Технологическая карта урока по математике "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями" УМК "Школа России", 4 класс.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Знайко Екатерина Александровна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся умения овладеть письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Задачи урока

Дидактические:

1. Обучить умножению чисел, запись которых заканчивается нулями.

2. Закреплять умения работать с текстовыми задачами.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

2. Совершенствовать мыслительные операции анализа.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать самостоятельность через занимательные задания.

Планируемые результаты

Предметные:

1. Знать, как умножать числа, запись которых заканчивается нулями.

2. Уметь применять полученные знания на практике.

Личностные:

1. Уважительное отношение к иному мнению.

2. Осуществление самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности, через лист самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_chisel_zapis_kotoryh_okanchivaetsya_nulyami.docx674.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 16.12.2022

Школа: МАОУ «СОШ №25»

Класс: 4

Урок: 4

Время: 13:15 – 13:55   Кабинет: 302

Студент: Знайко Екатерина Александровна

Группа: 44

Учитель: Елизарова Вероника Вячеславовна

Методист: Шакирова Ольга Геннадьевна

Тема урока: «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся умения овладеть письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями,

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обучить умножению чисел, запись которых заканчивается нулями.

2. Закреплять умения работать с текстовыми задачами.

Предметные:

1. Знать, как умножать числа, запись которых заканчивается нулями.

2. Уметь применять полученные знания на практике.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

2. Совершенствовать мыслительные операции анализа.

Личностные:

1. Уважительное отношение к иному мнению.

2. Осуществление самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности, через лист самооценки.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать самостоятельность через занимательные задания.

УМК: «Школа России», учебник Математика: 4 кл.: Учебник: в 2ч./М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2020.-Ч.1.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Беседа

Лист самооценивания

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-  Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Александровна и сегодня я у вас проведу урок математики.

- Проверьте, что у вас на парте лежит учебник, рабочая тетрадь и пенал.

2. Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить очень важную работу. Чтобы успешно с ней справиться, нам пригодится чуткий слух, зоркие глаза, сообразительность и внимание. А если к этому добавить и активную работу на уроке, то успех гарантирован.

3. Вводит сюжетную линию.

- Сегодня к нам в гости пришел, всем вам известный герой, но чтобы узнать кто это, нужно разгадать загадку

Без иголок не хожу,

С Крошем-зайчиком дружу.

Немало с ним прошли дорожек.

Кто же я? Конечно … .

- Но ежик хочет нам что-то сказать.

- Ребята все вы знаете, что я люблю собирать марки, и когда я сидел под деревом и их рассматривал, подул сильный ветер и все марки разлетелись. Не могли бы вы мне помочь собрать новую коллекцию марок?  

4. Организовывает внимание и даёт пояснение по оценке деятельности на уроке.

- Поможем ежику собрать марки?

Марки вы сможете получить за правильные ответы на уроке

Ежик: интересно, а чем же мы будем заниматься на уроке

- Чтобы это узнать, вам нужно разгадать ребус

1. Приветствуют учителя и показывают готовность к уроку.

2. Высказывают мнение о понимании эпиграфа.

3. разгадывают загадку

- Ёжик

- да

- Умножение

УУПД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

УУРД: делать выбор и брать ответственность за решение и т.д.

Слайд 1

 

Слайд 2

Слайд 3

 Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Беседа

Индивидуальная

Карточки

Лист самооценивания, музыка.

1. Организует актуализацию знаний обучающихся

Устный счет.

- Сейчас вам нужно устно выполнить вычисление и записать ответ в тетради

1. Увеличьте 150 на столько же

2. Найдите сумму чисел 300 и 400

3. Сумма двух чисел равна 407. Одно слагаемое 7. Чему равно второе слагаемое

4. Найдите результат сложения чисел 860 и 40

5. Сумма чисел 460 и 200 уменьшите в 10 раз

2. Организует самопроверку обучающихся, своих работ по эталону.

  • Показываю эталон.

3. Постановка проблемы.

- Сколько всего десятков в числе 102000?

- Все согласны?

- Сколько всего сотен в числе 102000?

- Кто согласен, хлопните в ладоши.

- Сколько тысяч?

- Кто обратил внимание, что общего между этими числами? Какие это числа?

- Молодцы!

- Продолжаем работать.

Теперь решите примеры: 2400 · 3,  560 · 9

- Почему примеры вызвали затруднение?

1. Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

1. 300

2. 700

3. 400

4. 900

5. 66

2. Проверяют самостоятельно работу по эталону.

- 10200

- 1020

-102

- все числа кратны 10, заканчиваются на 0

- Устно не умножить

УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

УУКД: выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды и т.д.

УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Постановка учебной задачи
(4 - 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Беседа

 

Тема урока

План урока

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и цели урока;

2. Организует построение плана.

  • Формулирование темы и цели урока.

- Поставьте в правильном порядке слова. И сформулируйте тему нашего урока.

- Вставьте пропущенные слова и скажите цель нашего урока.

  • Составление плана урока.

- Для того, чтобы двигаться дальше нам нужен план урока. Давайте его составим. 2 человека у доски, остальные достаньте карточку №1 из конверта

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, учувствуют в обсуждении;

2. Планируют собственную деятельность на уроке.

- Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

- Научиться умножать числа, запись которых оканчивается нулями

  • Составление плана урока.

- Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

- составить алгоритм  

- выполнить самостоятельную работу

- подвести итоги

УУПД: выявлять причинно – следственные связи и т.д.

УУКД: в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения и т.д.

УУРД: составлять план действий;

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Учебник

Лист самооценивания, музыка.

Индивидуальная

Карточка

1. Знакомит с новым материалом.

- Может кто-то из вас сам сможет объяснить, как можно умножить 4100 на 4?

- Можно ли мы умножить 41 сотни на 4?

- Сколько получиться?

- Что значит 164 сотни?

Запись: 41 сот. · 4 = 164 сот. = 16400

- Значит, сколько будет 4100 * 4?  

- Что вы можете сказать о нулях в первом множителе и в значении вычисления?  

- Давайте рассмотрим записи и сравним ваши объяснения с объяснениями вычисления на стр. 79 учебника.

- Первый пример объяснит __________.

- Что вы можете сказать о нулях в первом множителе и в значении вычисления?

- Второй пример объяснит ___________.

- Что вы можете сказать о нулях в первом множителе и в значении вычисления?

- Какой вывод можно сделать?

Ёжик

- Ребята а как правильно выполнять эти вычисления столбиком?

- Научим ежика делать вычисления столбиком?

- Обратите внимание на запись стр. 79 учебника первый пример. Что вы заметили? Где пишем второй множитель?

- Многозначное число, в записи которого есть нули, мы умножаем также как и без нулей. Только в конце решения сносим столько нулей, сколько их в множителе.

- Кто понял, как выполняется вычисление и может научить своих одноклассников?

-  Объяснит, как выполнено умножение второго примера _________

2. Составляют алгоритм. Работа у доски.

Решите пример 47000*9

- что мы сначала должны сделать?

Все верно это и будет 1 пунктом нашего алгоритма

- Как будем записывать?

- Что делаем дальше?

- Как записываем ответ?

1. Работа с таблицей единиц времени.

2. Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

- Можем заменить 4100 на 41 сотни.

- Да

-164 сотни

-16400

-16400

- их столько же

- в произведении столько же нулей сколько и в множителе

- Под первой цифрой справа отличной от нуля.

2 Составляют алгоритм

423000

1.Мысленно отбросим нули.

2.Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

3.Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

4.Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

УУПД: устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

УУРД: составлять план действий.

Динамическая пауза.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Ёжик: ребята что то я совсем запутался, сначала записываем, потом умножаем, затем мысленно отбрасываем нули, а потом их опять пишем, но почему то ответ у меня не правильный получается

- как вы думаете почему у ёжика ничего не получается?

- все верно, давайте поможем ежику запомнить правильный алгоритм

- у вас в конвертах лежит карточка №2, достаньте ее и расставьте правильный порядок, эту работу вы выполняете в паре, и одна пара работает у доски

1.Выполняют задания на новый способ действий проговариванием алгоритма решения вслух.

Выполняют задание 

- Потому что он делает не по алгоритму

Восстанавливают алгоритм

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Беседа

 

1. Контролирует выполнение работы.

2. Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных знаний.

3. Организует взаимопроверку обучающихся по эталону.

- сейчас вам нужно достать из конверта карточку №3 и выполнить решения

2400·3=

560·9=

720·8=

3800·5=

Организует взаимопроверку по эталону

1. Используют приобретённые знания для выполнения задания.

2. Анализируют выполнение задания, осуществляют взаимопроверку.

3. Заполняют оценочные листы.

  • Слушают задание, инструкцию.
  • Выполняем задание.

Взаимопроверка

УУПД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Беседа

Лист самооценивания

1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

- Откройте ученик на стр 79 №350

- У доски работает 2 человека  

420*8

390*3

- Ребята, решите самостоятельно примеры:

4700*5

6800*6

- Откройте учебник на стр 79 №351

- Прочитайте задачу

- Составим краткую запись.

- Что изготавливали на фабрике?

– О каких видах обуви идет речь в задаче?

- Какие слова возьмем для краткой записи?

- Сколько изготовили мужской обуви?

- Сколько изготовили пар женской обуви?

- Что обозначает число 40000 в задаче?

– Вся ли краткая запись выполнена верно?

- Каков главный вопрос задачи?

– Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

–А что мы не знаем?

– Какие слова вам помогут выбрать действие?

– На какое действие они указывают?

– Каким действием будем находить, сколько пар женской обуви было?

- Когда будем знать, сколько изготовили женской обуви, сможем узнать, сколько изготовили детской?

- А что еще нужно узнать?

- Каким действием?

- Теперь мы можем найти, сколько изготовили детской обуви? Что о ней сказано?  

– Как ищем остаток?

- Кто может сам записать решение задачи? Решайте. Один из учеников записывает решение на доске с помощью учителя.

стр. 79, № 352.

- Прочитайте задачу про себя.

Вслух (Один из учеников). Составляется краткая запись задачи.

- Какие слова возьмем для краткой записи?

- Что известно в задаче?

- Что еще известно в задаче?

- Что нужно найти задаче?

– Как найти часть?

- Решите задачу выражением самостоятельно с помощью краткой записи.  Один ученик решает с обратной стороны доски. Проверка.

 - Кто так же решил задачу?

1.Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Читают задачу

3360

1170

23500

40800

- Обувь

- Мужской, женской и детской

- Мужская, женская и детская обувь

- 8900

-  Не знаем, но сказано, что её изготовили в два раза больше, чем мужской

- Сколько пар обуви изготовили всего

- Нет главного вопроса

- Сколько пар детской обуви изготовили?

- Нет

- Не знаем, сколько пар женской обуви изготовили

-  в 2 раза больше.

- Умножение

- Умножение

- Нет

-  Сколько изготовили мужской и женской обуви вместе

-  Сложением

- Да. Остальная обувь – детская

- Вычитанием

Сверяют с эталоном

Самооценивание

Ответ: 13300 пар детской обуви изготовили за этот месяц.

-  Привезли, изготовили

-  Привезли 80 машин по 3 т на каждой

-  Масса сахара составляет 6 часть массы свеклы

-  Сколько сахара изготовили из этой свеклы

- Целое разделить на количество частей

Рефлексия деятельности

(2 - 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Беседа

Лист самооценивания

1. Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке.

2. Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

3. Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.

  • Подводящий диалог.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели?

- Все пункты плана мы выполнили?

- Назовите алгоритм

  • Работа с подведением итогов.

- Посчитайте сколько у вас марок. Поднимите руку у кого 4 и больше.

Ежик: ребята, спасибо большое что помогли мне восстановить мою коллекцию марок, вы большие Молодцы.

1. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

2. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют свой лист самооценивания.

3. Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

-  умножать числа, запись которых оканчивается нулями

- Да

1.Мысленно отбросим нули.

2.Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

3.Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

4.Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

  • Анализ листа самооценивания.

УУПД: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

УУКД: уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

УУРД: выявлять и анализировать причины эмоций;

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Cоставить алгоритм

 

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Мысленно отбросим нули.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Карточка №1

Карточка №1

Подвести итоги

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Составить алгоритм  

Составить алгоритм  

Карточка №1

Карточка №1

Подвести итоги

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Составить алгоритм  

Составить алгоритм  

Карточка №1

Карточка №1

Подвести итоги

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Составить алгоритм  

Составить алгоритм  

Карточка №1

Карточка №1

Подвести итоги

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Составить алгоритм  

Составить алгоритм  

Карточка №1

Карточка №1

Подвести итоги

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Составить алгоритм  

Составить алгоритм  

Карточка №1

Карточка №1

Подвести итоги

Подвести итоги

Выполнить самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Узнать, как умножать числа, запись которых оканчивается нулями

Составить алгоритм  

Составить алгоритм  

Карточка №2

Карточка №2

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Мысленно отбросим нули.

Мысленно отбросим нули.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Карточка №2

Карточка №2

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Мысленно отбросим нули.

Мысленно отбросим нули.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Карточка №2

Карточка №2

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Мысленно отбросим нули.

Мысленно отбросим нули.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Карточка №2

Карточка №2

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.

Мысленно отбросим нули.

Мысленно отбросим нули.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.

Карточка №3

Карточка №3

Карточка №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором я живу" 1 класс

технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Город, в котром я живу" 1 класс  по программе Занкова...

Технологическая карта урока математики "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о новом приеме умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.Задачи урока: Дидактические:1....

Технологическая карта урока математики "Сложение чисел" (УМК "Школа XXI века", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение изученного способа действия сложения чисел.Задачи урока:Дидактические:1)    обобщить и систематизировать знания ...

Технологическая карта урока математики "Свойства чисел. Математические игры с числами." 3 класс

laquo;Школа России»,  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Свойства чисел. Математические игры с числами....

Технологическая карта урока по математики «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначные.Задачи урокаДидактические:1. Формировать у обучающи...