Программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"
рабочая программа по математике (4 класс)

Ирина Николаевна Орехова

Программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Борисоглебского городского округа

средняя общеобразовательная школа №13

МБОУ БГО СОШ № 13

«Рассмотрено»

на заседании МО__________________

___________/И.А.Свищева

Протокол №_________от «___»____________2022г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ БГО СОШ №13

___________/Л.А.Шишкина

                     «___»_______2022г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ БГОСОШ№13

___________О.В.Долгова

 Приказ №_________от «___»_________2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Математическая шкатулка»

для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Орехова Ирина Николаевна

 учитель начальных классов

Борисоглебск 2022

1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

        Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

        Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

   Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

           СП 2.4.3648-20;

        СанПиН 1.2.3685-21

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД, но не все младшие школьники имеют мотивацию к обучению математике, не все стремятся развивать свои интеллектуальные способности. Как быть? Как помочь ребёнку понять и полюбить математику? Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Внеурочная деятельность как нельзя лучше не только выявляет познавательный интерес, но и стимулирует к дальнейшей работе в выбранном направлении. Совместная учебная и внеучебная работа дают двойную пользу обучающемуся, так как появляются время и возможности для выявления интереса к предмету, углубления знаний и возможности их практического применения. Поэтому была разработана программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» для обучающихся 4 классов. Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, углубляет целостное представление о науке «Математика», способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Цель программы: создать условия для развития математических способностей младших школьников и формирования устойчивого интереса к математике.

Задачи программы:

образовательные:

  • формировать у обучающихся знания о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
  • формировать у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • формировать первоначальные навыки работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа  меню, нахождение информации на заданную тему);
  • формировать умения  выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
  • развить мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • развивать пространственное воображение;
  • развить коммуникативные уменя в процессе решения разнообразных заданий;
  • развить внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

воспитательные:

  • - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ БГО СОШ №13

        Учебный курс предназначен для обучающихся 4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год  в каждом  классе.

Содержание курса

Содержание программы кружка представлено пятью разделами: 1 раздел – «Математическое справочное бюро», 2 раздел – «Математические игры», 3 раздел – «В мире задач», 4 раздел – «Геометрическая мозаика», 5 раздел – «Упражнения на быстрый счет».

Формы организации и виды деятельности школьников.

Занятия организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы, загадки. Обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и др.

Основные формы практической деятельности обучающихся:

- проект «Создание задачника по математике»;

- творческие  работы (Выпуск математической газеты,; составление ребусов, «Создание презентации «Римские цифры»);

- викторины («Юный математик»; «Умники и умницы»; «Геометрическая мозайка»)

Виды игр, используемые на занятиях:

игры на развитие внимания ( «Математические фокусы»);

игры-тренинги («Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число»);

игры-соревнования («Игра – соревнование «Весёлый счёт»)

        Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные   результаты:

- развит познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;

- сформированы умения  выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

- развита внимательность, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

Метапредметные результаты:

- развиты мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- развиты коммуникативные умения в процессе решения разнообразных заданий;

- сформированы умения адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, анализировать их на том или ином этапе.

Предметные результаты:

- сформированы у обучающихся знания о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);

- сформированы у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

- развито пространственное воображение и геометрические представления;

- сформированы первоначальные навыки работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему).  

                 

№ п/п

Тема

Форма проведения

Часы

ЭОР

теория

практика

1

Арифметика Каменного века.Занимательные задачи.

Беседа

1

2

Старинная русская нумерация. Занимательные задачи

Игровой урок

0,5

0,5

3

Римская нумерация. «Игры со спичками»

Игровой урок

0,5

0,5

4

Римские цифры. Как читать римские цифры

Практическое занятие

0,5

0,5

5-7

Создание презентации «Римские цифры»

Практическое занятие

1

2

8

Математические фокусы

Игровой урок

0,5

0,5

9

Числовые головоломки

Игра

0,5

0,5

10

Числоград

        Игра

0,5

0,5

11

Ребусы

Игра

0,5

0,5

12

Математические игры и задачи

Игровой урок

0,5

0,5

13-15

Выпуск математической газеты «Математика в играх»

Проект

1

2

16

Мир занимательных задач (задачи со многими возможными решениями)

Практика

0,5

0,5

17

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия

Практика

0,5

0,5

18

Задачи, решаемые перебором различных вариантов

Практика

0,5

0,5

19-20

Из истории дробей. Старинные задачи с дробями.

Практика.

1

1

21

В гостях у Белоснежки (сравнение долей.Решение задач)

Практика

0,5

0,5

22

Викторина «Умники и умницы»

Турнир

1

23-25

Проект «Создание задачника по математике»

Проект

3

26

Викторина «Юный математик»

Турнир

1

27

Объёмные геометрические фигуры (цилиндр, конус)

Практика

1

28

Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр)

Практика

1

29

Измерение площади с помощью палетки

Практика

1

30

Викторина «Геометрическая мозаика»

Турнип

0,5

0,5

31

Вычисли наиболее удобным способом.

Игровой урок

1

32

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Практика

1

33

Математические цепочки

Турнир

1

34

Итоговое занятие «Считай, смекай, отгадывай»

Конференция

1

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Всего часов

Количество часов

Дата

теория

практика

план

факт

1

Арифметика Каменного века.Занимательные задачи.

1

1

2

Старинная русская нумерация. Занимательные задачи

1

0,5

0,5

3

Римская нумерация. «Игры со спичками»

1

0,5

0,5

4

Римские цифры. Как читать римские цифры

1

0,5

0,5

5-7

Создание презентации «Римские цифры»

3

1

2

8

Математические фокусы

1

0,5

0,5

9

Числовые головоломки

1

0,5

0,5

10

Числоград

1

0,5

0,5

11

Ребусы

1

0,5

0,5

12

Математические игры и задачи

1

0,5

0,5

13-15

Выпуск математической газеты «Математика в играх»

3

1

2

16

Мир занимательных задач (задачи со многими возможными решениями)

1

0,5

0,5

17

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия

1

0,5

0,5

18

Задачи, решаемые перебором различных вариантов

1

0,5

0,5

19-20

Из истории дробей. Старинные задачи с дробями.

2

1

1

21

В гостях у Белоснежки (сравнение долей.Решение задач)

1

0,5

0,5

22

Викторина «Умники и умницы»

1

1

23-25

Проект «Создание задачника по математике»

3

3

26

Викторина «Юный математик»

1

1

27

Объёмные геометрические фигуры (цилиндр, конус)

1

1

28

Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр)

1

1

29

Измерение площади с помощью палетки

1

1

30

Викторина «Геометрическая мозаика»

1

0,5

0,5

31

Вычисли наиболее удобным способом.

1

1

32

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

1

1

33

Математические цепочки

1

1

34

Итоговое занятие «Считай, смекай, отгадывай»

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)

Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа . Приобщать школьников к  актив...

Программа внеурочной деятельности Клуб «Волшебная шкатулка» 1-4 класс

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка" 2 класс

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.      Песня, а также современная п...

Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок «Музыкальная шкатулка»

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы.  Д.Шостакович...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Волшебная шкатулка.

Цель программы:Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа . Приобщать школьнико...

Программа внеурочной деятельности в 3 классе "Математическая шкатулка"

Программа внеурочной деятельности по математике в 3 классе "Математическая шкатулка"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"

Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г.Сафоново по внеурочной деятельности курса «Математическая шкатулка» для    учащихся 1—4 классов МБОУ «СОШ № 2»...