Обобщение опыта на тему: «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».
методическая разработка по математике (3 класс)

 Быданцева Анжела Геннадьевна

Использование практико-ориентированных заданий на уроке математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_gram_bag.docx357.85 КБ
Office presentation icon formir_m_g_praktiko-orient_zad.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

"Формирование математической грамотности младших школьников средством использования  практико-ориентированных заданий на уроках математики"

Современное общество постоянно обновляет свой взгляд на содержание образования. Сейчас  главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

      Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. Одно из направлений функциональной грамотности - математическая грамотность.

      Начальное   звено образования – это несомненный фундамент школьной  учебы, поэтому, крайне   важно  именно в начальной  школе  развивать  умение   использовать  математические  знания   в  практической  жизни, то есть  закладывать основы  функциональной  грамотности.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира.

            Математическая грамотность – это способность ребенка проводить математические рассуждения и формулировать, применять,     интерпретировать математику для решения проблем в различных жизненных ситуациях.

       Математическая функциональная грамотность – это комплекс  трех компонентов

1.Ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне  математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

3. Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы) 

В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач.  Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных с реальной жизнью, особенно в  3-4 классе, когда  от ребят требуется применение практических действий.  Материал  для задач можно брать и в окружающей нас жизни.

    Моя  задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

     Я решила занятся поиском и созданием банка практико-ориентированных заданий как средство формирования  математической грамотности младших школьников.

 И  определила задачи:

- изучить материалы по данной теме

- адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе;

- проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка;

- проанализировать результаты и наметить дальнейшую работу с учетом выявленных результатов.

Практико-ориентированные задания – это:

  • задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.

  -это текстовые задания, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса. 

   А теперь в рамках этих трёх компонентов рассмотрим учебные задания и  ситуации на конкретных примерах. Задачи рассмотрим скорректированные, приближенные   к     жизненным    ситуациям. 

 На этапе актуализация знаний, я предлагаю ребятам решить логические задачки, направленные на формирование математической грамотности. Такие задания я называю «Задачки для раскачки». Решение таких задач занимает от минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времени урока вполне рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся, все ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными типами логических задач, тем самым пополняется запас заданий по математической грамотности.

        Задачи на формирование математической грамотности младших школьников я применяю на этапах – изучение нового материала, закрепление полученных знаний.   Подбирая задания, отталкиваясь от раздела и темы урока.

Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности (называю их задачки от профессионалов)  где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, воспитателю лагеря и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

         2-й компонент математической грамотности использую при изучении тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».

При изучении раздела «Числа от 1 до 1000 (сложение и вычитание)»,  я применяю 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).

В конце учебного года, планирую диагностическую работу по определению сформированности математической грамотности,  проанализирую достижения каждого ученика и заполню Листы индивидуальных достижений. Данный мониторинг позволит увидеть, чего достиг каждый мой воспитанник в течение учебного года, анализ позволит спланировать работу и поставить цели на новый учебный год.

Данный опыт предполагает преемственность - гибкий переход из начальной школы в основное звено обучения: учителю математики будет легче спланировать работу по формированию математической грамотности с Листами индивидуальных достижений в основной школе.

Таким образом, в реализации своей системы работы считаю важным, что накопленный банк практико-ориентированных заданий и разработанные дидактические материалы будут способствовать формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышается качество обучения, возможность готовности детей к жизни.

В перспективе планирую обобщить и распространить свой опыт на разных уровнях, продолжить пополнять банк методических идей, направленный на формирование математической грамотности младших школьников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Диагностическая работа по определению математической грамотности обучающихся 3 класса.
  2. Диаграмма сформированности математической грамотности

обучающихся 3 класса сентябрь 2020г.

  1. Основные понятия теоретической базы опыта.
  2. Структура учебных заданий и ситуаций, направленная

на формирование математической грамотности младших школьников.

  1. Подходы к подбору и составлению заданий по формированию математической грамотности младших школьников.
  2. Контексты.
  3. Лист индивидуальных достижений обучающегося по формированию математической грамотности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностическая работа

по определению математической грамотности

обучающихся 3класса

МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 1. «Доска почета». 3 «Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см)

Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.

Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?

Выберите и отметьте верный ответ.

А. 10 шт.

Б. 20шт.

В. 100шт.

Г.        25шт.

Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?

Ответ:__________________________________________

Задание 2. «Кинотеатр».

 В кинотеатре «Эдем» стартовал новый мультфильм «Фиксики против роботов». Начало сеанса в 17:00. Продолжительность сеанса 1 час 30 минут.

Путь от дома до кинотеатра составляет 20 минут.

Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?

Выбери и отметь правильный ответ.

А. 16:30

Б. 16:20

В.16:00

Г. 16:10

Вопрос 2/2.В котором часу Марина вернется домой, если после сеанса задержится на 10 минут  с подругой?

Ответ:_________________________________

Задание 3. «Покупки». Мама отправила Петю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.

Список

Молоко «Простоквашино»

Хлеб

Сметана

Витрина магазина:

Продукты

Цена

C:\Users\89232\Desktop\IMG_9075-600x600.jpg

30 рублей

C:\Users\89232\Desktop\1022697058.jpg

28 рублей

C:\Users\89232\Desktop\353135_2.jpg

42 рубля

Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.

Числовое выражение:_______________________________________

Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 150 рублей?

Ответ:________________________________________________________

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 4. «Фишечки». В магазине «Командор» за накопленные 5 фишек можно получить сковороду. Одна фишка выдается при покупке на 100 рублей.

Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 5 фишек?

Решение:______________________________________________

Вопрос 2/2. Сколько надо получить фишек, чтобы приобрести сковороду себе и двум своим родственникам?

Ответ:____________________________________

Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.

  1. C:\Users\89232\Desktop\2e09157bc6bf72f64b4f7de3897b0dd8_M.jpg
  1. C:\Users\89232\Desktop\4290a576ba4208f68a63b1fc115c1899.png
  1. C:\Users\89232\Desktop\fb65220994fccb571c2bab31e46cc7c1.png

Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине?  Укажи номер карты.

Ответ:_______________________________________

Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Лента»?

Ответ:____________________________________________

Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3

3 цифра

Произведение чисел 135 и 0

4 цифра

Во сколько раз 24 больше 8

Ответ:_______________________________________

Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?

Ответ:________________________________________________________

Задание 7. «Денежная валюта».

  1. C:\Users\89232\Desktop\5d403160821a997b1b103aa3.jpg
  1. C:\Users\89232\Desktop\6006097d0c8dbab25c18dd19a0dd317e.jpg
  1. C:\Users\89232\Desktop\155523_big.jpg
  1. C:\Users\89232\Desktop\doll2_1.jpg
  1. C:\Users\89232\Desktop\1руб.jpg
  1. C:\Users\89232\Desktop\og_og_14954798752100214965.jpg

Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 63 рублям, а 1 юань равен 9 рублям.

Ответ:____________________________________________________________

Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 6 купюрах и монетах?

Ответ:______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты

Диагностической работы

формирования математической грамотности

3 класс, сентябрь 2020г.

МБОУ «Седельниковская СШ №1»

Количество выполнявших – 16 чел.

Количество заданий – 7

I компонент – 3 задания

II компонент – 1 задание

III компонент – 3 задания

      Вывод: первый компонент математической грамотности включил в себя жизненные задачи с применением математических знаний, проблем, возникающих в повседневной жизни, жизненных ситуаций и оценку их достижений, умение ориентироваться во времени.

     Проанализировав задачи 1 компонента, более успешно ребята справились с заданием, где необходимо применять арифметические действия, что составило 81%, 6% - выполнили частично верно, 13% испытали трудности, поэтому с заданием не справились.

    Анализируя задачу – оценка ситуации результаты распределились следующим образом: 77% успешно справились с заданием, 15% выполнили частично верно, 8% не справились с заданием.

     Менее успешно справились с заданием на   ориентирование во времени. Результаты расположились в диаграмме   следующим образом: 69% справились частично верно, 25% не справились с заданием, лишь 6%  выполнили верно.

      Вывод: IIкомпонент математической грамотности включил задачу на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе геометрических фигур, на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин. Решение задачи показало, что большая часть обучающихся справилась с этим заданием и составила 56%, 31 % выполнили частично верно, лишь 13% не справились с заданием.

    Вывод: третий компонент математической грамотности включил задачи: на построение математических суждений, связанных с жизнью, задачу семейно-практического характера, а также задачу на владение математическими фактами. Решение задач показали средний уровень выполнения заданий. Результат  выполненных задач распределился следующим образом:  с задачами  на построение математических суждений  и владениями математическими фактами  справились  по 38%, выполнили частично и не справились с заданием по 31% обучающихся. Менее  успешно справились с заданием семейно-практического характера. 44% не справились с заданием, 31% выполнили частично верно, только  25% справились с заданием.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Основные понятия теоретической базы опыта

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Математическая грамотность – способность высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских задач в различных жизненных ситуациях.

Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Практико-ориентированные задания – это:

  • задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
  • текстовое задание, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная

на формирование математической грамотности младших школьников

п/п

Учебные задания

Пример задания

1-й компонент математической грамотности –

понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач;

задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д.

оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

1.

  1. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

3 класс. Задание. У Алины 15 рублей, а у Юли 25  рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?

Задача от домохозяйки

Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов?

Задача от продавца

 В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли,  а во второй день  1 долю.  Сколько килограммов апельсинов  осталось в магазине?

  1. Задача от врача.
  2. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке   3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2.

  1. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

3 класс. Задание. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 9 и 10 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 8 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

Задача «Доска почета». 3 «Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см).

Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.

 Сколько фотографий ребята могут разместить на доске? Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?

3.

  1. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку – потерю действия в решении задачи.

Задание. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

Задача. К новогоднему празднику для украшения зала дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 таких фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? На сколько меньше фонариков надо размещать на каждой гирлянде, чтобы изготовить 4  одинаковые по количеству фонариков гирлянды и не покупать новые листы бумаги?

4.

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.

Задача от водителя. Может ли быть расстояние между городами Смоленск и Брянск – 500 км. Если на поездку требуется 20 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км?

Задача от воспитателя лагеря

В летнем лагере 90 детей и 10 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

5.

Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Численность обучающихся   в нашей школе в 2021 году составляла  52 человек, а в 2023 году – 45 человек. На сколько человек уменьшилось  количество обучающихся школы за 2 года?

2-й компонент математической грамотности –

способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

1.

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями – работа с математическими объектами.

В 1990 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль?

2.

Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах – числах, величинах, геометрических фигурах – упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

3.

Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.(Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях

На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей. С помощью рисунка покажите, как это можно сделать?

3-й компонент математической грамотности –

владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

1.

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. ( Применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса.

Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);

2) Высоты монеты (мм, см, м, км);

3) Длины парты (мм, см, м, км).

Используя знаки действий и, если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками.

2.

Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений)

Докажи с помощью примера следующие утверждения:

  1. Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;
  2. Некоторые однозначные числа не делятся на 2;
  3. В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

3

Задания  семейно-практического содержания. Например, «Один день из жизни семьи»

  1. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

«Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.

C:\Users\89232\Desktop\2e09157bc6bf72f64b4f7de3897b0dd8_M.jpgC:\Users\89232\Desktop\4290a576ba4208f68a63b1fc115c1899.pngC:\Users\89232\Desktop\fb65220994fccb571c2bab31e46cc7c1.png

Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине?  Укажи номер карты.

Для чего нужна карта «Лента»?

«ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3

3 цифра

Произведение чисел 135 и 0

4 цифра

Во сколько раз 24 больше 8

 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Подходы к подбору и составлению заданий по формированию математической грамотности младших школьников

  • Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
  • В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы.
  • Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса.
  • Содержание задания ориентировано на требования к обязательной математической подготовке (ФГОС НОО, предметные и метапредметные планируемые результаты обучения).
  • Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника.
  • Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.). Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).
  • Используются возможности разной формы записи ответа (выбор, краткий, развернутый).
  • Приоритет заданий, решаемых разными способами.

\

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Контексты

  • Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.).
  • Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.).
  • Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография).
  • Научная деятельность – Мир науки (рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения, или решение чисто математических задач, например, применение неравенства треугольника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Лист индивидуальных достижений обучающегося

по формированию математической грамотности

Класс:__________

Год обучения______________________

ФИО ученика:_________________________________________________

Компоненты

Задания

Уровень выполнения заданий

I компонент

Жизненные задачи

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

Задачи профориентационной направленности

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

Оценка ситуаций

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

II компонент

Геометрические задачи, связанные с жизнью

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

III компонент

Задачи семейно-практического характера

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ – решил сам

МГ – решил с помощью…

МГ – придумал задание сам (урок, д\з)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий на уроках математики » Автор: Быданцева Анжела Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ д. Московская

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Математическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности Влияет на читательскую грамотность Влияет на социальную грамотность Влияет на информацион- ную грамотность Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач России Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач обновлённого содержания образования .

Слайд 3

Структура учебных заданий и ситуаций 1-й компонент математической грамотности - понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; - задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д. - оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. 2-й компонент математической грамотности - способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека 3-й компонент математической грамотности – владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Слайд 4

Цель: Задачи: создание банка практико-ориентированных заданий как средство формирования математической грамотности младших школьников -изучить материалы по данной теме; - адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе; - разработать структуру учебных заданий и ситуаций компонентов математической грамотности младших школьников, определить их место в рабочей программе по математике проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальны возможности каждого ребенка;

Слайд 5

Практико-ориентированные задания – это: задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности это текстовые задания, носящие не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность её решения средствами школьного курса.

Слайд 6

Подходы к подбору и составлению заданий Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы. Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса. Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника. Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.). Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).

Слайд 7

«Задачки для раскачки» Например: хорошо ли вы знаете таблицу умножения? - Количество пальцев на руке умножить на количество углов квадрата. - Количество месяцев в году разделить на количество лап у волка. - Количество козлят из знаменитой сказки про козлят и волка умножить на количество крыльев у снегиря. - Количество обучающихся в нашем классе разделить на количество углов треугольника. - Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. - Количество месяцев в году разделить на число голов Змея Горыныча. - Количество букв в слове БУРАТИНО разделите на число крыльев у орла. - Число дней в неделе увеличьте в 8 раз. -Сколько лет просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. -Раздели самое маленькое двузначное число на 2 и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Слайд 8

Задания и ситуации I компонента математической грамотности - понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; -задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д. Задача от продавца В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли, а во второй день 1 долю. Сколько килограммов апельсинов осталось в магазине? Задача от врача. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Слайд 9

Задания и ситуации I компонента математической грамотности Задача от домохозяйки Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов? Задача от поваров школы На школьном участке весной мы посадили 30 вёдер картофеля, а осенью собрали 300 вёдер. На сколько вёдер больше собрали картофеля с участка, чем посадили? Во сколько раз больше собрали картофеля с участка, чем посадили? Выгодно ли нам выращивать овощи на школьном участке? Как это влияет на оплату стоимости обедов в школьной столовой?

Слайд 10

Задания и ситуации I компонента математической грамотности Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. Задача . Женя хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Умелые руки». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Игорь приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Игорь? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку? Задача. К новогоднему празднику для украшения зала дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 таких фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? На сколько меньше фонариков надо размещать на каждой гирлянде, чтобы изготовить 4 одинаковые по количеству фонариков гирлянды и не покупать новые листы бумаги?

Слайд 11

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа . Задача от воспитателя лагеря В летнем лагере 90 детей и 10 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город? Задача от водителя . Может ли быть расстояние между городами Пермь и Киров – 600 км. Если на поездку требуется 40 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км? Задача. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

Слайд 12

Задания и ситуации II компонента математической грамотности Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку – потерю действия в решении задачи. Задача. У Ивана 50 рублей, а у Тимофея 70 рублей. Сколько тетрадей они смогут купить вместе, если одна тетрадь стоит 15 рублей? Задача. В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль? Задача. В 1990 году булка хлеба стоила 20 копеек. Сколько булок хлеба можно было бы купить на 1 рубль?

Слайд 13

Задания и ситуации II компонента математической грамотности Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях Задание На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей. С помощью рисунка покажите, как это можно сделать? Задача. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев , если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных?

Слайд 14

Задания и ситуации II компонента математической грамотности Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями – работа с математическими объектами. Задача. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев , если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных? Задача от классного руководителя. Со стены в классе сняли старый плакат. Оказалось, что на стене осталось некрасивое пятно квадратной формы. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира - 80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

Слайд 15

Задания и ситуации III компонента математической грамотности Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения: 1) Расстояния от Афанасьево до Омутнинска (мм, см, м, км); 2) Высоты монеты (мм, см, м, км); 3) Длины парты (мм, см, м, км). 4) Используя знаки действий и , если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками. Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений) Докажи с помощью примера следующие утверждения: 1.Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны; 2. Некоторые однозначные числа не делятся на 2; 3. В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

Слайд 16

Задания и ситуации III компонента математической грамотности Задание на моделирующая деятельность Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Слайд 17

Второй раз проанализируем условия. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.

Слайд 18

Третий раз проанализируем условия. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников

Слайд 19

Работа с чеком из магазина Мама заранее купила что-то вкусненькое к чаю. Определите, в каком магазине мама совершила покупку? Какой продукт она купила? Какую информацию об этом продукте даст нам чек? Правильно ли выдана сдача? Согласны ли вы, что кассир дал маме 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей? Возьмите карточку с чеком. Ответьте на вопросы.

Слайд 20

Задания семейно-практического содержания. «Один день из жизни семьи» Задача. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов? Задание. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты. Для чего нужна карта «Лента»?

Слайд 21

Задание «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код. Расшифруй код при помощи шифра. 1 цифра Частное чисел 42 и 7 2 цифра Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3 3 цифра Произведение чисел 135 и 0 4 цифра Во сколько раз 24 больше 8 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно? Задача Для того чтобы оклеить цветной самоклеющейся бумагой поверхность стола длиной 75см и шириной 45 см . Какой кусок бумаги необходимо взять? Красный – 8дм х 6дм, синий – 7 дм х 5дм или желтый – 75 см х 4 дм?

Слайд 22

Определить затраты из семейного бюджета на праздник 8 марта. Какой же праздник без цветов маме? Подарки маме. Цветы маме 7 роз по 100 рублей. Расходы на праздничный стол. Меню стола на 8 марта. 1. Салат с кальмарами; 2. Салат «Любимый»; 3. Мясо с картофельным пюре. Затраты семейного бюджета на праздник 8 марта. Задание

Слайд 23

Результаты опыта «Банк практико-ориентированных заданий для формирования математической грамотности»

Слайд 24

овладение = усвоение + применение знаний на практике Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. Добытые знания, умения, навыки учащиеся смогут применять в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действова ть. Эта работа учителя и направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.

Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...

Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"

quot;Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"...