Открытый урок математики УМК "Планета знаний", 3 класс "Единицы длины"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Дергунова Ирина Валентиновна

Урок математики по теме "Единицы длины" с применением  технологий проблемного диалога, ТРКМ, системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики, 3 класс, УМК «Планета знаний»

Тема: Единицы измерения.

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Технологии:

- проблемный диалог;

- ТРКМ;

- системно-деятельностный подход.

Методы обучения:

- словесные (беседа);

- наглядные (опорная схема, модели, рисунок);

- практические (измерение длины разными мерками);

- репродуктивные (на этапе первичного закрепления);

- индуктивные (от фактов к выводам на этапах составления опорных схем).

Приёмы обучения:

- «вхождение в урок»;

- выдвижение гипотез;

- таблица ЗХУ (способ графической организации материала).

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные:

(Регулятивные УУД).

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

(Коммуникативные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, формировать отношения сотрудничества между учителем и учениками.

(Познавательные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Формировать когнитивные компетенции: умения анализировать, обобщать. Перевод предметных компетентностей в универсальные (применение теоретических знаний на практике).

 Предметные:

- Уметь использовать в речи названия единиц длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр;

- формировать умение сравнивать разные единицы длины, переводить из одной в другую

- знать соотношение между единицами измерения длины.

Основные понятия:

Длина. Единицы измерения – метр, сантиметр, дециметр, миллиметр. Соотношение между единицами измерения длины.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Учебник для 3-го класса. Математика. Часть 1. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г.

- тетрадь

- карточки с заданиями, проектор,  экран, компьютер, цветные полоски длиной 1 дм, рулетки, линейки длиной 1м, презентация

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.  

Ход урока:

  1. Мотивирование на учебную деятельность. Эмоциональный настрой. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Добрый день, ребята!

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте своей улыбкой.

-Поверните голову друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов на уроке и скажите, у кого семь пядей во лбу?

- Если вы будете внимательны на уроке, то сможете ответить на этот вопрос!

Учащиеся приветствуют друг друга

Ученики пытаются ответить, неизбежно возникает вопрос, что такое «пядь»

2. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. - А начнем мы с вами с небольшого математического диктанта. (Записываем только ответы)
  2. - У Васи было 90 руб. Это на 10 руб меньше, чем у Саши. Сколько денег у Саши?

- Бабушка нашла 100 маслят, что в 10 раз больше найденного внуком. Сколько нашёл грибов внук?

- В игре участвовало 4 команды по 5 игроков. 2 человека выбыли. Сколько осталось игроков?

- За каждый неудачный бросок мяча в кольцо на тренировке тренер велел сделать 20 прыжков. Сколько прыжков сделали спортсмены, если они «промазали» 50 раз?

- Назовите «лишнее число», дайте ему характеристику.

- Что можете сказать обо всех остальных числах, дайте им кратное сравнение.

- Эти числа  сегодня будут нашими помощниками на уроке.

Два ученика работают за доской, остальные в тетрадях.

Ученики сравнивают свою записи с результатами на доске, в случае несовпадения доказывают правильность того или иного: 100, 10, 18, 1000. Называют «лишнее» число - 18

Учащиеся называют кратное соотношение 10 и 100 остальных чисел

3. Осознание проблемы. Формулирование темы и целей урока. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Проблема:

- Вчера я попросила вас измерить длину нашей доски. Одни из вас измеряли её в шагах, другие в сантиметрах, другие в дециметрах, третьи – в метрах, а кто-то даже решил в миллиметрах!

- Что у вас получилось?  - Почему получились разные ответы, ведь вы измеряли одну и ту же величину?

- Что необходимо сделать, чтобы ответ был одинаковым?

- А если такой нет?

 

- Предлагаю вам назвать тему урока.

- Всё верно: единицы длины, а чему мы будем учиться?

- Правильно, давайте сказанное представим в виде таблицы: (Слайд № 2)

Знаю             Хочу узнать

Выступают представители разных групп. Данные каждой группы записываются на доске.

Дети говорят, что в одних метрах невозможно, так как длина более 2 метров, в дециметрах долго и тоже не получается целое число, в сантиметрах очень долго, а в миллиметрах быстро запутались. В шагах получились совсем разные результаты, так как шаги у всех разные.

Учащиеся предлагают измерить с помощью большой линейки.

Ученики предлагают измерять и метром, и дециметром, и сантиметром.

Дети определяют тему урока: «Единицы измерения метр, дм, см, мм»

Ученики выводят цель урока: учиться измерять в разных единицах длины.

   Знаю                                     Хочу узнать

Единицы длины            Как измерять в разных

                                             единицах длины

4. Этап построения проекта выхода из затруднения, реализация проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Кто знает, как называют большую линейку, длина которой больше метра?

- Измерьте длину доски, назовите результат.

- А как быть, если рулетки нет?

- У нас опять получился разный результат?

- Как вы думаете, почему эти единицы длины имеют такое название? Ответ кроется в самих словах. Откройте учебник с 46. Прочитайте, ответ на вопрос.

- Попробуйте упорядочить единицы измерения: (Слайд № 3)

    см        мм         м        дм

- Как соотносятся метр и дециметр? Докажите.

- Запишите в порядке увеличения, покажем соотношение между единицами длины, докажите: (Слайд № 3)

                       1000

                               

               100              100

мм           см               дм             м        

       10              10               10

- Опираясь на выведенное соотношение, докажите, что 246 см = = 2 м 4 дм 6 см?

- Чем вам помогли числа из математического диктанта?

Ученики предполагают разные ответы, называют рулетку.

Ученики измеряют: 246 см

Нужно использовать все мерки: метровую, потом дм, потом сантиметровую линейку.

Ученики измеряют сперва метровой линейкой, потом дециметрами и остаток обычной линейкой. Сравнивают результаты: 2м 4дм 6см.

Высказываются доказательства за и против.

Учащиеся читают разгадку латинских приставок деци-, санти-, милли-

деци – десять  

санти – сто

милли - тысяча

Дети предлагают в порядке увеличения, в порядке уменьшения:

мм       см        дм       м  

и обратный порядок.

Учащиеся у доски наглядно демонстрируют соотношение наложением полосок длиной 1 дм на метровую линейку.

Учащиеся предлагают соотношение, доказывают своё мнение, опираясь на знания, что 1 см = 10 мм, а 1 дм = 10 см и на таблицу в учебнике:

1 м = 10 дм

1 м = 100 см

1 м = 1000 мм

Учащиеся доказывают равенство

Числа 10, 100 и 1000 – это соотношения между единицами длины.

  1. Физкультминутка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Мальчики будут показывать от пола величины мм и дм, девочки – см и м.

Чем измерить слона, муравья, ласточку, кошку, хомячка, паучка, кита, собаку?

Дети показывают, наклоняясь и вставая величины.

  1. Первичное закрепление.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Пользуясь составленными соотношениями, выполните задания учебника с 46 № 1

Учащиеся вслух проговаривают соотношения, выражая 2 м, 3 м, 8 м, 5 м в дм, см, мм

  1. Самостоятельная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- № 3а) на с 46 сделайте самостоятельно, опираясь на соотношения: (Слайд № 3)

- Проверьте себя на слайде: кто смог выполнить без ошибок, кто понял свою ошибку? (Слайд № 4)

- Следующее задание дано на карточках (Прил. № 1)

350 см = .. м .. дм           28 дм = .. м .. дм

105 см = .. м .. см           309 мм = .. дм .. мм

439 см = ..дм .. см          501 см = .. м .. см

760 см = .. дм .. см         384 мм = ..см .. мм

- Обменяйтесь карточками, проверьте у своего соседа, исправьте при необходимости

- Оцените свою работу

Учащиеся выполняют задание

Дети сверяют решения с эталоном:

1 м 30 см = 130 см       1 м 34 см = 134 см

3 м 40 см = 340 см       6 м 75 см = 675 см

2 м 5 см = 205 см         4 м 6 см = 406 см

Учащиеся выполняют задание с опорой на выведенные соотношения: (Слайд № 3)

Дети обмениваются карточками, проверяют.

Учащиеся говорят, кто справился сам, кому потребовалась помощь

  1. Включение в систему знаний и повторение. Творческое задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Теперь вы знаете, как пользоваться единицами длины, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос задания № 2 учебника. Докажите своё мнение.

- Кто помнит, какой вопрос на уроке остался без ответа?

- Это слово вам незнакомо, потому что означает старинную русскую меру длины, равную расстоянию от большого до указательного пальца (Слайд № 5)

- А какова длина вашей парты? Работая в паре измерьте её и выразите её в различных известных вам единицах длины.

- Каков результат, как измеряли?

- Кто сколькими способами смог выразить одну и ту же величину?

- Почему число пядей разное?

- Как вы думаете, почему пядь не используется сейчас?

- В старину пядь была принята около 18 см. Так семь пядей во лбу это сколько?

Кто быстро посчитает? Это реальный размер лба? О каком человеке это выражение?

Учащиеся доказывают, что 9 м = 90 дм и не равно 9000 см. 9000 см = 90 м, такая длина класса быть не может.

Дети вспоминают про неизвестную им пядь

Ученики измеряют своими линейками, полосками 1 дм, рулеткой, метровой линейкой, собственной пядью.

Дети рассказывают процесс и результат:

120 см = 1 м 20 см = 12 дм = 1 м 2 дм =  

= 1 м 200 мм = 1200 мм. А вот число пядей различно

Руки и пальцы у всех разные

Учащиеся приводят свои доводы

Ученики перемножают, приходят к выводу, что выражение имеет переносный смысл, так говорят об очень умном человеке

  1. Рефлексия учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Чему мы учились на уроке? (Слайд № 6)

  Знаю               Хочу узнать                Узнал

   

   Знаю           Хочу узнать                 Узнал

Единицы     Как измерять в         Как из переводить

  длины     разных единицах          из метров в дм,

                            длины                см, мм и обратно            

  1.  Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Д/з на с 47 № 4

Учащиеся записывают задание

Приложение № 1

350 см =

... м … дм

28 дм =

… м … дм

105 см =

... м … см

309 мм =

… дм … мм

439 см =

... дм … см

501 см =

… м … см

760 см =

... дм … см

384 мм =

… см … мм


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единицы измерения Урок математики, 3 класс УМК «Планета знаний»

Слайд 2

Знаю Хочу узнать Узнал Единицы длины Как измерять в разных единицах длины

Слайд 3

м м см дм м 1000 100 100 мм см дм м 10 10 10

Слайд 4

1 м 30 см = 130 см 1 м 34 см = 134 см 3 м 40 см = 340 см 6 м 75 см = 675 см 2 м 5 см = 205 см 4 м 6 см = 406 см Проверь себя!

Слайд 5

Пядь – старинная русская мера длины

Слайд 6

Знаю Хочу узнать Узнал Единицы длины Как измерять в разных единицах длины Как переводить из метров в дм , см, мм и обратно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики "Складываем и вычитаем большие числа" 4 класс УМК "Планета знаний"

Урок с применением ИКТ на котором обучающиенся учатся наглядно решать примеры и задачи с многозначными числами.4 класс УМК "Планета знаний"...

Открытый урок математики в 4 классе. Тема: Закрепление пройденного материала (единицы измерения длины, площади).

Цели урока: 1.      Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать и сравнить величины.2.      Закреплять умение творчески подход...

Открытый урок математики в 4 классе "Длина пути в единицу времени, или скорость". Перспективная начальная школа.

Открытый урок математики 4 класс«Перспективная начальная школа» Длина пути в единицу времени, или скоростьработа с таблицами, групповая и парная работа...

Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе (3 четверть) на тему Закрепление знаний устных и письменных вычислений в пределах 1000

Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе по теме "Закрепление устных и письменных вычислений в пределах 1000 (3 четверть). В данном уроке хороше выражена связь с уроками окружа...

Открытый урок математики в 1 классе. Тема: Сравнение длин отрезков.

Цель и ожидаемый результат: путём наблюдения и сравнения познакомить детей с алгоритмом сравнения отрезков.Задачи урока (деятельность учителя):1. Создать проблемную ситуацию для открытия новых знаний....

Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс УМК «Планета знаний»

Тип урока: комбинированныйЦель урока: создать условия для обобщения знаний о единицах времени.Задачи:1. Создать условия для обобщения понятий о времени, единицах времени.2. Сп...