Исследовательская работа
материал по математике (2 класс)

В исследовательской работе изучены старинные меры длины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ойская средняя школа»

Исследовательская работа

«Старинные русские меры длины»

Автор: Михайличенко Арина,

обучающаяся 2 класса

Руководитель:

Демченко Оксана Валерьевна

учитель начальных классов

п. Ойский 2022 год

                                            Введение

Меня зовут Михайличенко Арина. Мне 7 лет. Я учусь в 2 классе. На уроках литературного чтения мы проходили произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята».  В рассказе нам встретился такой отрывок

«Весной это озеро далеко разлилось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать …».  В отрывке встретилось незнакомое слово «верста», учитель объяснил нам, что это старинная русская единица длины. Мне стало интересно, какие еще старинные единицы длины существуют и почему мы не используем их для измерения длины.

Цель моего исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в давние времена, и можно ли ими пользоваться в настоящее время.

Задачи:

-узнать, какие меры длины существовали в давние времена на Руси;

-провести опрос «Знаете ли вы старинные единицы измерения?»;

-провести практическую работу по измерению длины, используя старинные меры;

-сделать выводы.

Гипотеза: я предположила, что если на Руси существовали старинные меры длины, то ими можно пользоваться и в настоящее время.

Методы исследования:

-изучение литературы и Internet – источников по данной теме;

-практическая работа;

-опрос;

-анализ;

-обобщение. 


  Теоретическая часть            

 1.Старинные русские единицы измерения длины.

          Из энциклопедии я узнала, что старинная русская система мер сложилась примерно в X - XI веках. Ее основные единицы - верста, сажень, локоть и пядь.

 Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 см.

        Дюйм - от голландского - большой палец. Мера, равная длине верхней фаланги большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т. д.        

       Вершок - мера равная верхней части пальца.  Первоначально вершок равнялся длине фаланги указательного пальца, затем стали считать вершок, равным ширине двух пальцев руки, указательного и среднего, а это приблизительно 4,5см.

                                 

         Пядь, пядень (или четверть). Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 сантиметра. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного пальца (по некоторым источникам - среднего), можно было получить пядь с кувырком.

            Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см.

               

          Аршин - одна из главных русских мер длины. Название происходит от персидского слова «арш» - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плеча до конца пальцев. В аршине 71 см.  Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Были специальные линейки, планки, равные аршину. Такая линейка называлась «аршином». На ней были нанесены деления в вершках.

Сажень – старинная мера длины. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать до чего-либо. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 см.  Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки; длина такой сажени примерно 248 см.

                               https://econet.ru/uploads/pictures/523637/content_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%802.png

          Фут – это средняя длина ступни человека (английское слово «фут» - ступня)

            Шаг – средняя длина человеческого шага 71см. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами.

          Верста – старорусская путевая мера. Название произошло от слова «вертеть». Первоначально расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты, 500 саженей или 1067метров.

2. Соотношение единиц длины с пропорциями тела человека

                             https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06e8/00142b27-3978c875/img2.jpg

Вот так выглядела русская система мер, утвержденная в XVIII веке указом Петра I до введения метрической системы.  

1 верста = 500 саженей = 1,0668км

1 сажень = 3 аршина = 7фут = 48 вершков = 2,1336м

1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28дюймов = 71,12см

1 четверть = 4 вершкам = 17,78см

1дюйм = 10 линиям = 2,54см

Косая сажень = 2,48м

Маховая сажень = 1.76м

1 локоть = 44см (по разным источникам от38 до 47см)

                                       Практическая часть.

1.Опрос

Я провела опрос учеников и учителей нашей школы. Я задал вопросы:

1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?

2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?

3. Используете ли вы старинные меры в быту?

Результаты опроса представлены в таблице:

Участвовали

Количество

Современные меры длины

Старинные меры длины

Да/Нет

Ученики

43

43

23

 0/43

Учителя

15

15

15

0/15

Всего

58

58

38

0/58

%

100

100

65

0/100

Вывод: 100 % опрошенных знают современные меры длины, 65 % знают старинные меры длины, но в быту старинные меры не использует никто.

2.Практическая работа.

           Практическую работу мы проводили среди учеников 2 класса МБОУ «Ойская СШ». В экспериментальную группу вошли 5 учеников.

 Задания:

1.Измерить длину полоски бумаги, используя перст и дюйм.

2.Измерить длину ленты, используя аршин, локоть, пядь.

3.Измерить длину класса, используя шаг.        

         

       Полученные результаты мы занесли в таблицу.

Имя ученика

Длина полоски бумаги

Длина ленты

Длина класса

перст

дюйм

аршин

локоть

 пядь

шаг

1.

 Арина

8

3

3

5

12

14

2.

 Елена

7

3

2

4

12

11

3.

Максим

7

3

3

4

11

14

4.

Данил

7

3

3

5

11

13

5.

Дмитрий

6

3

2

4

11

12

       Вывод: результаты измерений длины полоски, ленты и класса получились разными, потому что каждого участника свои меры.

   Заключение.

  В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:

 - старинные меры длины, существовавшие на Руси, были связаны с частями тела человека;

- опытным путем я выяснила, что измерять старинными единицами длины не сложно, не нужно носить с собой линейку, но измерения не дают точного результата;

-старинные меры измерения не совсем удобны, так как рост у каждого человека свой и меры соответственно свои;

- моя гипотеза не подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

Своим исследованием я поделилась с обучающимися начальных классов на занятиях по внеурочной деятельности.  Я хотела бы продолжить данную работу и исследовать старинные меры веса. Это станет моей следующей исследовательской работой.

 

                                        Список литературы

   1.  Н. М. Карпушина Н. М.   Рукотворные мерки.  Математика в школе №7  2008 г.

  2. Детская энциклопедия. Обо всём на свете - М.:АСТ Астрель, 2001

  3. Интернет ресурсы:

  https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_система_мер 

  http://900igr.net/up/datas/260198/008.jpg

http://rus-ved-rus.  Narod.ru// mery.html   Старинные русские меры длины, веса, объема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...