Внеурочное занятие "Танграм: древняя китайская головоломка"
план-конспект занятия (2 класс)

Танграм: древняя китайская головоломка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tangram.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

Танграм: древняя китайская головоломка

Класс 2                                                                                                                                                                                                                    

Цель: изучение истории возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследование ее применение в форме игры.

Задачи

воспитательные:  воспитать такие качества, как  самостоятельность, взаимная ответственность за результаты учебного труда, сформировать познавательные потребности.

обучающие: познакомить с историей танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм, показать применение геометрических фигур с творческой стороны.

развивающие:  развивать пространственное воображение,внимательность,мыслительные процессы – сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» – «часть»; формировать навыки взаимодействия при групповой работе, коммуникативные и творческие способности.

Оборудование: компьютер, доска, набор шаблонов для игры «Танграм», цветная бумага.

Ход проведения:

№ по порядку

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1

Вступительная часть

Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас с вами занятие на очень интересную тему. Всё дело в том, что я  услышала о старинной китайской игре - головоломке танграм.

(слайд1) Меня очень заинтересовала  эта игра. Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, но одной оказалось сложно разобраться в таинственной головоломке  я решила это сделать вместе с вами.  Вы готовы помочь раскрыть мне эту тайну?

Кто мне сможет сформулировать задачу нашего занятия?

(исследовать – получить знания и из рассуждения о том, для чего данное знание, прийти к практическому применению).

 Задача: исследовать игру – головоломку «Танграм» и  научиться её применять. (слайд2)

Молодцы, я уверенна, что мы справимся с этой нелёгкой задачей.
(белый слайд3)

Ставят цель и задачи занятия.

2

Основная часть

Итак, приступим к работе.

Для начала я расскажу вам легенду о том, откуда взялась эта головоломка.

«Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали “Ши-Чао-Тю” — квадрат, разрезанный на семь частей.»

(слайд4).

В какой стране зародился «Танграм»? (Китай)

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». (слайд5)

Как вы думаете, почему его так назвали?

(потому что состоит из 7 частей)

Мальчику понравилось изобретение мудрецов и он стал играть в «Танграм», складывая эти семь частей квадрата и получая разные фигуры.

(белый слайд 6)

А вы хотите поиграть в эту игру?

Работать мы будем в парах.

Слушают легенду.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание.

Делают зарядку.

Рассуждают о пользе головоломки.

 Ребята, что есть у каждой игры?

(правила)

Работать нужно дружно, прислушиваясь друг к другу.

Складывая фигуру, нужно помнить о том, что задействованы должны быть все 7 частей. Части должны соприкасаться, но они не могут налегать друг на друга.

Все поняли правила?

У каждого на столе лежит конверт.

Вам нужно его открыть и вынуть содержимое.

Что вы обнаружили в конверте?

Посчитайте фигуры. Сколько их? (7)

Назовите каждую фигуру (большие треугольники, маленькие треугольники, средний треугольник, квадрат, четырёхугольник).

Найдите одинаковые фигуры. (Два больших треугольника, два маленьких треугольника).

Вспомним, что танграм – это разрезанный на 7 частей квадрат, поэтому сначала давайте сложим квадрат.

А теперь внимание на экран

 (слайд 7).

Что вы видите на картинке?

Вам нужно точно также сложить квадрат из фигурок, что лежат на столах.

Когда справитесь, поднимите руку.

Молодцы, теперь задание усложнится.

Внимание на экран. (слайд 8)

Что вы видите?

Вам нужно из ваших фигур собрать точно такую же картинку.

Когда справитесь, поднимите руку.

Молодцы, вы все справились и теперь научились играть в «танграм». (белый слайд9)

Теперь давайте немного отдохнём и проведём физ. минутку.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Ребята, сегодня вы узнали новую игру «Танграм».

Мне хотелось бы спросить, зачем она нужна, для чего это головоломка?

(чтобы развивать мышление).

Вы правы, более точным ответом на мой вопрос будет высказывание: (слайд 10)

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

И помните всегда, друзья,

Без логики никак нельзя!

Из этих слов становится понятно, что в жизни нужно уметь рассуждать, думать, объяснять, а такая игра, как «Танграм», помогает нам этому научиться. (белый слайд11)

3

Заключительная часть

Наше занятие подошло к концу.

Давайте вспомним, как звучала задача нашего занятия.

( исследовать игру – головоломку «Танграм» и  научиться её применять).

Мы выполнили поставленную задачу?

Давайте проверим.

В какой стране зародилась головоломка «Танграм»? (Китай)

Из скольких частей собирается фигура в этой игре? (7)

Молодцы, вы многое запомнили, а значит наше занятие прошло с пользой.

Мне было очень интересно решить вместе с вами поставленную задачу.

 Возьмите смайлики, если вам было интересно, поднимите весёлый смайлик, если было скучно, непонятно, поднимите грустный смайлик.

Теперь соберите фигуры обратно в конверт и положите его на край стола.

Подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Китайская головоломка "Танграм"

Игра "Танграм", как её сделать, как в неё играть, задачи....

Танграм: древняя китайская головоломка

получат новые знания и информацию об игре «Танграм»...

Методическая разработка «Праздник в китайском стиле: создание китайского фонарика»

Данная методическая разработка направлена на постепенное освоение ребенком техники изготовления китайского фонарика с использованием нового материала. Начав с эксперимента (изготовление фонарика в раз...

конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература

материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой...

Внеурочная деятельность. Занимательная геометрия. Головоломка танграм.

Занятие по внеурочной деятельности в начальной школе по теме: Головоломка танграм. Разработан Скомороховой М. В. в соответствии с требованиями федерального государственного образов...

Внеурочное занятие по теме :"Танграм- древняя китайская головоломка

Внеурочное занятие по математике с игрой танграм для 4 класса. Данное внеурочное занятие входит в курс внеурочной деятельности "Занимательная математика" и входит в раздел "Геометрическая мозаика"...

Методическая разработка по внеурочной деятельности "Танграм - геометрическая головоломка"

В методической разработке по внеурочной деятельности приведен пример технологической карты занятия по внеурочнеой деятельности по геометрическому содержанию в 4 классе на примере Танграма....