Внеурочная деятельность. Занимательная геометрия. Головоломка танграм.
план-конспект занятия по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Скомороъова Марина Валерьевна

Занятие по внеурочной деятельности в начальной школе по теме: Головоломка танграм. Разработан Скомороховой М. В. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Танграм может применяться на уроках математики с целью знакомства с геометрическими фигурами, сравнению фигур по размеру, форме, общим признакам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Головоломка «Танграм».

Предмет: внеурочная деятельность «Занимательная геометрия»

Подготовила материал: Скоморохова Марина Валерьевна, МАОУ лицей № 17 г. Калининград.

Цели:

  1. Формирование у учащихся представлений о геометрических фигурах, соотношении фигур по величине, форма и нахождение общих свойств.
  2. Получение новых знаний и информации о головоломке «Танграм»;

Задачи:

1. Развитие наглядного воображения, логического и пространственного мышления, внимательности и наблюдательности;

2. Формирование умения анализировать фигуры, способы соединения;

3. Обучение составлению заданной модели из элементов;

3. Воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;

4. Воспитывать познавательный интерес; самостоятельность;

5. Воспитание личности с нестандартным мышлением.

Оборудование: конверты с набором «Танграм», шаблоны с изображениями животных, клей, альбомные листы.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Учитель:

– Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Проверим вашу готовность к уроку.

На столе у каждого лежит набор геометрических фигур и лист со схемами.

II. Постановка темы и целей занятия:

Учитель:

– Сегодня нас ждет необычное занятие. А вот почему, мы узнаем из этой записки.

Из Китая пришла телеграмма:

«Потерялись фигурки танграма»!

– Поможем китайскому принцу собрать танграм?

Ученики:

– Поможем!

Учитель:

– В Китае очень любят разные игры и головоломки. Но и мы их любим. Сегодня мы познакомимся с игрой «Танграм».

Танграм — древняя китайская игра-головоломка, возникшая 4000 лет назад. Она состоит из танов, то есть плоских фигур. Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой.

У императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Принц рос здоровым и сообразительным не по летам. Но будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на части.

Какие это фигуры, и сколько их мы узнаем из загадок.

Загадка 1:

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, —

Ну, пожалуй, и довольно! —

Что ты видишь? ...

                           (треугольник)

Загадка 2:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны 

Одинаковой длины. 

Вам его представить рад. 

А зовут его… 

                              (квадрат)

Загадка 3:

Два выходных,

И пять рабочих,

Их в месяце,

Четыре с хвостиком!

                              (неделя)

Учитель:

– Ребята, сколько дней в неделе? А что ещё бывает по семь?

Ученики:

– Семь цветов в радуге, семь гномов в сказке про Белоснежку, семь козлят, семь чудес света, цветик-семицветик, семь нот, «семь пядей во лбу (вспомним поговорку) и другие варианты.

Учитель:

– Танграм тоже состоит из семи фигур. Давайте считать: два больших треугольника, два маленьких треугольника, один средний треугольник, один квадрат. Сколько насчитали?

Ученики:

– Шесть!

Учитель:

– Сколько фигур я не назвала?

Ученики:

– Одну!

Учитель:

– Последняя фигура в танграме имеет название параллелограмм. Это четырехугольник, у которого попарно параллельны противоположные стороны.

Учитель:

– Теперь мы знаем из каких фигур состоит головоломка. Мы можем взять наши наборы и попробовать сложить фигуры.

ВАЖНО!

При решении головоломки требуется соблюдать два условия:
1. необходимо использовать все семь фигур танграма;
2. фигуры не должны перекрываться между собой.

III. Работа по теме.

Учитель: Давайте вместе со мной попробуем собрать из квадрата большой треугольник. Возьмите два наибольших треугольника и положите их самой длинной стороной вниз так, чтобы они соприкасались вершинами.

Затем возьмите квадрат и поверните его вершиной вниз. Приставьте квадрат к левому большому треугольнику так, чтобы он продолжал линию, образованную короткой стороной этого треугольника.

Затем возьмите маленький треугольник и поверните его острой вершиной вниз. Проложите между квадратом и большим треугольником так, чтобы короткая сторона маленького треугольника полностью совпала со стороной квадрата. Возьмите средний треугольник. Его длинная сторона совпадает с короткой стороной большого треугольника. Совместите их.

Возьмите параллелограмм и положите так, чтобы его длинная сторона совпала с короткой стороной большого треугольника, а короткая – со стороной квадрата.

Осталось только приставить маленький треугольник на место вершины.

IV. Физминутка:

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)

Учитель:

– А теперь поработаем в парах. На каждой парте лежат наборы с головоломкой, клей и схемы. Выберите одну из схем, соберите её, а затем приклейте к листу бумаги. Получившиеся работы мы прикрепим на доску и будем угадывать какая команда какую фигуру собрала.

VI. Итоги урока.

– Что нового сегодня узнали на уроке?

– Чему учились на уроке?

– А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Танграм во всех его проявлениях можно встретить в дизайне одежды, архитектуре и ландшафтном дизайне. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина.

VII. Рефлексия.

Ребята оценивают свою работу и работу в группах с помощью цветных магнитных фишек. Зеленая фишка – все получилось, желтая фишка – были трудности с выполнением заданий, красна фишка – допустил много ошибок. Фишки прикрепляются на доску в виде башенок.

*Задание по желанию: Придумайте свою фигурку Танграма, дайте ей название, расположите на листе А4 и приклейте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Головоломка « Танграм ». Учитель начальных классов Скоморохова Марина Валерьевна МАОУ лицей № 17 г. Калиннинграда

Слайд 2

Из Китая пришла телеграмма : «Потерялись фигурки танграма »! Что такое танграм ?

Слайд 3

Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). При решении головоломки требуется соблюдать два условия : 1. необходимо использовать все семь фигур танграма ; 2. фигуры не должны перекрываться между собой. Из геометрических фигур головоломки " Танграм " можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.

Слайд 4

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. У императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Принц рос здоровым и сообразительным не по летам. Но будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику любил играть. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был математик, другой – художник, а третий - знаменитый философ, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши- Чао - Тю "- квадрат, разрезанный на части.

Слайд 5

Из каких частей состоит танграм ? Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? ...

Слайд 6

Из каких частей состоит танграм ? Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? ...

Слайд 7

Из каких частей состоит танграм ? Паралеллограмм . Это четырехугольник, у которого попарно параллельны противоположные стороны .

Слайд 8

Из каких частей состоит танграм?

Слайд 9

Схема танграма

Слайд 10

Схема танграма

Слайд 11

При решении головоломки требуется соблюдать два условия : 1. необходимо использовать все семь фигур танграма ; 2. фигуры не должны перекрываться между собой. Попробуй составить фигуры!

Слайд 12

Как собрать треугольник

Слайд 16

черепаха

Слайд 17

домик

Слайд 18

А теперь попробуй собрать домик

Слайд 19

рыбка

Слайд 20

ворон

Слайд 21

кошка

Слайд 22

свеча

Слайд 23

Применение танграма

Слайд 24

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность «Мир геометрии», 1 класс

Тема: Плоская и пространственная фигура Цели: формировать умение видеть геометрические формы в ок­ружающей жизни; развивать пространственное воображение учить изображать простые геометр...

Построение замкнутых линий, занятие по внеурочной деятельности "Мир геометрии"

Занятие разработано для учащихся 1 класса с целью расширения знаний о геометрических фигурах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миргеометрии" 1 класс предназначена для работы в любой системе учебников, одобренных для работы в ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия"

Раздел содержит программу внеурочной деятельности "Занимательная геомтерия", сценарии занятий по программе, дидактические материалы. ПРограмма прошла рецензирование в институте развития обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 3 класс

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 4 класс

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 2 - 4 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Занимательная геометрия» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ...