, Е.П.Юдина. В 2 ч. – М.:Академкнига/Учебник, 2010-2011. О.А.Захарова, Е.П.Юдина. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2011.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

( УУД)

1. Организационный момент 

Цель: проверить готовность к уроку

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Эдуардовна. Сегодня  я  проведу у вас урок математики.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

 - Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу.

Напоминаем правила поведения на уроке:

  • Глазки смотрят и видят;
  • ушки слушают и слышат;
  • сначала думаю, а потом говорю;
  • помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других.

Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: «У меня всё получится».

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

Регулятивные: контролируют свои действия

2.

 Актуализация знаний (5 мин)

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения 

II. Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Задача

Посмотрите на экран, и прочитайте задачи.

– Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу вы можете решить? Какую – нет?

– Почему?

На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах?

На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах?

– Решите вторую задачу.

2. Какие числа нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства?

9 + 1 +  = 14 9 +  = 14

8 + 2 +  = 17 8 +  = 17

7 + 3 +  = 13 7 +  = 13

6 + 4 +  = 12 6 +  = 12

3. Сколько здесь треугольников?

Я тетрадочку открою и с наклоном положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Ножки ровно, спинку прямо, между грудью кулачок, Все задания сегодня выполню я хорошо!

Откройте тетради, запишите число, на следующей строке запишите  Классная работа.

Отвечать на вопросы учителя.

Рассматривают задачи

(16)

9 + 1 + 4 = 14     9 + 5 = 14

8 + 2 + 7 = 17     8 + 9= 17

7 + 3 + 3= 13      7 + 6= 13

6 + 4 + 2 = 12     6 + 6= 12

Ответ: ∆АВС, ∆АВЕ, ∆ВСЕ, ∆ACD, ∆ADE, ∆CDE, ∆BCD, ∆ABD.

Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.

Регулятивные: контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

3. Сообщение темы урока.

4. Обобщение знаний по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».

Работа по учебнику (с. 71–72).

 Физкультминутка

5. Первичное осмысление и закрепление.

Продолжение работы по учебнику (с. 72).

 

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

- Посмотрите на доску, что вы на ней видите?

96-5=91

33+9=42

18+5=23

55-8=47

- На какие две группы мы можем их поделить?

– Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

– Сегодня мы продолжим закреплять навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел.

Организует работу по теме урока.

- Откройте учебник на стр. 71

Выполним задание 1.

Устно составьте пять сумм однозначных чисел с числом 5. При вычислении их значений должен происходить переход из разряда единиц в разряд десятков.

– Вычислите значения этих сумм.

Выполним задание 2.

Выполните поразрядное сложение с переходом через разряд.

– Чем похожи все суммы?

– Чем отличаются суммы?

– Как будет изменяться значение суммы?

– А сейчас проверим себя, выполнив сложение. Один ученик выходит к доске, остальные выполняют в тетради.

Выполним задание 3.

Самостоятельно в левый столбик выпишите суммы, значения которых вычисляются без перехода через разряд, а в правый – с переходом через разряд.

- Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

– А теперь самостоятельно в тетради вычтите значения сумм из правого столбика поразрядным способом.

- Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Поднимите руку, у кого есть неправильные ответы? Следующий раз будьте внимательнее!

Выполним задание 4.

– Выпишите в столбик самостоятельно разности, в которых вычитаемое больше числа в разряде единиц уменьшаемого.

- Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

А сейчас вычислим значения разностей поразрядным способом.

        

Остальные 3 примера решаем самостоятельно.

32 – 5= (30+2) 5= (20 + 12) – 5 = 20 + (12 – 5) = 20 + 7 = 27

34 – 6 =(30+4) 6= (20 + 14) – 6 = 20 + (14 – 6) = 20 + 8 = 28

93 – 6 =(90+3) 6= (80 + 13) – 6 = 80 + (13 – 6) = 80 + 7 = 87

- Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Поднимите руку, у кого есть неправильные ответы?

– Почему при таком вычислении происходит переход через разряд?

Спал цветок и вдруг проснулся –

( туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

( Туловище впред , назад)

Шевельнулся, потянулся,

( Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

( Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

( Покружиться)

Поглядело солнце вправо,

А потом налево.

Лучи свои расправило

И нас теплом согрело.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Выполним задание 5.                

–Какое действие выполняется первым в каждом выражении?

– Вычислите значения данных выражений.

- Второй пример выписываем со второго столбика

- Третий пример выписываем с третьего столбика

- Остальные примеры решаем самостоятельно по рядам:

  • Вторую строчку первый ряд
  • Третью строчку второй ряд
  • Четвертую строчку третий ряд

I ряд

 (89+4)-8

1)89+4= (80+9)+4=80+(9+4)=80+13=93

2)93-8= (90+3)-8=(80+13)-8=80+(13-8)=80+5=85

(73 – 6) + 9

1) 73 – 6 = 73 – (3 + 3) = (73 – 3) – 3 = 70 – 3 = 67

2) 67 + 9 = (60 + 7) + 9 = 60 + (7 + 9) = 60 + 16 = 76

 7+(23-5)

1)23-5=23-(3+2)=(23-3)-2=20-2=18

2)7+18=7+(10+8)=(7+8)+10=15+10=25

II ряд

 (38+7)-9

1)38+7= (30+8)+7=30+(8+7)=30+15=45

2)45-9= (40+5)-9=(30+15)-9=30+(15-9)=30+6=36

(64-7)+5

1) 64 – 7 = 64 – (4 + 3) = (64 – 4) – 3 = 60 – 3 = 57

2) 57 + 5 = (50 + 7) + 5 = 50 + (7 + 5) = 50 + 12 = 62

 8+ (45-8)

1)45-8=45-(5+3)=(45-5)-3=40-3=37

2)8+37=8+(30+7)=(8+7)+30=15+30=45

 III столбик

 (84+9)-8

1)84+9= (80+4)+9=80+(4+9)=80+13=93

2)93-8= (90+3)-8=(80+13)-8=80+(13-8)=80+5=85

 (72 – 5) + 9

1) 72 – 5 = 72 – (2 + 3) = (72 – 2) – 3 = 70 – 3 = 67

2) 67 + 9 = (60 + 7) + 9 = 60 + (7 + 9) = 60 + 16 = 76

6+(24-5)

1)24-5=24-(4+1)=(24-4)-1=20-1=19

2)6+19=6+(10+9)=(6+9)+10=17+10=27

Выполним задание 6.

– Составьте разность из «круглого» двузначного числа и однозначного.

Выполним задание 7.

– Составьте задачу, решением которой была бы сумма 50 + 8.

–Ребята, скажите, а какая схема подходит для этой задачи?

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

(Примеры)

(Сложение и вычитание; с переходом через разряд и без перехода через разряд)

(Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел)

Учащиеся выполняют задание устно

5+5=10

6+5=11

7+5=12

8+5=13

9+5=14

(Первое слагаемое – 75.)

(Второе слагаемое – однозначное число, в каждой сумме увеличивается на 1.)

(Увеличиваться на 1.)

Один ученик выходит к доске

75+5=(70+5)+5=70+(5+5)=70+10=80

75+6=(70+6)+5=70+(6+5)=70+11=81

75+7=(70+7)+5=70+(7+5)=70+12=82

75+8=(70+8)+5=70+(8+5)=70+13=8375+9=(70+9)+5=70+(9+5)=70+14=84

91 + 8          

54 + 5        

63 + 4         

45 + 4    

   

48+3=(40+8)+3=40+(8+3)=40+11=51

28+6=(20+8)+6=20+(8+6)=20+14=34   36+9=(30+6)+9=30+(6+9)=30+15=45

37+7=(30+7)+7=30+(7+7)=30+14=44

Учащиеся выполняют задание самостоятельно

Один ученик выходит к доске

37–8=(30+7)-8=(20+17)-8=20+(17-8)=20+9

=29

54–7=(50+4)7=(40+14)–7=40+(14–7)=40+7 =47

Потому что количество единиц в уменьшаемом не достаточно, поэтому мы переходим через разряд.

Учащиеся выполняют упражнение

(В скобках.)

Один ученик выходит к доске

(37+8)-9

1)37+8= (30+7)+8=30+(7+8)=30+15=45

2)45-9= (40+5)-9=(30+15)-9=30+(15-9)=30+6=36

Один ученик выходит к доске

 (65-8)+5

1) 65–8=65–(5+)=(65–5)–3 = 60 – 3 = 57

2) 57+5=(50+7)+5=50+(7+5)=50+12=62

Один ученик выходит к доске

8+ (44-7)

1)44-7=44-(4+3)=(44-4)-3=40-3=37

2)8+37=8+(30+7)=(8+7)+30=15+30=45

Учащиеся выполняют самостоятельно

60-7=53

Учащиеся предлагают варианты условия задачи.

Один ученик выходит к доске.

Собрали – 50 м.

Привезли – 8 м.

Решение:

50 + 8 = 58 (м.) – всего.

Ответ: 58 мешка.

Схема №3

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

6. Итог урока.

Рефлексия

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Домашнее задание: составить и решить задачу по выражению 52 – 8.

Итак, ребята, дополните фразу. Сегодня на уроке..

Я узнал (а)…

Мне понравилось…

Было трудно…

Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение.

Регулятивные:

адекватно воспринимают качественную оценку.

Личностные: показывают отношение к предмету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У меня всё получится».

Слайд 2

На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах? На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах?

Слайд 3

9 + 1 +  = 14 8 +  = 17 7 +  = 13 6 +  = 12 9 +  = 14 8 + 2 +  = 17 7 + 3 +  = 13 6 + 4 +  = 12 4 7 3 2 5 9 6 6

Слайд 4

E Ответ: ∆ АВС , ∆ АВЕ , ∆ ВСЕ , ∆ ACD , ∆ ADE , ∆ CDE , ∆ BCD , ∆ ABD .

Слайд 5

96-5=91 33+9=42 18+5=23 55-8=47 «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»

Слайд 6

5+5=10 6+5=11 7+5=12 8+5=13 9+5=14 №1

Слайд 7

№3 91 + 8 54 + 5 63 + 4 45 + 4 48 + 3 28 + 6 36 + 9 37 + 7

Слайд 8

48+3=(40+8)+3=40+(8+3)=40+11=51 28+6=(20+8)+6=20+(8+6)=20+14=34 36+9=(30+6)+9=30+(6+9)=30+15=45 37+7=(30+7)+7=30+(7+7)=30+14=44

Слайд 9

№4 37 – 8 54 – 7 32 – 5 34 – 6 93 – 6

Слайд 10

93 – 6 =(90+3) – 6= (80 + 13) – 6 = 80 + (13 – 6) = 80 + 7 = 87 32 – 5= (30+2) – 5= (20 + 12) – 5 = 20 + (12 – 5) = 20 + 7 = 27 34 – 6 =(30+4) – 6= (20 + 14) – 6 = 20 + (14 – 6) = 20 + 8 = 28

Слайд 12

I ряд ( 89 + 4 )-8=85 1 ) 89 + 4 = (80+9)+4=80+(9+4)=80+13=93 2 ) 93 - 8 = (90+3)-8=(80+13)-8=80+(13-8)=80+5=85 ( 73 – 6 ) + 9 = 76 1) 73 – 6 = 73 – (3 + 3) = (73 – 3) – 3 = 70 – 3 = 67 2) 67 + 9 = (60 + 7) + 9 = 60 + (7 + 9) = 60 + 16 = 76 7 + ( 23 - 5 ) = 25 1)23-5=23-(3+2)=(23-3)-2=20-2=18 2)7+18=7+(10+8)=(7+8)+10=15+10=25

Слайд 13

II ряд ( 38 + 7) – 9 = 36 1)38+7= (30+8)+7=30+(8+7)=30+15=45 2)45-9= (40+5)-9=(30+15)-9=30+(15-9)=30+6=36 ( 64 – 7 ) + 5 = 62 1) 64 – 7 = 64 – (4 + 3) = (64 – 4) – 3 = 60 – 3 = 57 2) 57 + 5 = (50 + 7) + 5 = 50 + (7 + 5) = 50 + 12 = 62 8 + ( 45 -8 ) = 45 1)45-8=45-(5+3)=(45-5)-3=40-3=37 2)8+37=8+(30+7)=(8+7)+30=15+30=45

Слайд 14

III столбик ( 84 + 9 ) – 8 = 85 1)84+9= (80+4)+9=80+(4+9)=80+13=93 2)93-8= (90+3)-8=(80+13)-8=80+(13-8)=80+5=85 ( 72 – 5 ) + 9 = 76 1) 72 – 5 = 72 – (2 + 3) = (72 – 2) – 3 = 70 – 3 = 67 2) 67 + 9 = (60 + 7) + 9 = 60 + (7 + 9) = 60 + 16 = 76 6 + ( 24 – 5 ) = 27 1)24-5=24-(4+1)=(24-4)-1=20-1=19 2)6+19=6+(10+9)=(6+9)+10=17+10=27

Слайд 15

Оцениваю себя сам Я доволен своей работой. У меня всё получилось. Я старался, но не всё получилось. Были затруднения, но я справился. Я недоволен своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики по теме Сложение и вычитание двузначных чисел.

конспект урока во 2 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...

презентация к уроку математики по теме Сложение и вычитание двузначных чисел.

Презентация, которая подготовлена к уроку математики во 2 классе по теме Сложение и вычитание двузначных чисел.            Дополнение текста, не явл...

Тест по математике на тему «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд» 2 класс

Тест по математике на тему «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел  с переходом в другой разряд» 2 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» (2 класс)

Цель урока: знакомство с приёмом сложения двузначных чисел, заменяя одно из слагаемых суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых....

Проверочный тест по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд».

Прверочный тест по математике  составлен в двух вариантах и  состоит из десяти заданий. Рекомендован при закреплении знаний  по изучаемой теме. Подходит для любого учебно-педагогическог...

Конспект урока математики 1 класс «Сложение и вычитание двузначных чисел», УМК «Перспектива»

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели деятельности учителя: формирование умения складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд; закрепление знаний нумерации д...