Развитие интеллектуальных способностей ребёнка средствами математики
методическая разработка по математике (4 класс)

Иванова Светлана Владимировна

Важность решения логических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdf.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка средствами математики Выполнила работу : учитель начальных классов Иванова С.В.

Слайд 2

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Слайд 3

«Логическое мышление» Логическое мышление – форма понятий умозаключений и суждений по законам логии. (Н.Н. Михайлова) Логическое мышление – совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. (Л.Ю . Огерчук ) Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует логические конструкции и которому свойственна доказательность, рассудительность.

Слайд 4

Логическое мышление В современной школе первокласснику требуется высокий уровень развития логического мышления, так как без него невозможно успешное освоение программы. Это связано с тем, что недостаточный уровень развития логического мышления в течение первого года обучения создаст первокласснику трудности в обучении Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий. Возможности формирования приемов логического мышления не реализуются сами собой. Учитель должен работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, формировал приемы мышления.

Слайд 5

Виды логического мышления 5 1. Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление). Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию. 2 . Абстрактно-логическое мышление. Основывается на воображении и абстрагировании от внешних факторов с акцентом на проблему, факты и выводы. 3 . Словесно-логическое мышление. Данный тип мышления основывается на речи, словах, внимательности собеседника, аргументировать позиции фактами и действиями.

Слайд 6

Операции логического мышления Операции логического мышления – это умственные действия, в результате которых из обособленных и обобщенных знаний, представленных в определенных понятиях, получают новые знания . Логические операции взаимно дополняют друг друга и служат для преобразования информации, в результате которого удается быстро найти решение определенной задачи.

Слайд 10

Для определения уровня развития логического мышления учащихся можно использовать методику «Четвёртый лишний». - ботинки, сапоги, шнурки, валенки; - молоток, топор, пила, гвоздь; - трамвай, автобус, трактор, троллейбус; - берёза, сосна, дерево, дуб; - самолёт, телега, человек, корабль; - Василий, Фёдор, Семён, Иванов; - сантиметр, метр, килограмм, километр; - токарь, учитель, врач, книга; - дедушка, учитель, папа, мама.

Слайд 11

Юным умникам и умницам. Холодовой О.А. Существует много различных пособий для развития логического мышления. Материалы О.А. Холодовой являются эффективными и интересными методическими пособиями для детей, с помощью которых можно развивать у них познавательные способности, в том числе логическое мышление. С целью развития логического мышления в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики .

Слайд 12

Вывод С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Введение.В настоящее время наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, тугоухость, слабовидение, ...

Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных способностей ребёнка»

Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских ум...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики через дидактические игры

                Актуальность проекта:                     Актуальным для каждого учителя сегодня я...

Родительское собрание "Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ"

Данная публикация знакомит родителей с важностью и значимостью занятий математикой с детьми, рассказывает, как занимаются дети математикой в ДОУ, а также дает рекомендации родителям по данной теме....

Развитие интеллектуальных способностей на уроке математики. Тема: Числа от 1 до 10. Закрепление.

Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработка урока математики в 1 классе, открытый урок, к уроку прилагается презентация....

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики средствами игровой технологии».

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн...