Приём моделирования в процессе решения задач
методическая разработка по математике (4 класс)

Однораленко Екатерина Александровна

Некоторые учебные задания, представленные во Всероссийских проверочных работах,  вызывают у детей затруднения. Это задания, определяющие умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что актуальной проблемой остается формирование умений решать составные задачи. В методике обучения математике представлены приемы работы над задачей, они довольно разнообразны. С нашей точки зрения наиболее эффективным приемом формирования умений решать задачи является моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovane.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

                            Приём моделирования в процессе решения задач

Начиная с 2015 выпускники начальной школы пишут Всероссийские проверочные работы (ВПР), для проверки уровня качества образования. Задания для ВПР составлены в формулировках, принятых в учебниках из федерального перечня, рекомендованного Министерством образовании и науки РФ для использования в школах. Содержание заданий определяется федеральными государственными образовательными стандартами. На сайте ГАУ «РЦОКО» Саратовской области размещены статистические материалы и анализ полученных результатов по русскому языку, математике, окружающему миру.[5]

Эксперты отмечают, что результаты ВПР в целом можно считать вполне удовлетворительными, однако, есть учебные задания, которые вызывают у детей затруднения. Это задания, определяющие умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что актуальной проблемой остается формирование умений решать составные задачи. В методике обучения математике представлены приемы работы над задачей, они довольно разнообразны. С нашей точки зрения наиболее эффективным приемом формирования умений решать задачи является моделирование.

Процесс обучения моделированию разработан и описан в работах Асмолова А.Г., Истоминой Н.Б., Петерсон Л.Г Стойловой Л.П., Целищевой И.И. и др. В школьных учебниках по математике рассматриваются приемы моделирования и работы с готовой моделью при решении задач. Процесс обучения построению моделей длительный и осуществляется в определенной последовательности. Построение модели при решении задачи позволяет ученику «уйти» от конкретной ситуации, описанной в тексте и выделить отношения между объектами, а также между данными и искомыми. В этом случае установленные отношения и связи представляются в виде отношений между отрезками. Построение графической модели в некоторых случаях позволяет найти способ решения задачи, а также выявить новые связи и отношения между данными и искомыми и, соответственно, выбрать другие арифметические действия для решения задачи. Рассмотрим некоторые примеры работы с моделью при решении задач.

Задача. 3а класс собрал в два раза больше макулатуры, чем 3б класс. Когда 3а сдал 25 кг макулатуры, а 3б 5 кг, макулатуры у них осталось поровну. Сколько макулатуры собрали 3а и 3б классы в отдельности?

В процессе анализа текста задачи полезно построить базовую, исходную модель, опираясь на отношение: «3а класс собрал в два раза больше макулатуры, чем 3б класс.» При построении модели сохраняются отношения

«больше», «меньше», «равно», поэтому отрезок, показывающий количество макулатуры, собранной учащимися 3а класса в 2 раза больше отрезка, который показывает количество макулатуры, собранной учащимися 3б класса.

3а 3б

Построенную модель необходимо дополнить с учетом того, что макулатуру сдавали оба класса, но в разном количестве. Учащиеся 3б класса сдали 5 кг, учащиеся 3а класса 25 кг, после этого у учеников обоих классов осталось макулатуры поровну. Отметим небольшую часть на нижнем отрезке справа и проведем вертикальную черту до пересечения с верхним отрезком.

5 кг

Визуальный анализ построенной модели позволяет выбрать арифметические действия для решения задачи. Разница между сданной макулатурой учащимися двух классов составляет одну часть или количество макулатуры, собранной учащимися 3б класса.

Решение.

1)25 – 5 = 20(кг)-столько макулатуры собрали учащиеся 3б класса. 2)20*2 = 40(кг) -столько макулатуры собрали учащиеся 3а класса.

Ответ: 40кг, 20кг.

На примере задачи, рассмотренной выше, видим, что построение графической модели позволяет установить связи между объектами, описанными в тексте задачи и таким образом выбрать арифметические действия, необходимые для решения задачи. Анализ учебников по математике для начальной школы показывает, что учебные задания предполагают построение графической модели и решение задачи и лишь в некоторых случаях предлагается решить задачу двумя способами. В то же время в учебниках содержится довольно большое количество текстовых задач, которые можно решить тремя и более способами. Практика обучения математике в начальной школе свидетельствует о том, что поиску различных способов решения текстовых задач уделяется недостаточно внимания. Связано это с недостаточностью времени на уроке, а также дополнительной подготовкой учителя при разработке сценария урока. Тогда как выявление новых связей между данными и искомыми способствуют развитию логического, вариативного, нестандартного мышления.

Рассмотрим задачу. Выставку книг посетили учащиеся 4 классов. В первый день 180 учеников, во второй день на 65 человек больше, чем в первый, а в третий день на 20 детей меньше, чем во второй день. Сколько всего учащихся посетили выставку книг за 3 дня? Построим графическую модель ситуации, описанной в тексте задачи.

        

С        помощью        отрезков        на        модели        показано        количество        посетителей выставки книг, а также соотношение между ними.

Решение задачи.

день.


  1. способ решения задачи.

  1. 180+65=245 (уч.) – столько учащихся посетило выставку во второй

  1. 245-20=225 (уч.) - столько учащихся посетило выставку в третий        день.
  2. 180+245=425 (уч.) - столько учащихся посетило выставку в первый и

второй день вместе.

  1. 425+225=650 (уч.) - столько учащихся посетило выставку за три дня. Ответ: 650 учеников

Рассмотренный способ решения задачи является стандартным: выбор арифметических действий и их последовательность полностью соответствует связям и отношениям, представленным в тексте задачи.

Опишем другой способ решения, сочетая прием моделирования и предположения, не влияющего на конечный результат решения.

день.


  1. способ решения задачи.

  1. 180+65=245(уч.) – столько учащихся посетило выставку во второй

  1. 245+245=490(уч.) – столько учащихся посетило выставку во второй и

третий день, если предположить, что в третий день посетило выставку столько учащихся, сколько во второй день.

  1. 490-20=470 (уч.) – столько учащихся посетило выставку во второй и третий день фактически.
  2. 470+180=650(уч.) - столько учащихся посетило выставку за три дня. Ответ: 650 учеников.

  1. способ решения задачи.

  1. 180*3=540(уч.) – столько учащихся посетило выставку книг, если бы во второй и   в третий дни выставку посетило столько детей, сколько в первый день.
  2. 65+65=130(уч.) – на столько больше посетило выставку фактически, если бы в третий посетили на 65 человек больше, чем в первый.
  3. 130-20=110(уч.) – на столько фактически больше было посетителей за три дня, чем предполагалось.
  4. 540+110=650(уч.) - столько учащихся посетило выставку за три дня фактически.

Ответ: 650 учеников

  1. способ решения задачи.

  1. 180*3=540(уч.) – столько учащихся посетило выставку книг, если бы во второй и   в третий дни выставку посетило столько детей, сколько в первый день.
  2. 65-20=45(уч.) – на столько больше посетило детей в третий день, чем в первый.
  3. 65+45=110(уч.) – на столько больше учащихся        посетило выставку во второй и третий день, чем предполагалось.
  4. 540+110=650(уч.) .) - столько учащихся посетило выставку за три дня фактически.

Ответ: 650 учеников

день.


  1. способ решения задачи.

  1. 180+65=245(уч.) – столько учащихся посетило выставку во второй

  1. 245*3=735(уч.) - столько учащихся посетило выставку книг, если бы в

первый и        в третий дни выставку посетило столько детей, сколько во второй день.

  1. 735-65=670(уч.) - столько учащихся посетило выставку за три дня, учитывая, что фактически в первый день посетителей было на 65 человек меньше, чем во второй день.
  2. 670-20=650(уч.) - столько учащихся посетило выставку за три дня, учитывая, что фактически в третий день посетителей было на 20 человек меньше, чем во второй день.

Ответ: 650 учеников

Используя сочетание моделирования и других приемов можно найти еще несколько способов решения этой задачи. На основании вышесказанного, следует сделать вывод о том, что использование приема моделирования позволяет выявить связи и отношения между объектами и величинами, определить способ решения задачи. Сочетание графического моделирования и других приемов способствует поиску различных способов решения задачи. При этом учащиеся выполняют операции анализа, сравнения, обобщения, таким образом происходит развитие мышления, в том числе таких его характеристик как логика, критичность, вариативность, обобщенность, отвлеченность.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 512с.
  3. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.П.Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия» 2007. - 432 с.
  4. Целищева, И.И. Использование моделирования в процессе работы с текстовой задачей / И.И. Целищева // Начальная школа. – 2008. – №1. С.55– 62.
  5. Электоронный ресурс.

http://sarrcoko.ru/        Статистика 2015г., Статистистика 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Счастливый случай. Закрепление. Письменные приёмы умножения и деления. Решение задач". Образовательная система "Школа 2100",3 класс (2 четверть), учебник "Математика 3 класс", Петерсон Л.Г.

Форма проведения  нестандартная урок-игра. Дети работают группами-командами. Выполняют предложенные задания и по итогам игры награждаются....

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

           Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...

Развитие исследовательских навыков у младших школьников в процессе решения задач дивергентного и конвергентного типа.

Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творч...

Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе.

  Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности, причем психологи  считают, что именно с него должно начинаться ее формирование, т.к. учебная деятельность является в...

«Приёмы активизации учащихся при решении задач»

Не секрет, что большинство учащихся начальной школы испытывает затруднения при решении задач.В данной статье раскрываются приёмы работы на всех этапах решения задачи. Показаны основные причины несформ...