Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме «Число и цифра 1»
методическая разработка по математике (1 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Цель: в ходе практической работы познакомить с числом и ци­фрой 1.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. знакомство с числом и цифрой 1;
  2. совершенствование навыков счёта;
  3. формирование умений выделять одноэлементные множества и различать понятия «число» и «цифра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_chislo_i_tsifra_1.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  математики в 1  классе

по теме «Число и цифра 1»

Учитель: Никитенко В.Н.

Цель: в ходе практической работы познакомить с числом и цифрой 1.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. знакомство с числом и цифрой 1;
  2. совершенствование навыков счёта;
  3. формирование умений выделять одноэлементные множества и различать понятия «число» и «цифра».

Метапредметные:

  1. Регулятивные:
  • принятие учебной задачи (через анализ рисунка);
  • выполнение учебных действий в практической и мыслительной форме;
  • фиксирование удовлетворённости / неудовлетворённости своей работы.
  1. Познавательные:
  • формирование умения ориентироваться в информационном материале учебника;
  • осуществление поиска необходимой информации;
  • построение рассуждений.
  1. Коммуникативные:
  • использование простейших речевых средств;
  • включение в диалог с учителем и коллективное обсуждение проблемы;
  • проявление инициативы и активности.

          Личностные:

  1. формирование положительного интереса к учёбе в школе, интереса к предмету;
  2. развитие навыков сотрудничества;
  3. формирование элементарных навыков самоконтроля.

Основные понятия: «Число» и «цифра»;

«Множество» и «элемент»;

«Порядок счёта», «предыдущее и последующее число».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, физкультура.

Ресурсы: учебник «Математика. 1кл.» Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой;

«Рабочая тетрадь №1» Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой;

Интернет-ресурсы

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

- Повернемся к друг другу,улыбнемся друг другу, пожелаем удачи.

-Что вам пригодится для успешной работы? (Внимание, трудолюбие)

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

 Я верю в вас, у вас все получится.

  1. Актуализация знаний

Устный счет

- Ребята, представьте, что мы с вами попали в сказочный осенний лес. Идем-бредем и встретили ежика. А еж-то непростой, еж - ученый. Он задает много вопросов. Но мы с вами тоже многому уже научились. Ответим на все его вопросы, выполним все задания.

1. Сосчитайте:

  • от 1 до 20 с помощью хлопков
  • от 3 до 7, от 6 до 9

2. Назовите:

  • число, которые называют при счете перед числами 4, 8;
  • число, которые называют при счете после чисел 8, 6.
  • соседей числа 5, 7

3.Игра «День- ночь»

 10-5- 1 +2 -3 +2-4=1

-Что мы с вами сейчас делали? (Считали, называли числа по порядку.)

Ежик предлагает решить задачки.

4.

  • В небе летели: воробей, ворона, стрекоза, чиж и шмель. Сколько птиц летело? (3)
  • У Оли с Сашей было 3 груши и 5 слив. Съели все груши и столько же слив. Сколько слив осталось?

5.Самостоятельная работа.

              -Какая фигура у  вас нарисована? Прямоугольник?

- У что нарисовано в центре? (квадрат)

     - над квадратом нарисуйте круг

     - слева от круга нарисуйте треугольник

     - нарисуйте овал так, чтобы квадрат был слева от него

- Что мы повторяли? (Равные множества, понятия «внутри, вне, над, справа, слева»)

          -Как назовем все эти фигуры? (геометрич.)

III.        Самоопределение к деятельности

Практическая работа

  -На доске расположены предметные картинки: елка, гриб, зебра, утка, батон, ножницы

-На какие  два множества можно разделить  эти предметы? (Предметы живой природы и рукотворные.)

-Давайте расположим их по группам

-Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному.)

-Сколько во множестве уток? Сколькогрибов? Сколько батонов?

-Как можно обозначить количество этих элементов на письме? Одну зебру, один батон и т.д

 (Точкой, палочкой, пальцем,……цифрой)

В математике для обозначения количества существуют специальные знаки (цифры).

-        Сформулируйте задачи урока. (Начать знакомство с цифрами, познакомиться с цифрой, которая обозначает число 1.)

Открываем тему урока Число и цифра 1

IV.        Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа.

Это числовой ряд.  Его еще называют натуральным.

-Как вы думаете число 1 важное?

  • Число 1 также называютпо другому (как?) - единицей.

- Послушайте. Группа девочек приготовила сказку про единицу?

«Первая и единственная»

Жила-была на свете цифра 1. Она была весёлая и жизнерадостная. Единственное солнышко приветливо улыбалось ей, далёкая одинокая луна вечерами освещала ей путь.

Цифра 1 умела хорошо петь и танцевать. В хоре она была солисткой. Нотки умела тянуть высоко и красиво. В танцах Единичка тоже солировала, всегда была на переднем плане.

Но вот однажды цифре 1 стало скучно.

— Что же я вечно одна-одинёшенька хожу? Да, я люблю быть первой, я – лидер. Но иногда мне бывает очень грустно.

И тогда сама планета Земля сказала ей: «Я тоже одна. В Солнечной системе больше нет таких планет, как я. Но мне не грустно и не скучно. У меня есть друзья – другие планеты. И у тебя, дорогая цифра 1, тоже есть друзья. Это другие цифры».

— И правда, — подумала Единичка. — Чего это я опечалилась? Я живу в одном из лучших сообществ – в мире цифр. Мы никогда не ссоримся и не ругаемся. А я в этом мире первая и единственна

-Какой вывод можно сделать, прослушав эту сказку. (не надо зазнаваться, надо дружить)

V. Физминутка  «Дни недели»

   В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».

-С какого числа начинают счет? (С числа 1.)

-На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 1?

- Какое число стоит за ним?

- На сколько 1 меньше предыдущего?

-Где в жизни мы встречаем предметы только в одном количестве? Назовите?

     -О каких объектах природы можно сказать «одна» или «одно»?

Вечером встает луна.
(одна) (Земля, Солнце)

-Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова.)

-А вы знаетев древнерусском счете, например, число 1 обозначали буквой .  Сейчас мы используем  арабские цифры.

-        Для записи чисел используют цифры. Как вы думаете, чем отличаются цифры и числа? (Числа мы называем, а цифры пишем.)

VI.        Физминутка для глаз

VII.        Закрепление изученного материала

1.        Работа в тетради на печатной основе № 1 (с. 34).

-Обведите по стрелкам цифру 1 и раскрасьте ее.

 2.№3(с. 34).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

-        Посмотрите, как нужно писать цифру 1. (по плакату показываю)

Цифру 1 начинаем писать из центра клетки, ведем прямую линию в правый верхний угол, а затем на середину нижней линии.

3.Упражнение «Неточности»

Напишите цифру 1 до конца строки.

-Посмотрите на цифры и подчеркните одну, которая вам кажется самой красивой.

С. 34 №2

4. Работа по учебнику

  • Рассмотрите рисунок вверху с. 46. О чем на рисунке можно сказать «один»? (Вылупился один цыпленок, одна курица.)
  • Рассмотрите на рисунке часы. Большая стрелка часов смотрит вверх, а маленькая показывает на цифру 1. Значит, сейчас 1 час.

-        Сколько точек нарисовано во множестве? (1)

  1. Задание. Учебник с.46 №2 (работа в группах)

VIII.        Подведение итогов урока.  Рефлексия.

- Что вы узнали о числе и цифре 1?

-Ученый ежик благодарит вас за работу и хочет назвать своим лесным друзьям имена детей которые хорошо трудились.

Пословицы.

Надо иметь голову на плечах.

Одна голова на плечах.

Когда так говорят «Первый блин комом»

  • (первый блин не удается хозяйке, пригорает) Когда бывает неудачное начало какого-то дела, то мы говорим  «Первый блин комом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"

Можно использовать в 1 классе на уроках математики....

Методическая разработка урока математики на тему: "Знакомство с числом и цифрой 1"

В материале представлена методическая разработка урока математики в первом классе по теме: "Знакомство с числом и цифрой 1"...

Учебно-методический комплект по математике на тему: «Число и цифра 7» 1 класс (конспект+презентация+приложение)

Конспект урока по математике.Тема: «Число и цифра 7»Цель: формирование понятий: «цифра 7», «число 7».Планируемые результаты: Предметные: формирование умений писать цифру 7;называть последующие и преды...