Внеурочное занятие по теме :"Танграм- древняя китайская головоломка
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Воронова Ольга Александровна
Внеурочное занятие по математике с игрой танграм для 4 класса. Данное внеурочное занятие входит в курс внеурочной деятельности "Занимательная математика" и входит в раздел "Геометрическая мозаика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronova._vd._tangram.docx76.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Выполнила: Воронова Ольга Александровна

Тема: «Танграм» – древняя китайская головоломка»

Форма организации: занятие-игра

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 4 класс

Цель: Формирование навыка обучающихся   составлять из геометрических фигур различные строения, изучить историю возникновения игры.

Задачи:        

3.Образовательные:

  • Получить новые знания и информацию об игре «Танграм»;
  • Учиться составлять из элементов заданную модель;

2.Развивающие:

  • Развивать наглядное воображение, логического мышления и внимательности
  • Активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность;

1.Воспитывающие:

  • Воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;
  • Воспитывать познавательный интерес; самостоятельность;
  • Воспитание личности с нестандартным мышлением.

Планируемые результаты:

  • Предметные: понимает и строит простые модели из геометрических фигур; проводит сравнение объектов с целью выделения различных признаков; осуществляет анализ как выделение части из целого, и синтез как составление целого из частей.
  • Личностные: иметь начальные представления о математических способах познания мира; проявляет мотивацию познавательной деятельности и личностный смысл познания нового, которые базируются на понимании необходимости постоянного расширения знаний и на интересе к математическому содержанию; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.
  • Метапредметные: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии;  формирование умения анализировать фигуру, способы соединения танов, умение создавать фигуру по инструкции; формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре).

Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы бумаги, клей

Информационные ресурсы: интернет-ресурсы.

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

Метод: словесный, наглядный.

Прием: беседа, создание благоприятной атмосферы

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Александровна. Сегодня у нас   вами будет интересное занятие. Посмотрите на доску, что это за страна?

А как вы думаете, чем же она может быть связана с нашим занятием?
Давайте узнаем это вместе.

Ответы детей

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формирование устойчивой мотивации

к обучению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)Организовывать и планировать

учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками. (К)

Этап актуализации знаний, определение проблемы и постановки задач.

Метод: словесный, наглядный. Прием: беседа, игра.

Теперь давайте с вами поймем, что же такого интересного между Китаем и математикой.

Чтобы это понять, нам нужно решить примеры найти значение выражений и поставить буквы в правильном порядке.Каком? (убывания? Возрастания?)

45:3; 48:2; 66:33; 5*20; 13*3; 48:2; 12*6

15-Т; 24-А; 2- Н; 100- Г; 39- Р; 24- А; 72- М.
Какое слово у нас получилось? Вы знаете, что это такое?
Давайте немного с вами узнаем, что же это.

Танграм – головоломка с перекладыванием картинок – всего лишь один из множества видов задач для ума. Ребусы, загадки, различные хитрые задачки на подсчёты, логические головоломки – человечество придумывает всё новые и новые развлечения. Все они, на первый взгляд – не более чем забава, на самом деле являются прекрасным средством развить и поддержать свой интеллект на должном уровне.

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов». Относительно её существует следующее предание.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма.

В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей Танграма, и при этом они не должны перекрываться. Можно складывать по шаблонам, а для большей сложности можно самим придумывать фигурки.

Так что же такое танграм, ребята?

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Слушают историю танграма

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формирование устойчивой мотивации

к обучению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (К)

2) Решение математических примеров (П)

 

Деятельностный этап

Метод: словесный, наглядный, практический.

Прием: беседа, игра.

Давайте и мы с вами поиграем.  Вам нужно будет разделиться по парам. И давайте вспомним с вами, как следует работать в парах.

Сейчас каждой паре я дам конверт.

-Достать из конверта все фигуры

пересчитать. (Должно быть 7 фигур)

-Назвать каждую фигуру (Большие

треугольники, маленькие треугольники,

средний треугольник, квадрат,

четырёхугольник)

-Найти одинаковые фигуры. (Два

больших треугольника, два маленьких

треугольника).

- У танграма есть один секрет. Из его фигурок всегда можно сложить квадрат. Попробуйте сейчас методом наложения собрать квадрат.

-Давайте прочитаем, какие условия нужно соблюдать при игре.

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

-Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого

треугольника.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко

угадывается по основным характерным признакам предмета:

его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

 -Для того, чтобы понять, что нам нужно собрать, я предлагаю разгадать загадку.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров родимый, тёплый … 

-Мы будем учиться собирать головоломку «Танграм» по образцам - контурам. Внимание на слайд.

кошка  заяц

У вас отлично получается и в завершении, я предлагаю сделать выставку.

-Должно быть 7 фигур

-Большие треугольники, маленькие треугольники,

средний треугольник, квадрат, четырёхугольник

-Два больших треугольника, два маленьких треугольника

Дом

Дети складывают каждый свой дом

Собирают по образцу

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формирование мотивации к аналитической деятельности (к анализу).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. (П)

2) умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)Развивать умение анализировать и грамотно обосновывать свою точку зрения

2)Систематизировать знания, умения учащихся по теме «Танграм: древняя китайская головоломка» и применять полученные знания в новых условиях.

Итогово-рефлексивный этап.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Приём: беседа, создание ситуации успеха

Сейчас каждой паре я дам в конверте цветные таны и ребус, в котором будет название фигуры.
Вы решаете ребус и приклеиваете вашу фигуру на лист бумаги.

1 пара

2 пара

3 пара

Если кому-то будет сложно составить, я дам подсказку.

Когда вы собрали каждый свою фигуру, то подойдите и прикрепите ее к ватману. Остальные угадывают, что изображено

(включается китайская музыка)

Мне очень понравились ваши работы!

-Давайте вспомнить, с чем мы сегодня познакомились?

-Откуда родом эта игра?

Спасибо вам за вашу работу!

Получают новые конверты

Собирают фигуры

Приклеивают на альбомный лист и ватман

Угадывают изображения

Отвечают на вопросы

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    Оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»). (Р)

2)    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Танграм: древняя китайская головоломка

получат новые знания и информацию об игре «Танграм»...

Внеурочное занятие по теме "Числовые головоломки и ребусы"

Внеурочное занятие по теме "Числовые головоломки и ребусы"...

Внеурочное занятие "Танграм: древняя китайская головоломка"

Танграм: древняя китайская головоломка...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Умники и умницы. Занятие №4».

laquo;Умники и умницы. Занятие №4». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)Задачи:-Формировать стремление ...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Умники и умницы. Занятие №5».

laquo;Умники и умницы. Занятие №5». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)Задачи:-Формировать стремление ...