"Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе"
статья по математике (1 класс)

Волкова Наталья Дмитриевна

Публикация

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе»

                                             «Игра – это огромное светлое окно, через которое

                                                в духовный мир ребёнка вливается живительный

                                                         поток представлений, понятий об окружающем мире.

                                                    Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и

                                                        любознательности».

В.А. Сухомлинский

        В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. Из огромного количества технологий привлекают игровые, которые способствуют повышению эффективности урока и поддержанию интереса у детей.
         Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима  для школьников начальной школы, поскольку соответствует их возрастным особенностям.

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

        Главной целью применения игровых технологий является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения игр.

        По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе урока: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

        Приведу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

1. Упражнения для устного счёта могут быть представлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа «Домики», «Собери ёлочку», «Молчанка».

2. При обобщении и повторении изученных тем возможно применять игру- соревнование «Самый умный» или «Брейн-ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираются вопросы, требующие краткого ответа.

3. При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон». Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.

        На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.

        Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывания, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

        Собственный опыт и опыт других учителей, описанный в методической литературе, позволил мне создать картотеку игровых форм обучения на уроках математики с краткой аннотацией. Ниже приведу некоторые из них (1 класс).


Игра «Построим гараж»

Цель. Закрепление понятий «сначала», «потом», «после этого», «слева», «справа», «между».

Оборудование. Иллюстрации легковой, грузовой машин и автобуса.

Содержание игры. Учитель или один из учеников строит гараж, обозначая его полосками бумаги на магнитной доске. (Остальные дети строят гараж на своих столах.) Ставят в левую часть гаража легковую машину, в правую — грузовую, автобус располагают между легковой и грузовой машинами. По заданию учителя определяют положение машин в гараже и сравнивают их по цвету и размеру.

Игра «Составим поезда»

Цель. Сравнение группы предметов.

Содержание игры. Учитель предлагает составить 2 поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызывают 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов. «Какой поезд длиннее? — спрашивает педагог. — Какой короче? Где вагонов больше? Где — меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов? (Прицепить ко второму поезду 2 вагона либо отцепить от первого 2 вагона)». Игра сопровождается соответствующими действиями.

Количество вагонов можно изменять 2—3 раза.

Игра «Помогите Чебурашке»

Цель. Закрепить умения соотносить цифру и число, устанавливать место числа в натуральном ряду чисел; учить употреблять в речи понятия «предыдущее число» и «последующее число», «стоять перед», «следовать за» и «находиться между»; формировать навыки счета.

Оборудование. Таблица, на которой изображен телефон; в диск его (разрезы) вставляются карточки с цифрами; касса цифр.

Содержание игры. Чебурашка собирает телефон. Он хочет постоянно поддерживать связь с крокодилом Геной. Какие числа осталось ему наклеить на телефонный диск? Помогите ему вставить в диск соответствующие числа.

Игра «Назовите числа»

Цель. Закреплять знания последовательности чисел от 1 до 10 (и в обратном порядке).

Содержание игры.

I вариант. 1) Учащиеся называют подряд числа от 1 до 10 таким образом: число 1 произносят громко, число 2 — тихо, число 3 — громко, число 4 — тихо и т. д.

Называть числа можно и в обратном порядке.

2) Учащиеся называют подряд числа от 10 до 1 так: число 10 произносят громко, число 9 — тихо, число 8 — громко, число 7 — тихо и т. д.

Игра «Математическая рыбалка»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их на память.

Оборудование. Рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра «Поймай бабочку».

Игра «Почтальоны»

Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах.

Содержание игры: в игре участвуют три ученика-почтальона. Каждому из них

нужно доставить письма в три дома (рис. 2). На каждом доме изображена одна

из геометрических фигур. В сумке почтальона находятся письма — 10 геометрических фигур, вырезанных из картона. По сигналу учителя почтальон ищет письмо (геометрическую фигуру) и несет его в соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит письма по указанному адресу - разложит геометрические фигуры. Геометрические фигуры на домах меняются, выходят другие почтальоны, и игра повторяется.

Игра «Делаем молча»

Цель. Закрепление последовательности натурального ряда и геометрических фигур.

Оборудование. Набор табличек с цифрами, геометрические фигуры.

Содержание игры. Основное условие игры: ученик, пользуясь дидактическим материалом, должен давать ответы на задания учителя, при этом не произнося ни одного слова. Учитель предлагает задания, а ученики выполняют их. Например:

  • число, которое стоит после 3 (уч-ки молча показывают табличку с цифрой 4);
  • число, которое стоит перед 6;
  • число, которое стоит между 4 и 6 (13 и 15);
  • число на 1 меньше (больше) 5 (18); .
  • покажи такую же фигуру (показывает круг);
  • покажи соседей числа 6 слева, справа.

В конце игры подводятся итоги.

Игра «Закрой форточку»

Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Оборудование. У каждого из учеников карточки (10 х 15 см) с примерами. Один из компонентов в примерах неизвестен. У учителя маленькие карточки с числами (с неизвестными компонентами).

Содержание игры. Учитель называет число. Если это число подходит к примеру, то ученик поднимает руку и называет весь пример. Остальные учащиеся проверяют. Выигрывает тот, кто верно и быстро заполнил все «форточки» своей карточки.

Игра «Математический футбол»

Цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.

Оборудование. Рисунки 10 мячей.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых — карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны правильно ударить мяч (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки в ударе мяча или допустит меньшее число ошибок.

Игра «Угадывание номера дома»

Цель. Учить детей приему сложения и вычитания по 1.

Оборудование. Рисунки 10 домиков с номерами

Содержание игры. Учитель рисует на доске 10 домиков с номерами. Дети загадывают один из домов. Учитель предлагает из задуманного номера дома вычесть 1, прибавить 1, и еще 1, и еще 1. Дети поочередно называют ответы, учитель отгадывает, какой номер дома загадал каждый ученик. (Для этого он вычитает из результата число 2.) Можно спросить детей, как отгадать этот фокус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе...

Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах

Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах...

Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе

ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

Дидактические  игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Любые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность обучающихся. К таким можно отнести игровые технологии. Задача учителя – сделать процесс обучения занимательным, интересным....

Статья «Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах»

Статья «Использование игровой технологии  на уроках математики в начальных классах»...