Конспект урока по математике 1 класс "Решение задач"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Мальжунова Наталья Владимировна

Решение задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach.docx330.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе «Школа России»

Автор: Мальжунова Наталья Владимировна, учитель начальных классов  МБОУ «Харбятская  ООШ»

Тема урока: Решение задач. 

Цели: учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи; развивать умение анализировать и решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос; анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.

Личностные

  • Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам.
  • Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат.

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
  • Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять выражение для решения задачи,

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал:
  • Эталоны из курса «Мир деятельности»;
  • Части задачи;
  • Цель урока: Решение задач;
  • Эталон работы над задачей;
  • Лесенка успеха  

2)Презентация к уроку;

3) Раздаточный материал

  • Карточки для устного счёта;
  • Карточки для работы в паре (жёлтого и зелёного цвета)
  • Карточки с эталоном решения задачи (красного цвета)

 4) М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.;

 5) Рабочая тетрадь к учебнику;

 6)Веер цифр;

 7) Карточки «Светофор»;

 8) Мяч

Ход урока:

Название этапа

Организация учебного процесса

№ слайда или демонстрационный, раздаточный материал

1. Мотивация к учебной деятельности

-Друзья, я рада вас видеть! Скажите, какие правила поведения на уроке вы должны сейчас выполнить или проверить их выполнение? (Дети называют  :«Звонок - не опаздывай на урок!», «Соблюдай на парте порядок »…. с опорой на эталон в классе)

-Кто выполнил эти правила-садитесь, кто не успел- выполните!

-Ребята! Мне бы хотелось услышать, а зачем же вы пришли на урок?

Дети хором:

-Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

работаем старательно.

- Спасибо! Вы сказали, что пришли сюда учиться. А что значит -учиться?

Ответы детей (по желанию): (Учиться-это значит, когда что-то делаешь сам и не получается, надо остановиться и подумать:«А что же я не знаю?», а потом самому найти способ.)

  1. Правила работы на уроке

вывешены на вспомогательной доске.

C:\Users\Светлана\Desktop\3.png

СЛАЙД №1

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

работаем старательно.

  1. Демонстрационные карточки, что значит учиться (Слайд №2)

2. Актуализация знаний   (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.)

Проведём разминку: Устный счёт даёт понять,

Что мы умеем и что должны знать.

1) Игра «Кто быстрее?»

(Дети получают карточку с примерами (количество примеров по числу детей в ряду. Каждый ученик решает по одному примеру и передает следующему, и так до конца ряда. Если в каком-то ряду меньше детей, чем в остальных, один ученик решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, который решит примеры быстрее (при условии, что нет ошибок).

6-1      7+3

5+3        9-3

7-2        6-2

4+3        4-1

9-2        4+2

Последние ученики зачитывают вслух

ПРОВЕРКА ПРИ ПОМОЩИ СВЕТОФОРА

2Игра «Весёлый мяч»

(Учитель бросает мяч и говорит вопрос или задание.Отвечает тот, кто поймал мяч.)

-К 3 прибавь 2.

-Уменьши 9 на 2.

-Найди сумму чисел 8 и 1.

-Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Найти сумму данных чисел.

-Вычти 2 из 5.

-8 —это 2 да...

-10 без 3 —это...

-Чтобы получилось 6, нужно к 4 прибавить …

10 минус 2

3)Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).

  • 4 вороны на ветку сели

 К ним ещё 3 прилетели.

 Отвечайте, быстро, смело-

 Сколько всех их прилетело? (7)

  • Шесть бельчат и мама белка.

 Сосчитать ты их сумей-ка. (7)

  • Семь волчат пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

 Сколько серых под кустами

 Вечерком вернулись к маме? (5)

  • У домика утром 2 зайца сидели

 И дружно весёлую песенку пели.

 Один убежал, а второй вслед глядит.

 Сколько у домика зайцев сидит? (1)

-Ребята,  какое последнее задание мы сейчас с вами выполнили?(Решали задачи)

 -А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:

условие    (хаотично на доске)

вопрос

решение

ответ

(Задачи)

-Так какоеумение будем формировать?

(Решать задачи.)

-Значить какова наша цель на уроке?

 -И, конечно, откроем ещё что-то новое.

  1. Карточки для игры

  1. Мяч

  1. Числовые вееры.

  1. Карточки с частями задачи

  1. Треугольник со словом «Задача»
  2. Цель на доску «Решение задач»

3)Постановка цели и задач урока.

-Следующее задание выполним работая в паре  

- Вспомним правило работы в паре

- Возьмите карточки жёлтого цвета переверните их. –

-Определите, на какой карточке  записана задача. Почему вы так считаете. (Когда будете готовы, покажите)

-Ребята если согласны с ответом, покажите светофор

- А из каких частей состоит задача?

-Расположите карточки правильно на доске.

( вывесить карточки на доске) (условие, вопрос)

-Дополните нашу схему не достающими частями (решение, ответ)

9.  Правила  работы в паре на вспомогательной доске

C:\Users\Светлана\Desktop\Безымянный.png

10. Карточки жёлтого цвета на парте

11.  Карточки на доске (части задачи)

4)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
- Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми, план работы над задачей.
1.Читаем задачу

2. Выделяем условие и вопрос задачи.
3. Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие, записываем решение.)
4. Записываем ответ.

Итак, вот наша задача. Запись на доске:
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
-Работаем над задачей по эталону.

12. Эталон работы над задачей на доске

СЛАЙД№3

5)Выявление места и причины затруднения.

6)Построение проекта выхода из затруднения.

7)Реализация построенного проекта.

Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)

 - Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)

-Итак, у нас возникло затруднение

1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.

-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)

2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

-Сколько чисел в этой задаче?(1)

 - А в тех, которых решали раньше? (2)

-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)

 - А сколько должно быть чисел?

-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.

3) Обдумывание будущих учебных действий.

Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.

 - Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)

 -Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.

- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на, сколько елей стало меньше.)

 -Какое число можно вставить? (не больше 4)

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?

 -Работаем над задачей по эталону. ( Схема на доске)

 1.Читаем.

 2.Выделяем условие задачи.

  • Сколько чисел?
  • Какое первое число? Второе?
  • Что обозначает число 4?
  • Число 2?
  • Каков вопрос задачи?

3.Решение.

 -Работаем на листочках.

 (У доски один ученик)

 -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)

 4-2=2(ел.)

Ответ: 2 ели.

12. Эталон работы над задачей на доске

13. Добавить карточку «2 числа» рядом с карточкой «условие»

14.СЛАЙД№4

Физминутка

Вы, наверное, устали?                                                                              

Ну, тогда все дружно встали

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.       

Улыбайся и садись.

8)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 - Напомните правила работы в парах    

- Возьмите карточки зелёного цвета. Там 2 задачи.

№1.

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.

 Сколько подарков стало?

 №2.

 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.

 Сколько подарков стало?

 Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону, и решить её.

 - На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).

 -Проверяем.

 Какую задачу выбрали: №1 или №2?

 - Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)

 - Расскажите, как решали задачу.

 - Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.

 (Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)

15. Карточки зелёного цвета

16.На доске №1 и №2

17. Перевёрнутые смайлики

9)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону                

С.41 в тетради на печатной основе.

Эталон у каждого на красной карточке

-Поднимите светофор кто как справился с заданием.

СЛАЙД№5

10)Рефлексия учебной деятельности на уроке

-  Итак, ребята, анализируем свою работу на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока? ( Решение задач)

- Скажите, что нового узнали, когда решали задачи?

- Кто может сказать, что сумел сам решитьвсе задачи.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха в разделе «Знаю» (Прикрепите кружочки) (Те ребята, кто разобрался, что при решении в условии обязательно должно быть два числа и при выполнении самостоятельной работы не допустил ни одной ошибки, поставьте кружочек на верхнюю ступеньку.А если у вас ещё остались вопросы по данной теме и в самостоятельной работе были ошибки, поставьте на ступеньке ниже, а насколько ниже, решите сами.)

-Кто хочет объяснить свой выбор?

(- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Где можно над ними поработать?  Как преодолеть?)

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. 

Приложения к уроку

Решение

задач

 У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько мячиков у мальчиков?

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько мячиков у мальчиков?

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

2 числа

ПЛАН

РАБОТЫ

НАД ЗАДАЧЕЙ

  1. Читаем задачу.
  2. Выделяем условие и вопрос.

3)Решаем задачу: составляем схему, выбираем действие, записываем решение.

4)Записываем ответ

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

        

  • Сначала Коля сделал из бумаги 4 фонарика, а потом ещё 3.

Сколько всего фонариков сделал Коля?

4

+

3

=

7

(ф.)

О

т

в

е

т:

7

ф

о

н

а

р

и

к

о

в.

        

  • Сначала Коля сделал из бумаги 4 фонарика, а потом ещё 3.

Сколько всего фонариков сделал Коля?

4

+

3

=

7

(ф.)

О

т

в

е

т:

7

ф

о

н

а

р

и

к

о

в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Решаем задачи" 1 класс по ФГОС

Цели:Образовательные:Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;Продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;Закрепить изученные вычислитель...

Конспект урока по математике "Решение задач разными способами"

Конспект урока по математике. Тема: "Решение задач разными способами". 2 класс...

Конспект урока по математике "Решение задач с помощью формул"

урок тесно связан с олимпиадой в г.Сочи, дети, решая задания, узнают факты о личных достижениях российских спортсменов, об организации олимпиады...

Конспект урока по математике "Составные задачи" 1 класс. (Программа Петерсон Л.Г.)

Урок ОНЗ по теме "Составные задачи" 1 класс. Конспект составлен в соответствии требованиям ФГОС. К уроку разработана технологическая карта для учителя, презентация, карточки....

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)...

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...