«Развитие математических представлений у детей 5-7 лет с использованием интерактивных методов обучения» (из опыта работы по программе «Мир открытий» математическое познание)
материал по математике

Долгополова Лариса Ивановна

Применение интерактивных методов в обучении дошкольников математике является  эффективным средством интеллектуального развития, математических способностей, познавательного интереса и  формирования личности ребёнка в целом. Критическое мышление, умение правильно задавать вопросы, с удовольствием учиться новому и использовать полученные знания пригодится не только в будущей профессии, но и в жизни.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

 «Развитие математических представлений у детей 5-7 лет с использованием интерактивных методов обучения»

(из опыта работы по программе «Мир открытий» математическое познание)

https://techmagia.ru/wp-content/uploads/2021/12/poster_event_1550575.jpghttps://ftkny.com/wp-content/uploads/2013/12/core-img.pnghttps://ftkny.com/wp-content/uploads/2013/12/core-img.png

                                                Автор: Долгополова Лариса Ивановна

                                                 педагог дополнительного образования

                                                высшей квалификационной категории  

г. Оренбург

«Развитие математических представлений у детей 4-7 лет с использованием интерактивных методов обучения

Проблема повышения качества дошкольного образования является важной задачей на современном этапе, что подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Чем более подготовлен будет ребенок в дошкольный период, тем успешнее пройдет его адаптация и обучение в школе.

Поэтому актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с дошкольниками, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, которые способствуют проявлению инициативности, развивают самостоятельность в принятии решений, вовлекают всех обучающихся в учебный процесс. Педагог выступает в роли партнёра и  помощника.

Хочу поделиться опытом работы своего творческого объединения по использованию интерактивных методов обучения математике дошкольников.

Я работаю по программе «Мир открытий» (математическое познание). Цель программы заключается в развитии у детей элементарных математических способностей.https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-05/1653654240_37-kartinkof-club-p-veselaya-matematika-kartinki-dlya-detei-39.jpg Основной вид деятельности детей дошкольного возраста это игра. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает значительное влияние на умственное развитие ребенка, способствует развитию коммуникативных навыков в этот период.

Свои занятия по развитию элементарных математических представлений для детей 5-7 лет я провожу в игровой форме.

Для детей 5-6 лет часто начинаю с интеллектуальных разминок, которые являются  одним из интерактивных методов. Вопросы для разминки не ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний.

Такие игры проходят в кругу. Дети передают мяч по очереди друг другу и называют число. Например, в играх «Считай дальше» на закрепление прямого или обратного счета, «Не ошибись» на умение считать двойками до 20-и, тройками, десятками до 100.

Также использую игру «Я начну, ты продолжай на вопросы отвечай». Бросаю мяч ребенку, задаю вопрос, а ребенок должен ответить на него и вернуть мяч обратно. Например:

- Сколько всего дней в неделе?

- Как называются суббота и воскресенье?

- Как по-другому называются оставшиеся дни?

- Какой сегодня день надели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день будет завтра?

 В игре «Будь внимателен»,  поймав мяч, необходимо считать дальше от заданного числа до 10 или 20, в соответствии с возрастом детей.

Или бросаю математический мяч с цифрами и называю число. Тот, у кого оказался мяч должен назвать предыдущее и последующее число названного. Игра называется «Соседи числа».

Данный метод способствует коммуникативным навыкам, умению слушать друг другу и помогать в нужный момент, настроиться на предстоящую работу.

С детьми 6- летнего возраста использую игру «Напиши число». Детям предлагаю сначала договориться, кто сначала будет называть число, а кто писать на игровизоре. Затем один называет число, другой пишет. Все вместе проверяем правильность выполнения задания. Игра повторяется, дети меняются ролями.

Также в этом возрасте метод «работа в парах» применяю при составлении и решении простых арифметических  задач. Дети делятся на пары. Каждая получает карточку. Необходимо составить и решить задачу по картинке. Ребята договариваются, кто будет рассказывать условие и вопрос задачи, а кто  - выкладывать ее решение. Совместно придумывают задачу, проговаривают, как найти ответ.

Данный метод способствует выработке навыков сотрудничества в узком кругу общения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Еще один интерактивный метод, который я использую в своей работе с детьми 5-6 лет - «снежный ком», позволяющий задействовать всех детей. Обычно мы с ребятами делимся на малые группы, состоящие из трех человек. Дается общее задание. Например, выкладываем картины из геометрических фигур. В каждой подгруппе дети договариваются о действиях каждого члена команды: что выкладывает, какого цвета, из каких фигур. В конце идем на выставку картин. Рассматриваем ее, оцениваем работы других «художников» и свою.

Следующий интерактивный метод – это «общий проект». Дети объединяются в малые группы. Но дается каждой группе свое задание, объединенное одной темой.  Например, «Несуществующее животное», «Автопарк» или «Путешествие на поезде». Ребята обсуждают, какое животное, транспорт, вагончики  они будут выкладывать, кто потом про них расскажет. По завершению работы каждая группа представляет свою  коллективную работу - проект. Все вместе обсуждают его.

Данный интерактивный метод предоставляет возможность всем детям  участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, снимает закрепощенность.

Таким образом, применение интерактивных методов в обучении дошкольников математике является  эффективным средством интеллектуального развития, математических способностей, познавательного интереса и  формирования личности ребёнка в целом. Критическое мышление, умение правильно задавать вопросы, с удовольствием учиться новому и использовать полученные знания пригодится не только в будущей профессии, но и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Актуальность темы заключается в том, что информационная компетентность всё больше определяет уровень образования....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...

Обобщение опыта работы Дьяковой С.А. по теме "Развитие познавательных универсальных учебных действий путём использования интерактивных методов обучения"

Здесь представлен  опыт работы по теме " Развитие познавательных универсальных учебных действий путем использования интерактивных методов обучения"...

Презентация «Обобщение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения»

Представление опыта работы по указанной темеhttps://cloud.mail.ru/public/6P5D/ea9YReZj8...