Исследовательская работа "Геометрия вокруг нас"
проект по математике (3 класс)

Корниенко Оксана Викторовна

А вы замечали, что все предметы окружающие нас это наши знакомые треугольники и квадраты, круги и даже точки. Давайте  предположим, что все геометрические фигуры вокруг имеют свои образы в повседневной жизни человека... Мы правы или нет? давайте узнаем правду! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_vokrug_nas.3_v.chadaykin_ya.doc904 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

Школьная научно-практическая конференция

учащихся начальных классов

«Я – исследователь»

Естественно – научное направление

Геометрия вокруг нас

                                                                                     Автор: Чадайкин Ярослав

                                                                                   Николаевич, 3 класс «В»

                                                                                    Руководитель: Корниенко

                                                                           Оксана Викторовна,

                                                                                             учитель начальных классов

с.Боград, 2019

Оглавление:

Введение………………………………………………………………….                   с.2

1.Литературный обзор……………………………………………………              с.3

1.1.Что такое геометрия? ………………………………………………. .                  с.3

1.2.Основные геометрические фигуры…………………………………                   с.3

1.3.Геометрия в повседневной жизни ...……………………………..…                   с.4

2.Методика исследования……………………………………………….                   с.4

2.1. Анкетирование………………………………………………………                   с.4

2.2.Исследования…….………………………………………………….                    с.5

3.Выводы…………………………………………………………………                    с.7

Заключение………………………………………………………………                    с.7

Литература……………………………………………………………….                    с.8

Приложение……………………………………………………………...                    с.9

Введение

       На уроках математики мы сталкиваемся с геометрическими фигурами. Эти фигуры окружают каждого человека в повседневной жизни, но мы их не замечаем. Что же это за наука геометрия? Что она изучает? Почему многие окружающие нас предметы имеют геометрическую форму? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, и я решил заняться исследованием геометрических фигур.

 Цель работы: исследование геометрических фигур и тел, изучение их роли и места в повседневной жизни.

Для достижения цели мы ставили перед собой такие задачи:

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Проанализировать и сравнить предметы в доме и на улице на наличие геометрических фигур.
  3. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.
  4. Создать лото «Геометрические фигуры в нашей жизни».

Объект исследования: окружающие нас геометрические фигуры.

Предмет исследования: использование геометрических фигур в быту.  

Гипотеза: предположим, что все геометрические фигуры имеют свои образы в повседневной жизни человека.

Методы и приёмы, используемые в работе: 

- анализ литературы;

- анкетирование;

- наблюдения;

- анализ полученных результатов.

                               

1. Литературный обзор

1.1. Что такое геометрия?

    Геометрия… откуда взялось это слово? Что оно означает? Попробуем разгадать его смысл. В «Энциклопедическом словаре юного математика» написано: «Геометрия – одна из наиболее древних математических наук. Первые геометрические факты мы находим в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до н.э.).  «Гео» означает «Земля», «метр» - это единица измерения длины (от греческого слова «метрео» - «измеряю». Таким образом, получается, что геометрия в переводе с греческого означает «измерение земли» или «землемерие».

     Какова же история ее возникновения? Такой вопрос задавали еще в Древней Греции в IV веке до н.э. и отвечали на него так: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Нет ничего удивительного в том, что эта наука, как и другие, возникла из потребностей человека».

     Более точное определение утверждает, что ГЕОМЕТРИЯ – это наука об отношениях плоскостей, пространств и изучении форм.

     Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, похожие на ШАР. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму КУБА. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль». Так, овладевая окружающим их миром, люди, знакомились с простейшими геометрическими формами.      

1.2. Основные геометрические фигуры

    С первыми геометрическими понятиями мы сталкиваемся ещё в 1 классе: линия, точка, отрезок. Затем начинаем изучать простейшие фигуры, такие как треугольник, круг. Узнаём, что многоугольники называются по количеству углов: треугольники, четырёхугольники, пятиугольники… А позже мы учимся различать такие фигуры как квадрат и прямоугольник, круг и окружность.

ТОЧКА — неопределяемое понятие геометрии. С точкой обычно знакомят методом показа — рисуют или прокалывают стержнем ручки в листочке бумаги. Считается, что точка не имеет ни длины, ни ширины, ни площади.

ПРЯМАЯ — неопределяемое понятие геометрии. Её можно провести через две точки и только одну! Основное свойство прямой линии: прямая линия бесконечна.

ОТРЕЗОК — часть прямой, заключенная между двумя точками.

ТРЕУГОЛЬНИК – это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, соединяющими три точки, которые не лежат на одной прямой.

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК – это геометрическая фигура, образованная четырьмя отрезками, соединяющими четыре точки, которые не лежат на одной прямой.

ПРЯМОУГОЛЬНИК – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

КВАДРАТ – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

ОКРУЖНОСТЬ – это замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от ее центра O.

КРУГ – это часть плоскости ограниченная окружностью.

1.3. Геометрия в повседневной жизни

     Постоянно сталкиваясь с геометрией, мы не придаем этому большого значения. Она всегда рядом, она живет с нами. Оглянитесь вокруг – потолок, стены, мебель, бытовая техника отображают геометрические фигуры, созданные с учетом геометрических знаний. Выйдя на улицу, посмотрите по сторонам – столбы, здания, крыши домов – повсюду нас окружают геометрические элементы. Эта наука плотно вошла в нашу жизнь, и является её неотъемлемой частью. Обычно мы не задумываемся о том, почему объекты имеют ту или иную форму, а ее выбор далеко не случаен.

2. Методика исследования:

2.1.Анкетирование

    Совместно с учителем была составлена анкета по теме исследования. Анкетирование провели среди третьеклассников. Нами было опрошено 33 человека. 

Результаты анкетирования:

№ п/п

Вопрос анкеты

Треугольник

Квадрат

Прямоугольник

Круг

Ромб

Овал

Многоугольники

1.

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

28

25

15

18

8

3

11

2.

Какие фигуры чаще всего встречаются на улице?

19

27

9

14

2

3

-

3.

Какие фигуры ты видишь в доме?

10

24

17

20

-

8

1

4.

Как ты считаешь, пригодится ли тебе знание геометрии в жизни?

Да

Нет

не знаю

28

---

5

    Вывод: большинство учащихся выбрали фигуры такие как: треугольник, квадрат, круг и прямоугольник. Их и возьмём за основу исследования. А вот выбор фигур в доме и на улице получился таким:    

1 место

2 место

3 место

улица

        

        

дом

        

        

   

 Мне захотелось проверить: так ли это, как решили школьники.

   2.2.Проведение опытов

    Совместно с учителем и родителями мы провели такие исследования:

Исследование 1: «Геометрические фигуры в доме».

     Вместе с родителями мы исследовали предметы в доме и сравнили их с геометрическими фигурами. (Приложение 1).

     Крышка стола, ковёр на полу, дверки и стенки шкафа, зеркало, телевизор, стены, пол и потолок напоминают прямоугольник.  Часы в кухне, тарелка, крышка от кастрюли, диски с мультфильмами, пуговицы круглой формы.  Подушка, верх табурета, часы в зале, печенье – квадратной формы. Но есть предметы и треугольной формы, хотя и не так много. А вот обруч, кольцо, калач напоминают окружность.    

     Подводя вывод, скажу, что дома у нас больше предметов прямоугольной формы, хотя ровесники утверждали, что это квадрат или круг.  

Исследование 2: «Геометрические фигуры на улице».

    Вместе с учителем и родителями на прогулке на улице мы стали тоже обращать внимание на предметы, которые напоминали геометрические фигуры (Приложение 2).

    Стены домов, окна, вывески на зданиях, щиты с объявлениями – прямоугольной формы. Крыши домов, предупреждающие дорожные знаки напоминают треугольники. Колесо машины, запрещающие дорожные знаки круглой формы.

    Вывод: на улице тоже чаще встречаются предметы прямоугольной формы, а третьеклассники вообще эту фигуру не выбрали в «тройку» основных.      

Исследование 3: «Геометрия в быту».

    В школе с начальных классов мы изучаем геометрические фигуры, решаем геометрические задачи. Позже в старших классах изучаем отдельный предмет «Геометрия». И я подумал, а не зря ли мы теряем время? Может эти знания нам не пригодятся. Мы изучили литературу, и там я узнал, что в геометрии есть свои законы, правила, нарушать которые нельзя.

    Вместе с учителем мы стали переводить геометрию в жизнь и прикидывать, действительно ли важно не нарушать правила геометрии?

  1. Если мы решили склеить коробку, сделать шкатулку или выложить плитку, важно, чтобы все детали были точными прямоугольниками или квадратами. В противном случае всё пойдёт наперекосяк.
  2. Нельзя определить количество рулонов обоев, не зная площади комнаты; нам может их не хватить или останется много лишних обоев.
  3. Мы интуитивно выбираем путь покороче и срезаем дорогу, а в геометрии есть такое правило, закон, который рассказывает, как выбрать путь короче.
  4. Когда мы размещаем предметы в комнате, мы учитываем их размеры.
  5. В огороде делаем грядки или клумбы, тоже по правилам геометрии.

    Вот и получается, что геометрия – это всё же та наука, пренебрегать которой нельзя даже в повседневной жизни (Приложение 3).

Исследование 4: «Геометрия в различных профессиях».

    А как же в профессиях? Кому она нужна, где без знания геометрии нельзя обойтись? Среди взрослых различных профессий мы узнали, кому в их работе нужны знания геометрии (Приложение 4).

    Результаты:

нужна

Не   нужна

строитель,  инженер

конструктор, модельер

психолог,  библиотекарь

учитель, повар

швея,  механик

полицейский,

водитель

доктор

бухгалтер

техничка

   

    Вывод: большинство профессий тоже не обходится без геометрии, я думаю, что те, кто отвечал, что ему не нужна она, или не пригодилась, просто не задумались очень хорошо, что геометрия буквально повсюду с нами, мы постоянно анализируем или сравниваем формы, размеры каких-либо предметов, измеряем содержимое чего-либо, а это уже часть геометрии.

3.Выводы:

   Таким образом, исследования и анкеты показали, что геометрия действительно существует среди нас: в жизни, на работе, дома и поэтому нужно её изучать, чтобы делать точные измерения, различать и сравнивать объекты, делать более точные описания.    

   

Заключение

   Изучив литературу и проанализировав результаты исследования, хочется отметить, геометрические фигуры и вправду окружают нас повсюду: на улице, у нас в квартире, на работе, так как все окружающие предметы это своего рода образ какой-либо геометрической фигуры.  

  Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.      

Литература

1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М.: Эксмо, 2003.

2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Слово, 1994.

3. Энциклопедический словарь юного математика. /Сост. Э-68 А. П. Савин. - М.: Педагогика, 1989.

4. Сайты:

https://info@infourok.ru/

https://multiurok.ru/

https://100urokov.ru/ 

https://studopedia.ru/

Приложение 1

     

      

Приложение 2

   

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6a8844b4f1b3e10b66eabc1ee48a3a6f&n=13   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a63c9c5637b0c77a4b180bda371a899d&n=13&exp=1   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b2ba02858c173489885ff0243e7fd614&n=13&exp=1   

Приложение 3

               

   

 

Приложение 4

     

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f60ad08031ef8ea1efc9a1e8d3b8a6c6&n=13   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский кружок "Вокруг тебя мир"

Фотоотчёт о работе исследовательского кружка "Вокруг тебя мир" учащихся 3 класса, завершённая линия "Система Л.В.Занкова"...

Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников в образовательной области "Технология" (основные содержательные линии программы"Исследуем и преобразуем мир вокруг")

 Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявл...

Презентация к исследовательской работе " Чудеса вокруг магнита"

Презентация к исследовательской работе "Чудеса вокруг магнита"...

Исследовательская работа на тему: «КРАСКИ ВОКРУГ НАС»

Исследовательская работа "Краски вокруг нас"  помогла ребенку узнать откуда появились краски, что с ними происходит из-за смешивания разных видов краски....

Исследовательская работа "Невидимки вокруг нас"

Бактерии, кто же эти маленькие существа друзья или враги?...

Исследовательский проект "Числа вокруг нас"

Цель проекта: узнать, какую роль играют числа в нашей жизни....

Исследовательская работа "Экология вокруг нас"

Цель моего исследования: проследить путь бытовых отходов.Объект исследования: окружающая среда.Предмет исследования: бытовые отходы.Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:изучить ...