Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Волшебная шкатулка.
рабочая программа (2 класс) на тему

Снежкова Ольга Владимровна

Цель программы:
Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа .

 Приобщать школьников к  активной  творческой деятельности,  к сокровищнице отечественного театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsh_shkat_2_kl.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа        

                                                      Г. Покров

                        Петушинского района Владимирской области    

                                                                               

«Рассмотрено»                                                                                         «Утверждаю»

на заседании методического                                      Директор МБОУ НОШ г. Покров

объединения учителей                                                _____________________

начальных классов                                                      Воронина Н.Н.                                           

Протокол №__                                    

от «_________»2017г.                                                                                            

                                     

Рабочая программа

внеурочной деятельности по общекультурному направлению

Волшебная шкатулка.

 2 класс

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                 МБОУ  НОШ г. Покров

                                                                                                                 Снежкова О.В.

                                                 

                                     

                                                    2017 – 2018  год

Цель программы:
Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа .

 Приобщать школьников к  активной  творческой деятельности,  к сокровищнице отечественного театрального искусства.


Задачи

  Образовательная: приобщать детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русских  народных  и авторских произведений.

  Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

  Расширить знания обучающихся об истории Родины. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению  традиций, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям , видеть, ценить и беречь красоту родного края.

Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, Дать школьникам  навыки  сценического мастерства, содействовать развитию речи детей.
                    Понять   мир русских народных и авторских произведений  детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, театрализация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать литературное произведение , извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный  опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, сочинительство, шитье, изготовление декораций, постановка спектаклей.
Программа имеет интегрированный характер.  Подведение итогов занятий проводится  в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, концерт,  конкурс, спектакль.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет  в объеме 33  часа в год (по одному часу в неделю).
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в  привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Пояснительная записка

                 Рабочая программа по общекультурному  направлению «Волшебная шкатулка»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению.

 Дети будут  осваивать азы актерского искусства и режиссуры, принимать участие в подготовке театрального реквизита (костюмы, декорации), рекламы (составлять афиши, программки), т.е. расширят свои возможности не только в освоении предметных компетенций (музыкальной, театральной, изобразительной деятельности), но и  в метапредметных – личностных (осмысление и оценка содержания и характера  театральной деятельности), коммуникативных (опыт общения со сверстниками, учителями, родителями, артистами), познавательных (расширение представлений о синтетических видах искусства, отражения в них действительности), регулятивных (опыт самоорганизации и самоконтроля).

         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие литературных  и актёрских  способностей, формирование основ театральной  культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных  впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И  важно, чтобы рядом с ребёнком оказался взрослый, который помог бы  войти в мир народных и авторских литературных произведений, дать возможность их  прочувствовать, развить у него актёрские  навыки  и любовь к книге.

         Актуальность и значимость  данной программы  обусловлена и тем, что она  имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.

 Большое  внимание уделяется формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости к  художественным произведениям.

Данная программа  учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.            Программа предполагает реализацию следующих принципов:

          1)Принцип всестороннего развития.  Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкой и литературой – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к своей деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что  – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении  репертуара и различных упражнений.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных  праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает ребятам  в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл  искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Планируемые результаты:

  1. Развитие эмоционально-чувственной сферы.
  2. Расширение читательского кругозора, формирование интереса к чтению.
  3. Формирование навыка чтения.
  4. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, мир, природа, труд, знания, культура.
  5. Формирование коммуникативной, эстетической, социальной компетенции школьников.
  6. Освоение азов актерского искусства.
  7. Школьники получат опыт самоорганизации и самоконтроля.

Учебно-тематический план:

Тема занятия

Содержание занятия

дата

1

Вводное занятие.Правила поведение на занятиях по внеурочной деятельности Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Разучивание скороговорок
  Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.

2

Путешествие в сказку.

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).

Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Скороговорка «Аты-баты.»

Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки». Чтение сказки «Теремок», распределение ролей.

3

Инсценировка сказки  «Рукавичка»

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).

Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Рукавичка». Беседа-диалог: «В тесноте да не в обиде». Упражнения  (летит птица, ползёт улитка и т. д.);  Скороговорка «Бабка Ёжка».

4

Украинская народная сказка «Козел и баран».

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Чтение сказки  детьми.

Упражнения для языка.  Упражнения для губ.Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

5

Украинская народная сказка «Козел и баран»

Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

Просмотр м/ф  «Козел и баран».

Чтение по ролям. Инсценировка.

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чистоговорка «Дон-дон».

6

Украинская народная сказка «Козел и баран»   .

Упражнения на развитие произвольного внимания.

Аппликация по мотивам сказки «Козел и баран»

Упражнения «Летает – не летает», «День  и ночь», «Совушка» и т. д.

7

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Упражнения на развитие памяти.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» - чтение.

Просмотр м/ф

Разучивание игры «Мы тебе бабушка купим курочку».

Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?»

8

Сказка «Гуси-лебеди»

Чтение  и обсуждение сказки «Гуси-лебеди»Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась».

9

Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» (акварель)

Просмотр м/ф  сказки. Выполнение иллюстрации.

10

Русская народная сказка  «Заяц – хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

11

Знакомство  с нанайской сказкой «Лягушка и красавица».

Беседа-диалог: Чему учат эти сказки? Как я помогаю близким дома? Назови свои добрые дела и дела, за которые тебе было стыдно. Пофантазируем вместе:, что было бы…?»

12

Иллюстрация к сказке «Лягушка и красавица».

Просмотр м/ф  сказки. Выполнение иллюстрации.

13

Мордовская сказка  «Благодарный медведь» Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

Чтение сказки. Викторина.

14

Нанайская народная сказка «Синичка»  Проект 1 занятие.

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. Лепка персонажей сказки для настольного театра.

Драматизация сказки – настольный театр.

15

Нанайская народная сказка «Синичка»  Проект 2 занятие.

Изготовление книги.

16

Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.

Этюды, сценки, «Сочиняем сказку».

17

Упражнения на согласованность коллективных действий.

Задания на время получить тот или иной результат

18

Сочинение сценария «Сказки зимней феи»

Коллективное обсуждение сценария после экскурсии в природу.

19

Изготовление персонажей, составление композиций.

Придумывание персонажей, их костюмов. действий.

20

Игра – драматизация

Постановка спектакля.

21

Знакомство со сказкой Алексей Николаевич Толстой. «Снежный дом»

 Выразительное чтение сказки. Просмотр мультфильма «Снежный дом» с последующим обсуждением. Практическая работа: придумать мини-рассказ о том, на что бы ты использовал последний лепесток? Подобрать пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании.

22

Репетиция спектакля «Снежный дом».

Постановка сказки.

23

Показ сказки.

Выступление перед классом.

24

Просмотр и обсуждение анимационного фильма Николай Телешов. Покровитель мышей 

Выполнение рисунков, рассказов на тему «Мое представление о дружбе»

25

Работа над сказкой «Баба Яга».

Чтение сказки, распределение ролей.. Репетиция.

26

Работа над сказкой «Баба Яга».

Изготовление костюмов. Репетиция.

27

Подготовка спектакля по сказке «Баба Яга».

Работа над  декорациями. Репетиция.

28

Премьера спектакля .

Показ спектакля .

29

Сказка К. И. Чуковского «Тараканище»

Чтение сказки, распределение ролей.. Репетиция.

30

Изготовление костюмов и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Тараканище»

Изготовление , декораций, афиши. Подготовка спектакля.

31

Репетиция спектакля.

Подготовка к выступлению.

32

Премьера спектакля «Тараканище»

Выступление перед классом

33

Сказка  «Волшебная дудочка»

Чтение.Распределение ролей. Репетиция. Изготовление декораций и костюмов к спектаклю

34

Премьера спектакля «Волшебная дудочка»

Выступление перед классом.

Используемая литература:

1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010

2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23

6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов. Регион.

Используемые интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/rabochaya-programma-1-klass-kruzhka-v-gostyakh-u-skazki
http://bronnay.ucoz.ru/index/quot_v_gostjakh_u_skazki_quot/0-112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе

Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...