"Развитие логического мышления на уроках математики посредством дидактических игр в начальной школе"
методическая разработка по математике

Крутова Ирина Алексеевна

Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выпускная квалификационная работа

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования

Допущена к защите

Зам. директора по НМР

_________ С.Г. Енилина

«____» ______________2021 г.

Прошла защиту

Оценка _________________

Председатель ГЭК

__________ Галимова Г.Г.

«____»______________2021 г.

Выполнил:

студент 4 курса

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Крутова И.А.

Научный руководитель:

К.В. Корсакова

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………

Глава I. Теоретические аспекты развития логического мышления на уроках математики в начальной школе .......………………............

 

1.1. Сущность понятия «логическое мышление» ...........………………...

 

1.2. Особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста ………………………………………………………

1.3. Педагогические условия развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.......................................................

Выводы к Главе I…………………………………………………...........

 

Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию логического мышления на уроках математики в начальной школе.............................................................................................................

2.1. Организация и ход исследования.............….........................................

2.2. Обработка и интерпретация результатов.............................................

 

Выводы к Главе II.......................................................................................

Заключение……………………………………………………………….

 

Приложение………………………..........…………………………………

 

Список использованных источников ………...……………………….

 


Введение

Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Специальная педагогическая работа, направленная на формирование логического мышления детей младшего школьного возраста, дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению.

Объективные требования к совершенствованию процесса развития логического мышления младших школьников, анализ сложившейся школьной практики в этой области выявили целый ряд противоречий между:

– сложившейся системой образования младших школьников и реальными потребностями ее направленности на формирование логического мышления как «фундамента» для успешной учебной деятельности в последующем;

– потребностями педагогической практики в широком применении учителями начальной школы наработанных форм, методов и средств развития логического мышления детей и слабой разработанностью педагогических условий, позволяющих выбирать и оптимизировать эту работу без изменений в содержании базисных учебных планов, рекомендаций по организации и методике преподавания, без увеличения учебной нагрузки на детей.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать на уроках математики в начальной школе, чтобы они позволили осуществлять планомерную, целенаправленную и эффективную работу по формированию логического мышления младших школьников.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Возможности формирования приемов мышления не могут реализоваться сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

 Объект исследования: развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.

 Цель исследования: выявить эффективность педагогических условий развития логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Задачи исследования:

- раскрыть содержание понятия «логическое мышление»;

- выявить особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста;

- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие логического мышления;

- определить критерии и уровневые показатели сформированности логического мышления младших школьников;

- провести опытно - экспериментальную работу по выявлению эффективности

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие логического мышления младших школьников будет более эффективным, если:

– младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период формирования логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, суждениями, построения умозаключений, составляющих основу успешной учебной деятельности, как в начальной школе, так и в последующем;

– создать педагогические условия, в контексте которых деятельность преподавателей начальной школы в ходе образовательного процесса будет направленна на развитии логического мышления (создание ситуации успеха; разработка комплекса упражнений).        

Методы исследования: 

Практическая значимость исследования: составленная и апробированная система .... для развития ...

Экспериментальная база исследования: МБОУ «Cредняя общеобразовательная школа №6 г.Лениногорска" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 

Глава I. Теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников

1.1.Содержание понятия «логическое мышление» 

Конечно, предмет всякой науки становится вполне ясным лишь в процессе знакомства с самой наукой, поэтому все определения этого предмета остаются неполными и не очень ясными. Однако некоторое предварительное указание на то, что изучает логика, необходимо. Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части, мышление и логика, дадим определение каждой из них.

Мышле́ние— это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Отличительная черта этого психического процесса — его направленность на познание тех внутренних и внешних связей, которые «не лежат на поверхности» явления. Поэтому мышление выступает, как стремление человека узнать то, что неизвестно, понять, осмыслить более глубоко то, что возможно, даже и известно, но знания, о чем носят лишь поверхностный и неполный характер. Мышление первоначально строится на чувственном познании, на восприятии и даже на самом высоком уровне развития не порывает с ним связи. Однако вторая отличительная черта мышления — его обобщенный характер.

Ло́гика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на поиск путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни. Логика интересуется лишь познавательными процессами и формами наших мыслей, но не их содержанием. Логика как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом и ученым Аристотелем (384-322 г.г. до н.э.). Именно он сформулировал основные законы логики и разработал учение о силлогистических умозаключениях. А для чего нам нужно изучать логику? Да затем, чтобы развивать свой интеллект, чтобы стать мыслящим человеком, чтобы научиться рассуждать и понимать! Но можно привести и другие, более прагматичные соображения в пользу изучения логики:

-занятия логикой приучают точно мыслить и ясно излагать свои мысли;

-логика воспитывает умение убеждать и обосновывать свои идеи;

-занятия логикой постепенно формируют привычку анализировать свои и чужие рассуждения;

-логика учит спорить;

-логика вырабатывает привычку думать.

Таким образом, изучение и развитие логики, является очень важным компонентом в жизни человека. Логика – это наука о правильном мышлении, а именно о формах и законах познающего мышления.

Логическое мышление – последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между рассматриваемыми объектами. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы. Основные логические формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему.

1.2. Особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста

В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Одним из ведущих познавательных процессов является логическое мышление.

В возрасте между 6 и 10 лет у детей развивается логическое мышление и происходят огромные когнитивные (познавательные) изменения. Они перемещаются от дошкольников в середину детства, где в жизни доминируют фантазии, которые начинают регулировать логику и разум. Они начинают видеть себя как автономная личность, способная решить основные независимые задачи. Они начинают принимать к сведению «правильный» способ делать вещи, инвестировать больше времени и энергию в выполнении задач ожидаемым образом. Однако они по-прежнему предпочитают структурированную деятельность открытого состава, и они по-прежнему нуждаются в последовательном направлении взрослыми.

Для создания оптимальных условий развития мышления необходимо знать эти особенности ребенка. Ряд ученых выявили психологические особенности и условия развития мышления в обучении. Наибольшую известность и признание не только в отечественной, но и мировой науке получила теория развивающего обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов не только декларировали необходимость логики и изменения в связи с этим методом и приемом обучения, но и заложили ее принципы в структуру учебных предметов, их содержание. Естественно, что ключевым звеном цепи умственного развития школьников они сделали логическое мышление.

Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Формирование логического мышления тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

-поиск и открытие нового знания;

-обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;

-анализ событий или объектов;

-восприятие предметов.

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер. Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

-обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;

-наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;

-абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;

-понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте в значительной степени связано с совершенствованием мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, с усвоением различных мыслительных действий.

Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

Учитель учит:

- находить взаимосвязи в окружающей жизни;

- вырабатывать правильные понятия;

-применять на практике изучаемые теоретические положения;

-анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

Всё это позитивно влияет на развитие логического мышления младших школьников. Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Развитие логического мышления младших школьников - одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы и приемы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников.

Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).

Для мышления младших школьников 7-10 лет характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее). Им доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей.

Вывод? Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и учится решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий. В процессе формирования логического мышления детей 6-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочнению формальных логических связей развития логического мышления детей младшего школьного возраста. Развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования обще логических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.В задания логического мышления входят различные виды работы:1.Работа с числами, числовым р...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...

Развитие логического мышления на уроках математики Макридичева Надежда Петровна, учитель начальных классов МКОУ «Жемчужниковская ООШ»

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей и студентов педагогических специальностей....