Конспект открытого урока по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности «Решение задач»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Терентьева Наталья Николаевна

Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач.                          

2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.

3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_reshenie_zadach_4_klass.docx448.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по математике в 4 классе с элементами

финансовой грамотности

«Решение задач» (открытый урок).

Тема: «Решение задач».

Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач.                          

2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.

3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Планируемый результат: 

Предметные : создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.

Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики

Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями

Ход урока:

 I.Мотивация к учебной деятельности

– Самое удивительное явление в Мире – это доброта. Подарите улыбки друг другу. Подарите улыбки гостям, передайте своё хорошее настроение, ведь трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Необычный день у нас,

и гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

-Видеть вас мы очень рады!

Спасибо, садитесь.

Настрой на урок: одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,

- десять хороших минут сделали десять хороших дел.

- а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

- Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. И хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов, от урока.

- С таким хорошим настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

-А урок мы начнём  словами французского философа Ж.Ж. Руссо.

 «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»

Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

Ребята, сегодня мы будем учиться решать задачи, содержащие жизненные ситуации.

Определите тему, отгадав загадку:

Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (цирк)

- на какую  тему будут предложены задания? (Задания будут связаны с темой «Цирк»)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Цирк»)

  1. Актуализация знаний.

-Вы готовы к работе? Тогда начинаем!                                                                           Перед работой мы должны записать число и  кл. работа.

- Итак, проведём небольшой блиц-опрос.

Блиц-опрос «Горячая двадцатка». 

  • Назовите компоненты и результат действия сложения?
  • Назовите компоненты и результат действия вычитания?
  • Назовите компоненты и результат действия умножения? (множители, произведение)
  • Назовите компоненты и результат действия деления? (делимое, делитель, частное)
  • как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
  • как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
  • как найти периметр?
  • как найти площадь?
  • что такое квадрат? ( это четырёхугольник, у которого все стороны равны).
  • что такое прямоугольник? (это четырёхугольник, у которого все углы прямые).
  • Если к числу прибавить 0, то... (то число не изменится)?
  • Если из числа вычесть 0, то.. .(число не изменится)?
  • Разность двух одинаковых чисел равна.. .(0)
  • какое число получится при делении на 0? (на 0 делить нельзя).
  • сколько дней в году? (365 или 366)
  • сколько кг в 1 т.? (1000)
  • Сколько часов  в одних сутках? (24)
  • Сколько квадратных см в одном квадратном метре? (10000)
  • Сколько кг в одном центнере? (100)
  • Сколько метров в одном километре? (1000)

1. Аукцион знаний (устный счёт)

-Проверим, кто умеет хорошо считать.  Записываем только ответы..

(Ответы учащиеся записывают в тетрадях. Задания для устного счета отображаются на доске -из презентации урока).

 1) 320*20 =6400                   2) 10000 - 5100=4900           3) 10 000 : 2= 5000

4) 827+406+594=1827           5)  7200 : 90= 80                 6) 36490 – 30400 + 10 = 6100  

- Подведите итоги, отметьте зеленый огонек на полях задания.  У кого другой результат – красный огонек.

  1. Закрепление  и обобщение  приобретённых  знаний

- Возвращаемся к теме нашего урока. А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Приглашаю вас заглянуть туда, где все начиналось.

  Первый цирк появился в Риме. Но он был очень далек от современного. Акробатов и гимнастов в нем тогда не было. Древнеримские цирки начинали с развлечения людей при помощи гонок на колесницах.

Первые признаки современного цирка появились в Лондоне в 18 веке, причем изначально зарождались они также, на основе конного спорта.

     Идейный вдохновитель современного цирка — Филипп Астлей. Это простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Филипп разработал свое собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. В его основе лежали конные трюки и акробатические этюды. Чуть позже Астлей стал понимать: публика желает получить еще больше зрелищ, поэтому программу стали постепенно расширять. В нее добавили многочисленные выступления жонглеров, канатоходцев, клоунов, однако в течение длительного времени выступления на лошадях оставались наиболее востребованными и считались «изюминкой» любой программы.

- Какую форму имеет цирковая арена?

-Как думаете, почему? обсудите вопрос в парах. Не забывайте о правилах работы в паре (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо).

( высказывают свои предположения).

-На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать оптимальную площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться.

- А вы любите цирк?  Почему?

-Поэтому и посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий, связанных с темой цирка. А также, по традиции, попытаемся определить, знания каких школьных предметов помогали нам справиться с заданиями.

  1. Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и  самостоятельной работы.

- Познакомимся с 1 заданием ( учащиеся читают текст задания).

- Семья планирует посещение цирка.

-Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи)

- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)

-вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)

-Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.

-Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку).

- У кого так же, поднимите руку.

- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)

- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня)

- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)

-В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)

- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)

- Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя)

- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)

- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы).

- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

-Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения  помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления).

-Какой вывод можно сделать относительно важности  математических знаний и умений в повседневной жизни? Нужны ли они в жизни?                                       

V.  Физминутка

-Перед тем, как приступить к работе по деловым бумагам, вам нужно отдохнуть.

Мы сделаем с вами зарядку для глаз. Сядьте удобно, вы уже взрослые, поэтому мы с вами делаем зарядку для глаз очень- очень часто. Итак:

глазки вверх, вниз, вправо, влево,

глазки вверх, вправо, влево, вниз,

глазки вверх, влево, вниз, вправо,

Зажмурьте глазки, молодцы, зажмурьте, зажмурьте,

расслабьте глазки, еще разочек: зажмурьте, расслабьте.

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели, И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

VI. Самостоятельная работа

- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к  заданию 2 (Учащиеся читают задание)

- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в парах. Для этого каждой паре предлагаю алгоритм выполнения задания.

Алгоритм выполнения задания 2:

  1. Прочитайте текст задания.
  2. Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?
  3. Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.
  4. Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.
  5. Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.
  6. Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.
  7. Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.
  8. Запишите решение в тетрадь.
  9. Подготовьте устное выступление о проведенном решении.

Подсказки, если возникнут затруднения.

Подсказка 1

  1. Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.
  2. Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.
  3. Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?

Подсказка 2

  1. Сколько денег запланировано на покупку билетов?
  2. Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.
  3. Узнайте цену билета.

Подсказка 3

  1. Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните,  в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.
  2. Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.
  3. В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.
  4. Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.

 Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в парах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы пар.

Решение:

  1. 1600-300=1300(руб.)-на билеты
  2. 1300:3=400(ост.100)- цена билета
  3. 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды
  4. Наилучшие места – желтый сектор
  5. Места: 37,38,39 на 10 ряду.

- Проверим результаты вашей работы.  Каким образом подошли к такому результату?  (Представитель одной из пар объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)

- Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Занятие подходит к концу. Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец занятия.

 Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам  фразы:

  • Зеленый цвет – работа  доставила мне удовольствие,
  • Желтый цвет – у меня были ошибки в работе.
  • Красный цвет – мне надо лучше работать.

(учащиеся подходят к корзинке, выбирают мяч)

- Ребята, спасибо за работу.

VIII. Домашнее задание: (раздаю карточки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике 4 класс "Решение нестандартных задач"

Тема: Решение нестандартных задач.   Задачи деятельности учителя:  учить решать задачи логического характера, учить рассуждать и делать выводы. Личностные: стремиться к получе...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Конспект открытого урока по математике 4 класс "Задачи на движение. Закрепление"

Конспект содержит упражнения на коррекцию знаний учащихся по теме "Задачи на движение. Закреплени". Конспект предназначен для учащихся 4 класса....

Конспект открытого урока по математике 2 класс" Решение задач и выражений"

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель урока: Создание условий для закрепления умений записывать и находить значение суммы и разности двузначных чисел столбиком...

Технологическая карта открытого урока по математике 2 класс по теме "Закрепление. Решение задач изученных видов".

Предоставляю технологическую карту открытого урока по математике во 2 классе. Тема урока "Закрепление и решение задач изученных видов. Урок интегрированный (окружающий мир) и содержит много интер...