Разработка конкурсов, турниров по математике для младших школьников
методическая разработка по математике

Иванова Виталия Михайловна

Разработка  конкурсов, турниров по математике для младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: организация деятельности обучающихся для обобщения знаний о цифрах первого десятка.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о цифрах первого десятка.

Развивающие: развивать внимание, творческие способности детей, самостоятельно выполнять задания.
Воспитательные: формировать у детей интерес к математике, формировать положительную мотивацию к обучению.

Ход мероприятия

Учитель. Дорогие ребята! На уроках математики мы с вами познакомились с числами от 0 до 10. А сегодня мы совершим увлекательное путешествие по стране Математике, побываем в городе Первого десятка. А начнем мы наше путешествие с улицы Циферной.

(Группа первоклассников, взяв в руки цифры, читает стихотворение «Веселый счет».)

Ученик 1.

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Ученик 2.

А вот это цифра «два»,

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Ученик 3.

А за двойкой - посмотри –

Выступает цифра «три».

Тройка - третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Ученик 4.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Ученик 5.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра «пять»:

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Ученик 6.

Цифра «шесть» - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Ученик 7.

Вот семерка - кочерга,

У нее одна нога.

Ученик 8.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Ученик 9.

Цифра «девять» иль девятка –

Цифровая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой «шесть» девятка станет.

Ученик 10.

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Ученик 11.

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это десять.

С. Маршак

Учитель. А теперь отправляемся на улицу Загадкину. Каждая цифра загадает вам загадку о себе, а вы, если узнаете ее, покажете ее на ленте цифр.

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет,

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (Два.)

 

С шестеркой эта цифра схожа,

Кто назвать ее поможет?

Вниз хвостом переверни

И эту цифру назови. (Девять.)

 

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется... (нулем.)

 

Руки вверх поднимай,

Пальцы быстро считай.

Слева пять и справа пять.

Сколько всех? Как сказать? (Десять.)

Следующая улица - Зарядкина. Мы с вами выполним необычную зарядку, математическую.

1. Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов.

2. Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.

3. Приседаем столько раз, сколько яблочек у нас.

4. Грибочки считаем - головой качаем.

5. На каждый хлопок сделаем кивок.

Учитель. А вот улица Считалкина. Мы узнаем, какие считалки бывают в стране Математике. Эти считалки помогут нам выбрать ведущих для математических игр.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

 

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

 

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек: -

Приходите все на чай.

Сколько чаек, отвечай?

А сейчас мы пришли на улицу Математических Игр.

Игра «Раз, два, три: где моя пара?». Ученики получают карточки с цифрами. После того как учитель произнесет «три», каждый должен найти себе пару, с которой он составляет число, названное перед игрой.

Игра «Рыбаки». Дети получают удочки с магнитами на веревочке. На полу лежат карточки с примерами, карточки также с магнитами. Кто больше поймает примеров и решит их - тот и победитель.

Игра «Зоопарк». На доске карточки с изображением клеток для зверей зоопарка, на них числа - ответы к примерам. Отдельно лежат карточки с изображением животных. На них - математические примеры. Надо, решив пример, поместить животное в свою клетку.

Ребусы. Нужно разгадать математические ребусы.

А сейчас мы попали на улицу Песенную. Подпевайте все вместе. (Исполняется песня «Дважды два - четыре» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).)

Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

Это всем известно

В целом мире.

Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

А не три, а не пять,

Это надо знать.

Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

А не шесть, а не семь,

Это ясно всем.

Перед нами улица Математических Знаков.

Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без знаков.

Плюс.

Я - плюс,

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь,

Я - добрый знак соединенья,

И в том мое предназначенье.

Минус.

Я - минус,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

Я свою роль лишь выполняю.

Учитель. Как называются в математике действия, которые производят при помощи этих знаков? (Сложение и вычитание.)

А теперь мы попали на улицу Сказочную. Послушайте сказку «Сложение». Жили-были два числа: 5 и 3. У них была сумочка, которую они носили с собой. Найдите в сумочке сумму чисел 5 и 3.

(Дети отвечают.)

А теперь я расскажу сказку «Вычитание». Два числа 9 и 4 пришли однажды в такое место, где было много разных разностей, и стали искать свою. Ребята, помогите найти разность этих чисел.

(Дети отвечают.)

Знак равенства.

Сколько яблок справа,

Сколько яблок слева,

Знак «равно» меж ними

Мы поставим смело.

Учитель. Какие еще знаки сравнения вы знаете?

(Дети отвечают.)

А вот улица Геометрическая. На этой улице все дома необычные. Назовите, какую форму они имеют.

(Дети называют по рисунку все геометрические фигуры, из которых составлены дома.)

Мудрая Математика дает вам задание - превратить круги в различные предметы. У кого получится сделать это более оригинально, тот получит приз от Математики.

(Дети выполняют задание.)



Предварительный просмотр:

Цель: Организация деятельности обучающихся для формирования интереса к изучению математики посредством игрового и занимательного материала

Задачи:

Образовательные: уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации;

Развивающие: содействовать развитию математических способностей; развивать математическую речь детей, логическое мышление, смекалку

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества обучающихся, умение работать в группе.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, ребусы.

Участники: 4 классы

Ход мероприятия:


Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! В рамках недели математики, которая проходит в нашей школе, сегодня среди 4 – классов «Математический турнир». В словаре русского языка турнир – это состязание, соревнование в чем-либо. Наши команды будут соревноваться своей сообразительностью, быстротой ума, внимательностью, знанием математики.

Наш конкурс оценивает компетентное справедливое жюри.

1 конкурс – «Приветствие»

Каждая команда должна представить себя: название, девиз, приветствие жюри.

Команда 1 – «Пятерочки»

Команда 2 – «5 плюс»

Команда 3 – «Лучшие математики»

II конкурс – «Разминка»:

Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. Каждый ответ – 1 балл.

Каждой команде задается по три вопроса.

  1. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)
  2. Как называется фигура, у которой три угла? (треугольник)
  3. Часть прямой, это… (отрезок)
  4. Инструмент для построения прямых линий. (линейка)
  5. Результат умножения. (произведение)
  6. Наименьшая единица времени. (секунда)
  7. Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)
  8. Знаки, используемые для обозначения чисел. (цифры)
  9. Что такое периметр? (сумма всех сторон)

III конкурс – «Математические знаки»


В: Каждой команде будут даны задания, в которых нужно поставить недостающие знаки действий, чтобы получить необходимое число.
За каждый верно решённый пример – 1 балл. Время работы – 5 мин.

5 5 5 5 = 2 5 5 5 5 = 9
3 3 3 3 3 = 12 5 5 5 5 5 = 31
7 7 7 7 = 9 7 7 7 7 = 49

Ответы:
5 : 5 + 5 : 5 = 2 5 + 5 – 5 : 5 = 9
3 х 3 – 3 + 3 + 3 = 12 5 х 5 + 5 + 5 : 5 = 31
7 : 7 + 7 + 7 = 15 7 х 7 – 7 + 7 = 49

IV конкурс - «Математический фольклор»

В: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

Каждой команде задание: вспомнить и записать пословицы и поговорки, которые содержат числа. Например: Один за всех и все за одного. Какое число встречается в данной пословице? (1 ) (команды пишут пословицы и поговорки на листах. У кого больше, тот набирает большее количество баллов) 1ответ- 1 балл. Время работы – 5 мин.

 

V конкурс - «Угадай слово»

В: Каждая команда, должна угадать слово. Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.

- Команды слушают вопросы и если готовы отвечать, то вся команда поднимает руки вместе (Пирамидкой). Если участники не дослушали вопрос до конца и дали не правильный ответ, то на этот вопрос они уже отвечать не могут.

  1. За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
  2. У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит: “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
  3. Обычно находится в центре города. Выражается в квадратных единицах. Длина на ширину. (Площадь)
  4. С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
  5. Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок)
  6. В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. Они бывают толстые и тонкие. (Тетрадь)

VI конкурс - «Отгадай ребус»

В: На экране компьютера будут появляться картинки-ребусы.

Ребус – это загадка, в которой слово изображено буквами, фигурами, рисунками.

Ваша задача отгадать слово и сразу же записать его на листе бумаги. 1 ответ- 1 балл.

Например, 40 а – сорока, те 100 - тесто

 

 VII конкурс - «Логика»

Команда 1.

1. На столе стояло 3 стакана с клубникой. Саша съел один стакан клубники. Сколько стаканов осталось? (Три. Саша стаканов не ел)

2. Когда петух стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько будет весить петух, когда встанет на две ноги? (Столько же)

3. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда открыты двери)

Команда 2.

Задача 1. Что тяжелее: 100 кг железа, или 100 кг сена? (Весят одинаково)

Задача 2. Трое лошадей пробежали 12 км. Сколько километров пробежал один конь? (Каждый конь пробежал 12 км)

Задача 3. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут.) 

Команда 3.

Задача 1. Четыре мальчика отправились из города в деревню, а навстречу им - трое девочек. Сколько всего детей шло из города в деревню? (Четыре)

Задача 2. На одной иве росли 23 груши, а на второй - 27. Сколько всего груш сорвали дети с двух деревьев вместе? (Ни одной на ивах груши не растут)

Задача 3. Одна сторона квадрата 6 см, а вторая - на 2 см длиннее. Найти другую сторону квадрата. (Она 6 см)

VIII конкурс - «Конкурс капитанов»

Новый тур мы начинаем.

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи.

Пожелаем им удачи!

В: В каждой команде есть ученики, которые лучше всех знают математику – капитаны команд. Им предстоит выполнить сложное задание – разгадать математический кроссворд.

 1. Линия, которую нельзя свернуть.

 2. Оценка плохого ученика.

 3. Часть прямой, но не луч.

 4. Ребус: в букве О число 7.

 5. Единица измерения длины.

 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

 7. В треугольнике их ….

 8. Инструмент для измерения длины.

 9. Форма часов …. (не окружность, а …)

10. Результат сложения.

 (Ответ: прямая, два, отрезок, восемь, метр, квадрат,

 три, линейка, круг, сумма, математика)

Во время конкурса капитанов «Логические задачи»

  1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько направлялось в Москву? (Одна баба.) 
  2. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три.)
  3. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку? (Три копейки.) 
  4. Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного.)
  5. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
  6. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается разными цифрами. Сколько лет дедушке?

Рефлексия
Ведущий. Итак, ребята, для кого сегодняшний математический турнир прошел не напрасно?

- Кто пополнил свой багаж новыми знаниями?

- Что было трудно? Что было интересно?
 (Ответы детей)

Слово жюри, для подведения итогов
Ведущий. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали нам, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете.
Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады по математике для младших школьников

• каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл ...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Конкурсы, турниры по математике для младших школьников

сценарий математического турнира для 4 класса...

Конкурсы, турниры по математике для младших школьников

laquo;Математический турнир». Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной школы....

Разработка конкурсов, турниров по математике для младших школьников по классам

Разработать сценарии:- "Праздник чисел" для 1 класса- Математического турнира для 4 класса...

Конкурсы, турниры по математике для младших школьников

Домашнее заданиеРазработать сценарии:- "Праздник чисел" для 1 класса- Математического турнира для 4 класса...