Разработка конкурсов, турниров по математике для младших школьников по классам
учебно-методический материал

Вербицкая Анастасия Сергеевна

Разработать сценарии:

- "Праздник чисел" для 1 класса

- Математического турнира для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий математического утренника для 1 класса "Праздник чисел первого десятка".

Цель: закрепить знания цифр и чисел первого десятка, навыки устного счета.

Задачи:

Развивающие: развивать интерес обучающихся к математике, их математические способности, память, речь, внимание, наблюдательность, воображение, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к процессу познания, уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в коллективе.

Ход утренника.

У: - Ребята, я рада приветствовать вас на математическом празднике чисел первого десятка. Начинаем наше необычное путешествие в сказочную страну. А в какую, отгадайте сами:

Очень мудрая страна, дружит с числами она.

В ней так много неизвестного, в ней так много интересного.

Ну-ка, дети вы скажите, ее имя назовите!  

О: - Страна Математика.

У: - Итак, праздник начинается. Нам предстоит нелегкий путь. Чтобы попасть в страну Математики все числа первого десятка должны собраться вместе! Пригласила нас на этот праздник королева Математики.

Звучит песня «Учат в школе».

У: - Ребята, числа очень любят прятаться. Ты видишь предметы, а числа нет. Они прямо невидимки какие-то! Но всегда можно догадаться, где какое число спряталось. Для этого надо всего лишь посчитать предметы.  Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним приклеили волшебные значки цифры. Цифр мало – всего десять. А чисел так много, что просто не сосчитать. Давайте отгадаем загадки о цифрах, которые приготовили наши ребята.

Сотня лун появилась –

И тогда бы осветилась

Ночь как день!

Но жаль, луна

Светит нам всегда…(одна)

 

Людям всем дано от бога

По одной лишь голове!

Ну, а руки что, а ноги?

Их у каждого по…(две)

 

Вот так чудо! Ну-ка, ну-к5а,

Ты получше посмотри –

Это вроде бы и буква,

Но еще и цифра…(три)

 

Я у бабушки была, -

У нее в квартире

Три огромные стола,

Ног у каждого…(четыре)

 

На руке малышка Лена

Любит пальчики считать!

У нее на удивленье

Каждый раз выходит…(пять)

 

А моей подруге Тоне

Довелось на пони сесть,

И у Тони вместе с пони

Стало ножек сразу…(шесть)

 

Есть пословица у нас

И она известна всем-

Отрезаешь только раз,

А отмерить надо…(семь)

Сколько ты имеешь ножек?-

Осьминога тихо спросим.

Тот ответить нам не сможет,

Но и так мы знаем…(восемь)

 

Вот так циферка, взгляни,

У нее и фокус есть –

Ты ее переверни,

И получишь цифру шесть! (девять)

 

Сколько вместе будут весить

Две гантели с цифрой пять?

Да, не надо и гадать-

Не кило, а целых…(десять)

У: - Молодцы, ребята.

У: - Наш праздник числа продолжается,

И сказка «Теремок» начинается!

У: - Стоит в поле теремок, теремок  

Он не низок, не высок, не высок.  

Вот по полю бежит единица,  

Очень тонкая, как спица.  

Цифра 1: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Нет никого! Зайду в теремок и стану там жить.  

Вед: Бежит по полю двойка,

Видит теремок, стучит.

Цифра 2: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица. А ты кто?  

Цифра 2: А я – цифра 2,  

Полюбуйся какова!  

С полукруглой головой  

Волочится хвост за мной.  

Пусти меня к себе жить.  

Цифра 1: Я пущу, если ты отгадаешь, что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?  

Цифра 2 отгадывает и Цифра 1 впускает её в теремок.  

Вед: Бежит по полю тройка,

Видит теремок, стучит.

Цифра 3: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – цифра 2, полюбуйся какова! А ты, кто?  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из трёх крючков. Пустите меня к себе жить!  

Цифра 2: Хорошо, пустим, но сначала ты реши задачу.  

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Цифра 3 отвечает и её впускают в теремок.  

Вед: Бежит по полю четверка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 4, стучит в дверь.  

Цифра 4: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – цифра 2, полюбуйся какова!  

Цифра 3: А я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков. А ты кто?  

Цифра 4: А я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Пустите меня к себе жить!  

Цифра 3: Сначала ответь на вопрос: Сколько ушей у двух мышей?  

Цифра 4, ответив на вопрос, присоединяется к тем, кто в теремке.  

Вед: Бежит по полю пятерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 5, стучит в дверь.  

Цифра 5: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил. А ты кто?  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Руку вправо протянула,  

Ножку круто изогнула.  

Пустите меня к себе жить!  

Цифра 4: Мы тебя пустим, если отгадаешь загадку:  

«Что стоит в конце страницы,  

Украшая всю тетрадь?  

Чем вы можете гордиться?  

Ну, конечно цифрой …» (пять)  

Цифры впускают Пятёрку в теремок.  

Вед: Бежит по полю шестерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 6, стучит в дверь.  

Цифра 6: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Все вместе: А ты кто?  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Пустите меня к себе жить!  

Цифра 5: Мы тебя пустим, если решишь задачу:  

«Пять щенят плюс мама-Лайка, сколько будет, сосчитай-ка!»

Цифру 6 впускают в теремок.  

У: -  Бежит по полю семерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 7, стучит в дверь.  

Цифра 7: Кто, кто в теремочке живёт ?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога. Пустите меня к себе жить.  

Цифра 6: Выполнишь задание – пустим. Назови число, которое есть в названии сказки о

Белоснежке и гномах.

Цифра 7 выполняет задание  и входит в теремок.  

У: -  Бежит по полю восьмерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 8, стучит в дверь.  

Цифра 8: Кто, кто в теремочке живёт ?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога.  

Все вместе: А ты кто?  

Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,  

Без начала и конца.  

Пустите меня к себе жить.  

Цифра 7: Хорошо, только сначала скажи, сколько ног у двух котов?  

После решения задания Цифру 8 пускают в теремок.  

У: -  Бежит по полю девятка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 9, стучит в дверь.  

Цифра 9: Кто, кто в теремочке живёт ?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога.  

Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,  

Без начала и конца. А ты кто?

Цифра 9: Я – цифра 9, иначе девятка –  

Цирковая акробатка:  

Если на голову встану  

Цифрой 6 тогда я стану.  

Пустите меня к себе жить.  

Цифра 8: Хорошо, только сначала назови число, которое на 1 больше 8.  

Цифра 9 выполняет задание и заходит в теремок.  

У: -  Стали цифры дружно жить,

Пока не постучал к ним 0.

К теремку подбегает Цифра 0, стучит в дверь.  

Цифра 0: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога.  

Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,  

Без начала и конца.  

Цифра 9: Я – цифра 9, иначе девятка –  

Цирковая акробатка.

Все вместе: А ты кто?  

Цифра 0: Я – цифра вроде буквы 0,  

Что значит ноль иль ничего.  

Цифра 9: Ты хоть и число,

Но ничего не значишь!

Не пустим тебя к себе жить. Уходи!

Цифра 0: Вы ничего не понимаете!

Вот единица, с тобою рядышком

Позволь стоять мне на странице!

Цифра 1: Ты ноль, не стоишь ничего.  

Не стой со мною рядом!

Цифра 0: Я признаю, что ничего не стою.

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в 10 раз,  

Когда я встану справа!

У: -  Стали цифры все дружить,

В теремочке вместе жить!

Просто цифры мало значат.

Их используют иначе.

Их, то складывают вместе,

Чтобы получить число,

Вычитают, умножают, делят –

Цифрам повезло!

Цифры в жизни так важны!

Потому они нужны.

 

У: - Вам песни пели мы, читали вам стихи,

Про числа рассказать вам многое хотели.

Вся в числах наша жизнь, считать умеют все,

Без чисел не прожить нам и недели.

Окончен праздник наш, пора идти домой,

Нам чисел всех не счесть, не перепеть всех песен.

Учитесь! Мир так интересен!

У: - Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Она называется «Веселые задачи».

1. Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два — под березой, один — у осины,

Сколько их будет в плетеной корзине?

2. Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька

Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?

3. К серой цапле на урок прилетело семь сорок.

А из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок прилетело на урок?

4.У пенечков пять грибочков и под елкой три.

Сколько будет всех грибочков? Ну-ка, говори!

У: - Какие молодцы, вы справились с решением всех веселых задач.

У: -   Вот и закончилось наше путешествие в математическую страну. Нам пора возвращаться.

Тема: «Математический турнир», 4 класс

Цель: формирование у учащихся интереса  к изучению математики  посредством игрового и занимательного материала


Задачи:

  • содействовать развитию математических способностей;
  • уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации;
  • развивать математическую речь детей, логическое  мышление, смекалку;
  • воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, умение работать в группе.

Оборудование:  карточки с заданиями для команд, ребусы

Участвуют команды 4 – х классов  по 7 человек. У каждой команды – название, девиз, приветствие.

Ход мероприятия:


Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята!  В рамках недели математики, которая проходит в нашей школе, сегодня среди 4 – классов   «Математический турнир». В словаре русского языка турнир – это состязание, соревнование в чем-либо. Наши команды будут соревноваться своей сообразительностью, быстротой ума, внимательностью, знанием математики.  

Наш конкурс оценивает компетентное справедливое жюри.

1 конкурс – «Приветствие»

Каждая команда должна представить себя: название, девиз, приветствие жюри.

Команда 4 а – «Пятерочки»

Команда 4 б – «5 плюс»

Команда 4 в – «Лучшие математики»

II  конкурс – «Разминка»:

Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. Каждый ответ – 1 балл.

Каждой команде задается по три вопроса.

  1. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)
  2. Как называется фигура, у которой три угла? (треугольник)
  3. Часть прямой, это…  (отрезок)
  4. Инструмент для построения прямых линий. (линейка)
  5. Результат умножения. (произведение)
  6. Наименьшая единица времени. (секунда)
  7. Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)
  8. Знаки, используемые для обозначения чисел. (цифры)
  9. Что такое периметр? (сумма всех сторон)

III  конкурс – «Математические знаки»


В:  Каждой команде будут даны задания, в которых нужно поставить недостающие знаки действий, чтобы получить необходимое число.
За каждый верно решённый пример – 1 балл.  Время работы – 5 мин.

5 5 5 5 = 2                     5 5 5 5 = 9
3 3 3 3 3 = 12                  5 5 5 5 5 = 31
7 7 7 7 = 9                   7 7 7 7 = 49


Ответы:
5 : 5 + 5 : 5 = 2                    5 + 5 – 5 : 5 = 9
3 х 3 – 3 + 3 + 3 = 12                    5 х 5 + 5 + 5 : 5 = 31
7 : 7 + 7 + 7 = 15                     7 х 7 – 7 + 7 = 49

IV конкурс  -  «Математический фольклор»

В:  Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

Каждой команде  задание:  вспомнить и записать пословицы и поговорки, которые содержат числа. Например: Один за всех и все за одного. Какое число встречается в данной пословице? (1 )   (команды пишут пословицы и поговорки на листах. У кого больше, тот набирает большее количество баллов)    1ответ- 1 балл. Время работы – 5 мин.

                                                                                                           

V конкурс  - «Угадай слово»

В:  Каждая команда, должна угадать слово. Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.

-  Команды слушают вопросы и если готовы отвечать, то вся команда поднимает руки вместе (Пирамидкой).  Если участники не дослушали вопрос до конца и дали не правильный ответ, то на этот вопрос они уже отвечать не могут.

  1. За это снижают оценку.  Отличники их не делают.  На них учатся. (Ошибки).
  2. У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
  3. Обычно находится в центре города. Выражается в квадратных единицах. Длина на ширину. (Площадь)
  4. С богатством это тоже может произойти.  Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
  5. Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок)  
  6. В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте. А сейчас  перед школой родители их каждому покупают. Они бывают  толстые и тонкие. (Тетрадь)

VI конкурс  - «Отгадай ребус»

В:  На экране компьютера будут появляться картинки-ребусы.

Ребус – это загадка, в которой слово изображено буквами, фигурами, рисунками.

Ваша задача отгадать слово и сразу же записать его на листе бумаги. 1 ответ- 1 балл.

Например,  40 а – сорока,  те 100 -  тесто

                                                       

 VII конкурс  - «Логика»

Команда 1.

1. На столе стояло 3 стакана с клубникой. Саша съел один стакан клубники. Сколько стаканов осталось? (Три. Саша стаканов не ел)

2. Когда петух стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько будет весить петух, когда встанет на две ноги? (Столько же)

3. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда открыты двери)

Команда 2.

Задача 1. Что тяжелее: 100 кг железа, или 100 кг сена? (Весят одинаково)

Задача 2. Трое лошадей пробежали 12 км. Сколько километров пробежал один конь? (Каждый конь пробежал 12 км)

Задача 3. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут.) 

Команда 3.

Задача 1. Четыре мальчика отправились из города в деревню, а навстречу им - трое девочек. Сколько всего детей шло из города в деревню? (Четыре)

Задача 2. На одной иве росли 23 груши, а на второй - 27. Сколько всего груш сорвали дети с двух деревьев вместе? (Ни одной на ивах груши не растут)

Задача 3. Одна сторона квадрата 6 см, а вторая - на 2 см длиннее. Найти другую сторону квадрата. (Она 6 см)

VIII конкурс  - «Конкурс капитанов»

Новый тур мы начинаем.

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи.

Пожелаем им удачи!

В:  В каждой команде есть ученики, которые лучше всех знают математику – капитаны команд. Им предстоит выполнить сложное задание – разгадать математический кроссворд.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/10/19/s_5f8dd7a8d40c6/1542632_4.png

     1. Линия, которую нельзя свернуть.

     2. Оценка плохого ученика.

     3. Часть прямой, но не луч.

     4. Ребус: в букве О число 7.

     5. Единица измерения длины.

      6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

      7. В треугольнике их ….

   

  8. Инструмент для измерения длины.

  9. Форма часов …. (не окружность, а …)

10. Результат сложения.

                                                                (Ответ:  прямая, два, отрезок, восемь, метр, квадрат,

                                                                               три, линейка, круг, сумма, математика)

Во время конкурса капитанов «Логические задачи»

  • Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько направлялось в Москву? (Одна баба.) 
  • Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три.)
  • Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку? (Три копейки.) 
  • Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного.)
  • Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
  • Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается  разными цифрами. Сколько лет дедушке?

Рефлексия
Ведущий. Итак, ребята, для кого сегодняшний математический турнир прошел не напрасно?

- Кто пополнил свой багаж новыми знаниями?

- Что было трудно? Что было интересно?
                                                                                (Ответы детей)

Слово жюри, для подведения итогов
Ведущий. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали нам, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете.
Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для младших школьников (3 класс)

Занятия внеурочной деятельности  по математике  помогают установлению  личности школьника,  развитию его творческих способностей, мотивации к учению, формированию ж...

Конкурсы, турниры по математике для младших школьников

сценарий математического турнира для 4 класса...

Конкурсы, турниры по математике для младших школьников

laquo;Математический турнир». Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной школы....

Конкурсы, турниры по математике для младших школьников

Домашнее заданиеРазработать сценарии:- "Праздник чисел" для 1 класса- Математического турнира для 4 класса...

Разработка конкурсов, турниров по математике для младших школьников

Разработка  конкурсов, турниров по математике для младших школьников...