Технологическая карта урока по математики «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначные.

Задачи урока

Дидактические:

1. Формировать у обучающихся умения умножать числа, оканчивающиеся нулями на однозначные,

2. Закрепить умение решать задачи.

Развивающие:

1. Развивать вычислительные навыки;

2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной.

УМК: «Школа России» Математика 4 кл. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М. «Просвещение» 2011. – Ч1; Рабочая тетрадь математика 1 ч. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ

Дата: 08.12.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинск»

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет: 204

Студент: Долгушева Анна Владимиролвна

Группа: 45

Учитель: Макаренко Марина Александровна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначные.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать у обучающихся умения умножать числа, оканчивающиеся нулями на однозначные,

2. Закрепить умение решать задачи.

Предметные:

1. Выполнять арифметические действия: умножение чисел, оканчивающихся нулями на однозначные.

2. Составлять модель текстовой задачи, числовое выражение.

Развивающие:

1. Развивать вычислительные навыки;

2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Личностные:

1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои математические знания и умения;

2. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной.

УМК: «Школа России» Математика 4 кл. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М. «Просвещение» 2011. – Ч1; Рабочая тетрадь математика 1 ч. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.


ЭТАПЫ УРОКА


Этап

Образова- тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельност и, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося, ответы

Планируемые метапредметныер езультаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопре деление к деятельно сти

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне



Форма работы:  Ф

Словесный:

Беседа

Приветствует учеников

-Доброе утро, меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Проверяет готовность к уроку

-Проверьте готовность к уроку, у всех ли есть учебник, тетрадь и пенал на парте? Кто готов к уроку, садитесь на свои места.

Создает эмоциональный настрой

- Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку


Настраиваются на урок


УУПД: осознание

речевого высказывания в устной форме; УУКД:

планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

УУРД: умение

оперативного включения в урок;

Учебная

презентация






Актуализ ация знаний и мотиваци я (3-4

мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий



Форма работы: Ф.

Словесный: Беседа, опрос Практическ ий: Выполнение задания

1.Организует актуализацию знаний

2.Создание проблемной ситуации

Устный счет.

- Мы начинаем урок с устного счета. Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? 

- Я буду читать вам задачи, а вы постарайтесь быстро решить их и найти ответы на доске.

1. Увеличьте 150 на столько же          

2. Найдите сумму чисел 300 и 400.           

3. Сумма двух чисел равна 407. Одно слагаемое 7. Чему равно второе слагаемое  

4. Найдите результат сложения чисел 860 и 40 равен           

5. Сумму чисел 460 и 200 уменьшите в 10 раз        

6. Увеличьте 420 в 2 раза   

7. Неизвестное число увеличили на 200 и получили 1000. Назовите неизвестное число          

8. Неизвестное число больше 270 на 30. Чему равно неизвестное число.

9. Увеличьте 302 на 2 десятка        

- Молодцы! Справились с заданием.

Актуализируют знания


40 дел

получится 300

Сумма равна 700

Второе слагаемое 400

900

получится 66

получится 840

 800

300

получится число 322

УУПД: работать

по предложенному плану;

УУКД:

планирование учебного сотрудничества;

УУРД:

выработать учебную мотивацию;

Учебная

презентация

Постанов ка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма работы:  Ф

Словесный:

Беседа

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием.

Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, соединить стрелками приемы умножения.

1) 6·9= 54

2) 26·3=78

3)  139·0=0

4)  264·10=2640

5)  92· 100=9200

6) 380·9= ?

- внетабличное умножение

- умножение на ноль

- увеличение числа в 10,

- увеличение числа в 100 раз

- табличное умножение

- Почему не смогли назвать последний приём умножения? 

 - Можем ли мы сразу его решить?

- Что нам для этого необходимо? 

 - Давайте определим тему нашего урока. 

- Какие цели ставим перед собой? 

- Давайте составим план урока.

Слова-подсказки

Узнаем…

Выполним…

Подведём…

Выдвигают варианты формулировки темы, цели

(С этим приемом мы не знакомы)

 (Нет)

(Новые знания)

(Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями).

(Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями).

1. Узнаем как умножать числа, которые оканчиваются нулями.

2. Выполним задания.

3. Подведём итоги.

УУПД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

УУКД: выражение своих мыслей;

УУРД: постановка

учебной задачи;

Учебная

презентация











"Открыти е" детьми нового знания (15 мин)







Построение детьми нового способа действий и формировани е способности к его выполнению



Форма работы: Ф, И, П

Словесный:

Беседа, опрос

Наглядный: Презентация, доска

Практическ ий: Практическа я работа с кругами

Формы контроля:

Самоконтроль,

внешний

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания

Работа в парах.

Вы знаете, что при записи примеров столбиком обычно единицы записываются под единицами, десятки под десятками и так далее. Но вот если один из множителей оканчивается нулями, мы отступаем от этого правила. Мы как будто сдвигаем этот множитель вправо так, чтобы нуль оказался правее единиц первого множителя. И умножать начнем сразу на цифру, стоящую перед нулём.

Рассмотрим выражение:

800 ∙ 7

Воспользуемся правилом умножения числа на произведение чисел, для этого заменим число 800 произведением чисел 8 и 100:

800 ∙ 7 = (8 ∙ 100) ∙ 7

При умножении произведения на число, сначала первый множитель умножаем на число(8 ∙ 7), а затем получившийся результат умножаем на второй множитель 100, ведь второй множитель - круглое число. Получим ответ 5 600.

800 ∙ 7 = (8 ∙ 100) ∙ 7 = (8 ∙ 7) ∙ 100 = 56 ∙ 100 = 5 600

Усложним задачу, решим следующее математическое выражение:

380 ∙ 9

Как и в предыдущем выражении, воспользуемся правилом умножения числа на произведение чисел, для этого заменим число 380 на произведение чисел 38 и 9:

380 ∙ 9 = (38 ∙ 10) ∙ 9

При умножении произведения на число, сначала умножаем на число первый множитель (38 ∙ 9), а затем получившийся результат умножим на второй множитель 10, ведь второй множитель – круглое число.

380 ∙ 9 = (38 ∙ 10) ∙ 9 = (38 ∙ 9) ∙ 10

Возникла проблема: надо умножить двузначное число на однозначное, подобного рода выражения в уме решить сложнее, т. к. увеличивается количество действий.

Сначала надо умножить единицы 8 ∙ 9 = 72. Затем десятки 30 ∙ 9 = 270, сложить полученные результаты и полученный результат умножить на десять 342 ∙ 10. Получили 3 420.

380 ∙ 9 = (38 ∙10) ∙ 9 = (38 ∙ 9) ∙ 10 = (8 ∙ 9 + 30 ∙ 9) ∙ 10 = 342 ∙ 10 = 3 420

Вывод: устно такие вычисления выполнять неудобно.

Рассмотрим письменный случай умножения, когда первый множитель заканчивается нулями: 8 400 ∙ 7 . Пишем однозначный множитель 7 под значимыми цифрами первого множителя.

8

4

0

0

х

7

Умножаем, не глядя на нули: 4 ∙ 7 = 28. Записываем 8 под цифрой 7, а 2 тыс. запоминаем.

2

8

4

0

0

х

7

8

Умножаем тысячи: 8 ∙ 7 = 56, и прибавим тысячи, которые запоминали: 56 + 2 = 58. Записываем 58 перед цифрой 8.

2

8

4

0

0

х

7

5

8

8

Приписываем столько нулей, столько в обоих множителях вместе. Ответ: 58 800.

2

8

4

0

0

х

7

5

8

8

0

0

Вывод: Итак, чтобы умножить многозначные числа, оканчивающиеся нулём, на однозначные, надо записать второй множитель так, чтобы нули остались в стороне. Умножить многозначное число на однозначное, не обращая внимание на нули. К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было в первом множителе, прочитать ответ.

А теперь к полученному произведению справа приписываем нуль, который перешёл из второго множителя. То есть мы произведение чисел двести тринадцать и три умножили на десять.

Вывод: Итак, чтобы умножить многозначные числа, оканчивающиеся нулём, на однозначные, надо записать второй множитель так, чтобы нули остались в стороне. Умножить многозначное число на однозначное, не обращая внимание на нули. К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было в первом множителе, прочитать ответ.

Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Попробуйте сначала составить его в парах.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

Выводит алгоритм на экран.

Проверим так ли у нас получилось.

  1. Второй множитель записываем так, чтобы нули были в стороне.
  2. Умножаем, не обращая внимания на нули.
  3. Сносим столько нулей, сколько их в первом множителе 

Анализируют учебный материал, выводят алгоритм действий

Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1. Второй множитель записываем так, чтобы нули были в стороне.

2. Умножаем, не обращая внимания на нули.

3. Сносим столько нулей, сколько их в первом    множителе.

УУПД: работать

УУПД:

проводить анализ и структурировать полученные знания;

сравнение, осознанное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

согласование общего решения;

УУРД: умение удерживать внимание при восприятии

осознание качества усвоения; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Учебник,

алгоритм





Первично е закреплен ие

(4 мин)





Усвоение нового способа действий


Форма работы: И, Ф

Словесный: Беседа, опрос Наглядный: Учебник

Форма контроля: самоконтроль

Организует выполнение задания на закрепление алгоритма

-А теперь давайте немного отдохнем, встаем.

Динамическая пауза

Видео

Индивидуальная работа. У доски ученики с комментированием, дети в тетрадях:

420 . 8 =3360            380.9 = 3420   

4700 .5 = 23 500                  30700 . 9=276 300    

6800 . 6 = 40800                   20080 . 7=140 560

Проверка.    

Выполняют задания для закрепления алгоритма

УУПД: проводить

УУПД: анализ и структурировать полученные знания;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения;

Учебник



Самостоя тельная работа с самопров еркой

(5 мин)

Интериориза ция нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма работы: И

Словесный Беседа Практическ ий:

Задание

Форма контроля: самоконтоль взаимоконтр оль

Организует самостоятельную работу

(Работа по карточкам).

Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант 1

1.Если 600 умножить на 3, то получится:

А) 603                             Б) 6 003

В) 18 000                        Г) 1 800

2.Произведение 240 и 3 равно:

А) 80                             Б) 7 200

В) 720                           Г) 243

3.Первый множитель 120, второй 8.Чему равно произведение?

А) 960                           Б) 110

В) 8016                         Г) 916

4.Если число 50 000 удвоить, то получится:

А) 10 000                           Б) 100 000

В) 50 002                          Г) 1 000 000

5.Если число 120 000 увеличить в 4 раза, то получится:

А)  48 000                           Б) 30 000

В) 480 000                          Г) 160 000

Вариант 2

1.Если 800 умножить на 4, то получится:

А) 320                             Б) 3 200

В) 3020                           Г) 804

2.Произведение 250 и 5 равно:

А) 50                            Б) 255

В) 125                          Г) 1250

3.Первый множитель 130, второй 5.Чему равно произведение?

А) 515                         Б) 615

В) 650                        Г) 1035

4.Если число 5 000 удвоить, то получится:

А) 10 000                          Б) 100 000

В) 50 002                          Г) 1 000

5.Если число 130 000 увеличить в 3 раза, то получится:

А) 36 000                           Б) 390 000

В) 39 000                          Г) 130 003

Проверка. Выводим на экран тесты с правильными ответами.

Критерии оценивания:

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Решение тестов.

Вариант 1

В

Б

А

Б

В

Вариант 2

Б

Г

В

А

Б

Выполняют взаимопроверку

УУПД:

структурировать полученные знания; выполнение действий по алгоритму;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения; контроль,

коррекция, оценка;

Презент ацияУчебник



Включен ие в систему знаний, повторен ие

(8 мин)



Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного


Форма работы: Ф, И,

Словесный: Беседа Практическ ий: задание

Форма контроля: самоконтроль

Организует закрепление материала 

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.    

Задача № 351

-Составляем план решения задачи. Пишем краткую запись, решение и полный ответ.

План:

1.Сколько пар женской обуви изготовил?

2. Сколько пар вместе женской и мужской обуви изготовили?

3. Сколько пар детской обуви изготовили?

На фабрике за месяц изготовили 40 000 пар обуви: мужской обуви – 8900 пар, женской- в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь-детская. Сколько пар детской обуви изготовили за этот месяц?

Задача № 352

План:

1.Сколько тонн свеклы привезли?

2.Сколько изготовили сахара?

На сахарный завод привезли 80 машин свеклы, по 3 т на каждой. Сколько сахара изготовили из этой свеклы, если масса сахара составляет шестую часть массы свеклы?

Закрепление материала

2 ученика решают задачи  с обратной стороны доски.

https://documents.infourok.ru/900333b4-2e15-4c4a-ac96-3dfc54c65812/0/image001.png          

1) https://documents.infourok.ru/900333b4-2e15-4c4a-ac96-3dfc54c65812/0/image002.png (пар) – женской обуви.

2) https://documents.infourok.ru/900333b4-2e15-4c4a-ac96-3dfc54c65812/0/image003.png (пар) – женской и мужской обуви.

3) https://documents.infourok.ru/900333b4-2e15-4c4a-ac96-3dfc54c65812/0/image004.png (пар).

Ответ: 13300 пар детской обуви изготовили за этот месяц.

https://documents.infourok.ru/900333b4-2e15-4c4a-ac96-3dfc54c65812/0/image005.png

1) 3 · 80 = 240 (т) – свеклы.

2) 240 : 6 = 40 (т).

Ответ: 40 т сахара изготовили

Проверка.

УУПД: работать

УУПД: проводить анализ и структурировать полученные

знания;

УУКД: в парах строить действия по достижению общей цели;

УУРД: осознание качества усвоения знаний;

Учебник, рабочая тетрадь



Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности

, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма работы: И, Ф

Группа словесных методов: Беседа

Форма контроля: самоконтроль

Подведение итогов

-Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились?

-Какие цели мы ставили в начале урока и достигли ли мы их?

1. Какой алгоритм письменного умножения многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число?

2. Как записать второй множитель при умножении многозначных чисел, оканчивающихся нулём на однозначные?

3. Сколько нулей приписать к полученному результату при умножении чисел, оканчивающихся нулями?

Обведите вариант, который больше всего подходит вам:

1)На уроке мне было все понятно и не было трудностей

2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала

3)На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала

- Спасибо за урок!

Подводят итоги уроков

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Мы должны были научиться письменно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями.

1. Второй множитель записываем так, чтобы нули были в стороне.

2. Умножаем, не обращая внимания на нули.

3. Сносим столько нулей, сколько их в первом множителе.

УУПД: контроль и

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка результатов работы;

Учебная

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Урок математики в 4 классе по комплекту «Школа России» авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.Учитель: Платонова О.А. Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.Цели: Позна...

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"

Математика  4 класс. Учебник М. И. Моро и др.Тема: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями".Цели:Познакомить с приемом умножения на однозначное число многозначных чисе...

Технологическая карта урока математики "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о новом приеме умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.Задачи урока: Дидактические:1....

Технологическая карта урока по математике "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями" УМК "Школа России", 4 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения овладеть письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.Задачи урокаДидактические:1. Обучит...