Урок-исследование по математике, 1 класс " Многоугольники. квадрат".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Бабенко Надежда Николаевна

Цель: Создание условий для формирования у учащихся понятия квадрат как с частный случай четырехугольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvadrat.docx118.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многоугольники.Квадрат.

Цель: Создание условий для формирования у учащихся понятия квадрат как с частный случай четырехугольника.

Задачи:

  1. Формировать понятия: вершина, угол, сторона, квадрат, свойства
  2.  Корректировать  умения ориентироваться на бумаге в клетку при выполнении чертежа.
  3. Развивать положительную учебную мотивацию через исследовательскую,  практическую деятельность и оценку своей деятельности и товарища, работу в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, простые карандаши, ручки, линейки, геометрический материал для исследования, ладошка, план исследования, словарь

Ход урока

  1. Орг. Момент

Посмотрите на слайд № 1. Подумайте. Назовите тему урока.

  1. Постановка темы и задач урока.

–Какая тема урока? («Квадрат»)

- Именно по этой теме «Квадрат». сегодня мы будем проводить исследовательскую работу. Класс – это наша лаборатория . Вы  исследователи, я – научный руководитель.  

- что такое лаборатория? (Помещение, специально приспособленное для исследований или опытов)

- А кто такие исследователи?  (Исследователь – это специалист, проводящий различные опыты)

А кто такой научный руководитель? (Научный руководитель -  осуществляет руководство научной работой исследователей)

         Наша лаборатория разделена на 3 части.1 часть – теоретическая, где мы повторим материал, 2 – практическая, будем проводить исследования, 3 - информационная, где в различных источниках будем находить материал, касающийся нашей темы.

За один правильный ответ – 5 баллов. За нарушение безопасности исследований балл снижается. Ели вы задание выполнили без ошибок, работа в тетради выполнена аккуратно – это 5 баллов, допустили 1-2 ошибки – это  4 балла, 3 ошибки и исправления – 3 балла, 4 и более ошибок – 2 балла. Баллы складываются и выставляется оценка. И в течение урока, если вы на все вопросы ответите правильно, наберете 20 баллов – это отметка «5», 19 -15 баллов – это отметка «4», 14 –11 баллов - отметка «3» .

слайд № 2

- Исходя из темы и плана сформулируйте задачи урока.

- Используя опорные слова сформулируйте задачи урока

Повторим свойства квадрата

Будем учиться проводить исследования, оценивать работу свою и товарищей, продолжать учиться строить фигуру и добывать информацию в разных источниках .

Узнаем, где  нам пригодятся эти знания.

При выполнении заданий в каждой части мы будем оценивать свою работу в баллах по нашей обычной шкале, заполняя оценочные листы. Некоторые задания будем выполнять в парах, поэтому оценка зависит от вашего сплочения, единого соглашения  

III Работа  в 1 сектора  (теоретической)

  1. Повторение свойства квадрата (выполнение задания в рабочей тетради стр. 68 № 1)

- Сколько квадратов изображено на рисунке. (3).

- читаем первое задание.  (Нарисовать красным карандашом вершины первого квадрата).

Читаем 2 задание (Обвести карандашом стороны первого квадрата)

- Второй квадрат заштриховали справа налево, третий - сверху вниз)

И так, сделаем вывод: и  запишем нужные числа в тетради

У квадрата есть: вершины - ______

                                 углы - _______

                                 стороны - _______

Взаимопроверка: поменялись тетрадями, проверили, выставили баллы в оценочный лист.

Оценили работу в листах оценивания

Переходим  во 2 сектор класса.

I V Работа в 3 секторе:

 Работа этой кафедры предполагает деятельность в 2-х направлениях: исследовательской и практической.

  1. Исследовательская деятельность (работа  в исследовательской зоне)

-Любая исследовательская деятельность должна строится по плану

(на доске вывешивается план  исследования)

– Для того  чтобы что-то исследовать необходимо определить предмет исследования

  1. Что исследуем?
  2. Предположения
  3. Методы исследования
  4. Ход исследования (подтвердить или опровергнуть предположения)
  5. Вывод

Работа по плану

- Исходя из темы урока, определите , что будем исследовать (квадрат). Эти предметы у вас на столах. Покажите их.

- Какие предположения можно выдвинуть?

(-являются эти фигуры квадратами,

-не являются фигуры квадратами)

- Как же мы будем доказывать, что эти предметы являются квадратами? (измерять).

- Если мы докажем, что один предмет является квадратом, каким способом можно доказать, что и второй является квадратом? (наложением)

(На доске появляется такой план)

  1. Что исследуем?
  2. Предположения  (являются эти предметы квадратами

                                       не являются квадратами)

  1. Способы  доказательства?                            измерение

                                                                         наложение

  1. Ход исследования
  2. Вывод

И так. Перед вами журнал, в который вы будете записывать данные нашего исследования, работая по плану парами.

  1. Проведение первого исследования

П.1  - Вспомните тему урока и  скажите, какой предмет будем исследовать? (четырехугольник)

П.2 Выдвигаем предположения

- (данный четырехугольник является квадратом,

данный четырех угольник не является квадратом)

П.3 Какими способами можно доказать, что данная геометрическая фигура является квадратом? (измерить все стороны)

Действия выполняем парами по алгоритму, записанному в журнале, и заполняем таблицу.

- Для измерения, какие понадобятся инструменты? (карандаш, линейка)

Выполнение исследования самостоятельно  и под комментирование по алгоритму, записанному в журнале.

Общий вывод  данный четырехугольник является квадратом, так как имеет 4 вершины, 4 прямых угла,  4 равные стороны.

Вернемся к предположениям:

  1. Предположение: данный четырехугольник является квадратом – верна.
  2. предположение: данный четырехугольник не является квадратом – не верна

Вывод: данный четырехугольник является квадратом. 

Проверили еще раз журнал, правильно ли сделаны записи. Оценили свою работу.

- Мы трудились, мы устали, немного отдохнем.

Физминутка

Много нам, ребята, надо

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачек.

Проведение второго исследования

Доказываем по тому же плану

  1. Что исследуем?
  2. Предположения (являются эти предметы квадратами

                                       не являются квадратами)

  1. Способы доказательства              измерение

                                                        наложение

  1. Ход исследования
  2.  Вывод

Вывод:  данный четырехугольник является квадратом , т.к. все стороны и углы  совпадают

Самопроверка. Проверили правильно ли занесены данные в исследовательский журнал и в оценочный лист поставили баллы 

Продолжаем работу во 2 секторе по практическому направлению  

Работа по учебнику.

- Откройте учебники стр. 59 № 5     (Построение  четырехугольника)

- Прочитайте задание.  

- Выполняем чертеж с комментированием первого четырехугольника.  (Простым карандашом в уголке клеточки ставлю точку, отсчитываю 5 клеточек вправо, ставлю точку, отсчитываю от второй точки вниз 5 клеточек, ставлю точку, отсчитываю от 3 точки влево 5 клеточек, ставлю точку. Соединяю точки по линейке. Сначала соединяю нижние точки, верхние, правые, левые)

И так, сделайте вывод: какие свойства квадрата мы отразили на чертеже? (4 прямых угла, 4 вершины, 4 равные стороны)

Самооценка. Запись баллов в оценочный лист.

III Работа 3 сетора (информационной):

Работа с информационными источниками

1 пара – в компьютере найти определение квадрата.

2 пара – найти в словаре определение квадрата

- сравним эти определения.

3 пара – работа по учебникам – определение свойств квадрата.

(сравнение с определением) стр. 57 часть 2

Взаимопроверка. Оценили работу в листах оценивания

Домашнее задание.

- Ребята как вы думаете, для чего нужны знания о квадрате  (чтобы что-то строить, чертить)

Слайд № 3

- Какие предметы квадратной формы вы знаете? (часы, подушка, салфетка, коврик)

- Где эти знания можно применить? (на уроках труда – аппликации, рисования – узор в квадрате, в строительстве)

- На уроке труда мы с вами изготавливать подушечку-игольницу квадратной формы.

- Люди каких профессий часто используют изделия геометрических форм? (столяр, плотник, строитель)

- Я хочу вам предложить продолжить исследование дома. На листах у вас изображены архитектурные сооружения. Найти в них квадратные элементы строения и закрасить.

C:\Users\Ирина\Desktop\hello_html_7fd689c7.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\drawn-house-shape-364772-9624484.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\42885751a21e7cab04a240fe9a3cb90a.jpg

Итог

- Изучение какой геометрической фигуре был посвящен наш урок? (квадрату)

- Какие задачи мы ставили на начало урока (на слайде первоначальные задачи). Посмотрим, все ли задачи мы выполнили?

Слайд № 4 (сравнение первоначальных задач с действиями на уроке)

Учились находить квадрат, измерять стороны, углы, выполнять чертеж квадрата, учились оценивать результат своей  работы, обобщали, повторяли знания о геометрической фигуре – квадрат, конкретизировали свойства квадрата.

 Рефлексия

Давайте подсчитаем, сколько баллов вы заработали в течение урока.

В оценочный лист поставьте оценку.

Ребята, оцените урок по цветной ладошке, где каждый пальчик отражает отношение к уроку. (Мне на уроке было интересно, трудно, мне понравилось, я узнал новое, у меня получилось).

Группа № ____

Исследовательский журнал

Методы исследования

  1. метод измерения

1. Считаю вершины

2. Считаю углы

3.Проверяю, все ли углы прямые

Вывод:     данный 4-хугольник имеет __ вершины, ___ угла,

                  углы все __________

Считаю стороны

Измеряю стороны

Длина 1 стороны

Длина 2 стороны

Длина 3 стороны

Длина 4 стороны

Вывод:      все стороны одинаковой длины

                   не все стороны одинаковой длины

Общий вывод:  данный четырехугольник является квадратом, так как имеет ____ вершины, _____ угла, углы _______, стороны __________.

2  метод- наложение

Положу одну фигуру на другую

Вывод: все стороны и углы  совпадают

               не все строны и углы совпадают.

Общий вывод:  являются ли данные четырехугольники квадратом

                             не являются данные четырехугольники квадратом

Оценочный лист                                                              Оценочный лист                                                          

       ____________________                                        ______________________        

Этап урока

Количество балов

1 кафедра

  1. кафедра

Исследования

Практика

  1. кафедра

Итого баллов

Оценка за урок

Этап урока

Количество балов

1 кафедра

  1. кафедра

Исследования

Практика

  1. кафедра

Итого баллов

Оценка за урок

        

Оценочный лист                                                              Оценочный лист                                                          

       ____________________                                        ______________________        

Этап урока

Количество балов

1 кафедра

  1. кафедра

Исследования

Практика

  1. кафедра

Итого баллов

Оценка за урок

Этап урока

Количество балов

1 кафедра

  1. кафедра

Исследования

Практика

  1. кафедра

Итого баллов

Оценка за урок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Урок-исследование "Недостающие данные" Математика 3 класс ПНШ "Недостающие данные"

Формирование исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения. Главные задачи исследовательского обучения: активизировать учебную рабо...

Урок-исследование. Имя существительное. 4 класс

«Урок - исследование. 4 класс. Русский язык. Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний. Закрепить умение работать со словарями, производить грамматический разбор»....

урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...

Урок - исследование по чтению 4 класс

Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....