Представление информации в виде таблицы
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Голубева Наталья Викторовна

Методические разработки двух внеурочных занятий, которые проведены  в рамках курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность».

Занятия направлены на развитие  математической грамотности через решение задач с помощью таблиц ; с применением знаний по теме « Задача»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx124.04 КБ
Файл zanyatie_2.docx75.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Представление информации в виде таблицы

Цель – знакомство с  еще одним способом составления краткой записи - таблицей, отработка вычислительных навыков при решении задач,

совершенствовать навыки решения задач на нахождение периметра, на разностное сравнение.

Планируемые результаты.

Личностные УУД

Принятие и усвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Развитие доброжелательности и эмоционально  нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные.

На данном уроке ученики получат возможность: научиться записывать данные задачи в таблицу.

Закрепление навыков решать задачи.

Расширение словарного запаса у детей.

Метапредметные УУД

Регулятивные  УУД:

Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства.

Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.

Познавательные УУД:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема  и др.).

Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать  других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Ход занятия

1.Мотивация к учебной деятельности

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которое помогают в учёбе …

которые пригодятся для успешной работы на уроке…

которые помогут нашему уроку быть успешным…(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

2.Актуализация знаний

- Готовясь к  нашему занятию , я нашла задачу, с которой мне бы хотелось поделиться с вами.

Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. На третий день он пригласил в гости лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла.

- Правильно ли поступила лиса?

Вывод: при чтении любого текста надо обращать внимание на все, казалось бы, даже незначительные, моменты, нельзя «терять» ни одного слова. Это очень важно при решении всех видов математических заданий.

Мы с вами умеем решать задачи, составляя краткую запись, но  при решении задач используют ещё один способ составления краткой записи. Мы  решим примеры и  отгадаем слово. На каждый ответ, найди соответствующую букву.

8+9

4+7

6+7

9+3

8+6

15-8

19-10

(таблица №1)

11

13

9

17

12

14

7

а

б

а

т

л

и

ц

3.Изучение нового материала

Таблица- это еще один способ краткой записи задачи.

- Что обозначает слово таблица?

В толковом словаре русского языка для школьников  написано

 «Таблица - сведения о чём – нибудь, расположенные по графам».

-Какие примеры таблиц вы знаете? (страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе )

--Какова же цель нашего занятия?( Будем учиться записывать задачу при помощи таблицы.)

Основной прием, который используется при решении текстовых задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Требования при составлении таблицы:

  • таблицу следует делать компактной ;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Таблицы состоят из столбиков и строчек.  (показать столбики и строчки в таблице №1)

  1. На доске таблица .Работаем устно.

- Сколько строчек в таблице?

-Сколько столбцов в таблице?

- О каких компонентах говорится в таблице?

- Как найти неизвестное слагаемое?

Слагаемое

8

6

30

54

Слагаемое

4

8

6

3

Сумма

13

17

2.Петя записал в  таблицу числа . Добавь числа Пети в таблицу.

89,99,4,12.2,19,20,24,78,54

Свойства чисел

Меньше 20

Больше 20, но меньше 30

Чётные

нечётные

4. Закрепление изученного материала

Прочитайте текст «Грибная охота», расположенный справа. Заполните запись выражения числами.

Смирновы купили 3 разные корзинки общей вместимостью 16 литров. Какие корзинки купили Смирновы?

Дополните числовое выражение, которое покажет, какой вместимости корзинки купили Русаковы.

        +        +        =16 л.

Семья Смирновых (папа, мама, дочь и сын) приобрела на август путевки в пансионат. Их знакомые, которые отдыхали в этом пансионате, предупредили, что область, где расположен пансионат, славится грибными местами. Смирновы решили запастись корзинами для грибов. Они поручили своей 9-летней дочери Наде посмотреть, что предлагается в Интернете.

Надя выбрала понравившиеся ей корзинки и составила таблицу.

Характеристика

P29C2T1#yIS1

P31C2T1#yIS1

P32C2T1#yIS1

P33C2T1#yIS1

P34C2T1#yIS1

Вместимость.

Объём, л

9

8

6

4

2

- Работа с веером цифр, показываем ответы.

- Сколько корзин выбрала Надя в Интернете?

- Сколько корзин купили Смирновы?

-Какой общей вместимостью  купили корзины?

-Какие корзины купила семья Смирновых?

Физкультминутка ( под музыку, таблице на доске, учитель показывает вид упражнения, учащиеся делают)

Вид  упражнения

 количество

Наклоны вправо

5

Наклоны влево

6

Присядание

8

Наклоны вперёд

4

Махи руками

10

Прыжки на правой ноге

9

Прыжки на левой ноге

9

Вдох выдох

5

Работа в парах.

Прочитайте текст «Земляника», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа

Какой сорт ягод подходит под требования девочек?

Отметьте один верный вариант ответа.

  • Золотинка
  • Золотой десерт
  • Жёлтое чудо
  • Капелька

Катя и Оля очень любят землянику. Обычно зрелая земляника красная и очень ароматная.

Недавно Катя прочитала в интернете, что существует и жёлтая земляника. P23C2T1#y1

Катя решила вырастить её из семян. Она нашла таблицу (см. таблицу 1) со сведениями о самых популярных сортах жёлтой земляники. Для обсуждения свойств этих сортов она позвала свою младшую сестру Олю. Вместе девочки стали изучать таблицу 1.

Название сорта

Время

плодоношения

Высота куста,

см

Масса

ягоды, г

Золотинка

июнь-сентябрь

12–14

9–11

Золотой десерт

июнь-октябрь

20–25

2–3

Жёлтое чудо

июнь-сентябрь

15–20

5–8

Капелька

июнь-октябрь

15–20

2–3


5. Итог урок : Что нового узнали на занятии?

Что такое таблица?

Для чего нужны таблицы?

5. Рефлексия : Вы видите в таблице карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Выберите рисунок, который соответствует вашему  настроению.

 https://www.fischundfleisch.com/img/3113/900/gelber_smiley_aufkleber-r89efb7a7060b49ae8400303d1d708867_v9wth_8byvr_512.jpg

https://w7.pngwing.com/pngs/575/149/png-transparent-smiley-emoticon-wikipedia-plain-miscellaneous-wikimedia-commons-smiley.png

http://cdn.primedia.co.za/primedia-broadcasting/image/upload/v1465401285/ryor5xr1nxxvvloqzhgw.jpg



Предварительный просмотр:

Тема:.  Работа с текстовыми задачами. Представление текста задачи с помощью таблицы.

Цель –отработка навыка решать задачи  еще одним способом составления краткой записи - таблицей, отработка вычислительных навыков при решении задач,

совершенствовать навыки решения задач на нахождение периметра, на разностное сравнение.

Планируемые результаты.

Личностные УУД

Принятие и усвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Развитие доброжелательности и эмоционально  нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории.

Предметные.

На данном уроке ученики получат возможность: научиться записывать данные задачи в таблицу.

Закрепление навыков решать задачи.

Расширение словарного запаса у детей.

Метапредметные УУД

Регулятивные  УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства.

Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.

Познавательные УУД:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема  и др.).

Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать  других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование: учебник, словари

Ход занятия

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте! Что особого  мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

М. Карасёва

  • Какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда говорим его друг другу?

Я желаю вам сегодня удачи, точных расчётов и вычислений, новых открытий.

  • Девиз нашего урока сегодня « С малой удачи начинается большой успех!»

2. Актуализация знаний

.- С чего  начнём работать?

- Что вы учились делать на прошлых уроках?( Решали задачи, учились записывать краткое условие в виде таблицы.)

Вывод: при чтении любого текста надо обращать внимание на все, казалось бы, даже незначительные, моменты, нельзя «терять» ни одного слова. Это очень важно при решении всех видов математических заданий.

- Выполните следующее задание: прочитайте самостоятельно задачу, запишите краткое условие, решение, пояснение и ответ.

Около школы посадили 8 лип , а берёз на 2 меньше, чем лип. Сколько всего лип и берёз посадили около школы? (выполняют задание в тетрадях)

  - Задание на пробное действие выполните в парах.

 Повторите правила работы в парах.

-Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с задачей.

- Кто прочтет?

В историческом музее выставку, посвящённую Дню Победы посетили в 1 день:

15 ветеранов, 20 спортсменов и 25 учеников,

а во 2 день музей посетили:

10 ветеранов, 16 спортсменов и  14  учеников.

Сколько всего ветеранов посетили музей?

Сколько всего спортсменов посетили музей?

Сколько всего учеников посетили музей?

- Что обозначает слово «музей»? (значение слова «музей»)

- Что обозначает слово «ветеран»? (значение слова «ветеран»)

-Сделайте краткую запись задачи любым способом на листочках.

-Удобно было составлять краткую запись к задаче?

-Почему? (много данных)

-Обратите внимание на доску. Как еще можно составить краткую запись?

 

  1 день  

2 день

Всего

Ветераны

Спортсмены

 

Ученики

 

 

- Что находится в строчках и в столбцах?( В верхней строчке написаны дни, когда посещали музей.

В 1-м столбике в строчках  написано, кто посещал музей.)

-Ребята, сейчас мы с вами заполним таблицу.

- Что обозначает число 15  в задаче? 20, 25, 10, 16, 14?

 

  1 день  

2 день

Всего

Ветераны

15 

10 

Спортсмены

20 

16 

 ?

Ученики

 15

 14

 ?

 Запишите решение задачи по действиям с пояснением.

1) 15 +10=25 ветеранов.

2) 20+16= 36 спортсменов.

3) 15+14=29 учеников.

Ответ: музей посетили всего ветеранов- 25   , спортсменов -  36 , учеников -  29 .

-Какая краткая запись помогла вам при решении этой задачи? (таблица)

- Мы с вами по тексту составили таблицу и решили задачу, но можно наоборот по рисунку и записям в таблице составить задачу. Откройте учебники стр.30 №1..

-Работа в парах. Пользуясь таблицей, дополни данными условие задачи.(каждая пара получает карточку с заданием)

Девочки

Листья

Жёлуди

Шишки

Катя

15

40

16

Лена

29

20

18

Девочки собрали для поделок листья, жёлуди, шишки.Катя собрала________листьев, ___желудей, а шишек на ________больше, чем листьев. Лена собрала__________листьев, _________Желудей, а шишек на ______меньше, чем желудей.

Ответьте на вопрос, выполнив арифметическое действие.

А) На сколько меньше шишек нашла Катя, чем Лена?____________________________

Б) Сколько всего листьев нашли девочки?__________________________________

В) На сколько больше листьев нашла Лена , чем Катя?____________________________

Работа с сигнальными карточками

- Смотрите внимательно на таблицу и с помощью сигнальных карточек ответьте на мои вопросы. ( красный – нет, зелёный –да)

- Купили 1 дыню?

- Масса 4 лимонов 500 г.?

- Масса 1 дыни 2 кг200г.?

- Купили 4 лимона?

- Покупали овоши?

- Масса 4 апельсинов 800 г.?

Фрукты

Количество

Масса

Яблоко

2 шт.

400 г

Лимон

4 шт.

600 г

Дыня

1 шт.

2 кг 200 г

Апельсин

4 шт.

800 г

Творческая работа – составьте задачу по  таблице.

Рефлексия

https://pedsovet.su/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Представление информации"

Данный материал содержит план-конспект урока и презентацию, которая включает в себя физкультминутку. Представленная разработка урока может быть использована как на уроке, так на внеурочном мероприятии...

Урок на тему "Сбор и представление информации"

Урок по информатике в 3 классе на тему "сбор и представление информации" по программе Матвеевой Н.В....

Представление информации - 3 класс

Задания для интерактивной доски  в пограмме  SMART Notebook. Задания на распределение по группам, установления соотвествия, а так же творческие задания, связанные с составлением историа по р...

Урок информации по теме "Представление информации"

Урок информатики по теме "Представление информации"Цель: вспомнить основные виды информации по способу восприятия- органы чувств- используя понятия "источник информации" и "приемник информации" ввести...

Поиск, выделение и представление информации как составляющая читательской грамотности учащихся.

В статье представлены практические рекомендации по работе с приёмами изучающего чтения....

Работа с информацией, представленной в виде таблицы, диаграммы

В работах представлены задания по заполнению таблиц, диаграмм, получения информации из таблиц, диаграмм...