«ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ВИДА 180*4, 900:3».
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Золоева Оксана Сосланбековна

Открытый урок по математике в 3 «Б» классе

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

 

 

Тема: «Приемы устных вычислений вида 180*4, 900:3».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 3 «Б» КЛАССЕ

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

ТЕМА: «ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ВИДА 180*4, 900:3».

     

составитель: Золоева О.С.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №39 им. Т.С. Дзебисова

11.04.2023Г.

ТЕМА: «ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ВИДА 180*4, 900:3».

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального, закрепление вычислительных навыков.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые составные задачи на нахождение четвертого пропорционального, записывая условие в таблицу, арифметическим способом, закрепят вычислительные навыки.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности, чувство патриотизма, гордости за достижения России.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, парная, самостоятельная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России».

Оборудование: Экран, компьютер, проектор.

Основные понятия и термины: устные приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000, оканчивающихся нулями.

Сценарий урока

I. Организационный этап.

-Ребята! Давайте перед началом урока   подарим друг другу улыбки.

                    Снова зазвенел звонок

                    Начинается урок!

                    Вы друг другу улыбнитесь,

                    И гостям вы улыбнитесь

                          Да и мне вы улыбнитесь.  

-Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Итак, начнём урок математики.

Теперь внимание на меня.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  1. Парная работа.

 (На доске записаны примеры.)

260 + 30 = 290  (Р)       500+400 = 900   (Я)      

790 – 80 = 710  (Л)       400-300 = 100  (2)        

500-80 = 420   (Е)        10 : 5 = 2  (1)

100+40 = 140  (А)          40 ∙ 5 = 200 (П)

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с примерами, решите их и вы расшифруете код.

- Чтобы узнать, что там записано, мы должны расположить эти буквы и цифры в порядке возрастания ответов, около которых они записаны. Работаем в парах.

-Перед выполнением этого задания, вспомним о правилах работы в парах.

Ответ: 12 апреля

- Что вы знаете об этой дате? (День космонавтики.)

- Завтра наша страна будет отмечать День космонавтики.

– Вы знаете, кто первым полетел в космос?(Ю.А. Гагарин).

– В каком году это было? (12 апреля 1961 года.)

 Полет первого в мире космонавта продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут? (1 ч 48 мин.) Презентация, слайд 1.

- Как зовут первую женщину-космонавта? (Первая женщина в космосе – Валентина  Терешкова. Презентация, слайд 2).

– Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом? (Ответы учащихся.)

– Нужны ли космонавту математические знания? Как вы думаете, зачем? (Ответы учащихся.)

– Кто из вас мечтает полететь в космос? (Ответы учащихся.)

-Предлагаю совершить путешествие к  планете Математика на ракете.

Вы видите на доске ракету. Она не раскрашена. И становится от этого немного грустно. А хотите, чтобы она стала яркой и красивой? Да? А какая ракета получится у нас в конце урока зависит от того, как хорошо мы поработаем. Готовы к путешествию?

- Сегодня ваша тетрадь превращается в бортовой журнал, откройте его и запишите число 11 апреля.  Классная работа.

III. Актуализация знаний. Устный счет.

Во время устного счёта 5 учеников получают карточки с индивидуальным заданием.

1. Логическая задача. (Презентация, слайд 3).

Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя и Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?

Варианты ответов:

а) 15;           б) 21;           в) 30;           г) 33;           д) 36.

В музее ребята увидели:

1) первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 года;

2) второй искусственный спутник Земли, который был запущен 3 ноября 1957 года. В специальном контейнере был первый космический путешественник – собака Лайка.

2. Блицтурнир. (Презентация, слайд 4).

а)  Если на каждую рубашку для космонавта идёт по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?

Решение: 3 · 9=27(м)-было в куске.

Ответ: 27 м полотна было в куске.

б) На 2 костюма для космонавтов идет 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?

Решение: 8 : 2 = 4 (м) – на 1 костюм.

Ответ: 4 метра материи требуется на 1 костюм.

в) Космический нож стоит 20 р. Сколько заплатили за 3 таких ножа?

Решение: 20 · 3 = 60 (р.) – стоят 3 ножа.

Ответ: 60 рублей заплатили за 3 ножа.

Во время устного счета 7 человек получают карточки для индивидуальной работы.

IV. Целеполагание.

  1. Коллективная работа. (На доске записаны примеры).

- Рассмотрите примеры. Чем они отличаются?

60∙4                  180∙4            

80 : 2                 900 : 3              

-Как выполнить вычисления в 1 столбике?

-Приходилось ли нам решать примеры, подобные примерам 2 столбика?

-Есть те, кто уже догадался, как решать такие примеры?

Вывод: умножение и деление трехзначных чисел  можно заменить действиями с сотнями и десятками. (Презентация, слайд 5).

-Посмотрите на данные примеры. Какие приемы мы использовали при вычислении: устные или письменные?

-Правильно, устные приемы вычислений.

-На какую цифру оканчиваются наши числа?

  1. Формулирование темы и целей урока.

-Сформулируйте тему урока. (Устные  приемы умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число)

Тема урока: Приёмы устных вычислений  вида 180· 4, 900:3

Какие цели поставим перед собой? (научиться выполнять умножение и деление трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число).

Презентация, слайд 6. 

V. Открытие нового знания.

- Прочитайте теоретический материал на с.82.

-Как выполнить умножение и деление трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число? (умножение и деление трехзначных чисел  можно заменить действиями с сотнями и десятками).

№1 с. 82. Коллективное выполнение с комментированием у доски.

8:2         20*5          23*4        48:3        

800:2       200*5        230*4       480:3        

Физкультминутка

VI) Первичное закрепление.

Работа по учебнику №4 с. 82. (Презентация, слайд 7, 8).

- Прочитайте задачу.

Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый по 2 м. Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска, если расходовать по 4 м ткани на каждый плащ?

- Как оформим краткую запись? (В виде таблицы).

Перед вами на листочках таблица к задаче, ее нужно заполнить.

-О чем эта задача? Что известно из условия задачи? Что нам нужно найти?

-Как назовем 1 столбец?

-Как назовем 2 столбец?

-Как назовем 3 столбец?

-О каких плащах идет речь в задаче? (О детских и взрослых плащах).

Расход ткани на 1 плащ

Количество

плащей

Общий расход ткани

Д.   2 м

12 п.

одинаковый

В.    4 м

?

-Что обозначает число 12? (Количество детских плащей).

-Что обозначает число 2? (Столько расходуется ткани на один детский плащ).

-Что обозначает число 4? (Столько расходуется ткани на один взрослый плащ).

-Что нужно узнать в задаче? (Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска).

-Что вы можете сказать о длине куска? (Длина одинаковая, так как сказано «из этого куска»).

-Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Длину куска).

-Её можно найти? (Да). Как? (Умножением).

-А сейчас можем узнать, сколько выйдет плащей для взрослых? (Да).

Как? Каким действием? (Длину куска разделить на расход на один плаз для взрослых).

-Запишите решение и ответ задачи.

Коллективная проверка решения задачи.

  1. 212 =24 (м) – ткани в куске.
  2. 24 : 4 = 6 (п.) – для взрослых вышло из куска ткани.

Ответ: 6 плащей для взрослых выйдет из куска.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Презентация, слайд 9).

-Ребята, у вас в конвертах лежат карточки для самостоятельной работы. Возьмите карточку и решите примеры. На решение примеров даю вам 3 минуты.

Вариант 1.                 Вариант 2.

300 ∙ 2=                     140 ∙ 3=

650 : 5=                     720 : 4=

800 : 4=                     200 ∙ 3=

120 ∙ 3=                     600 : 3=

-Проверьте свои работы по эталону на экране.

VIII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

-Ребята, с каким приемом мы познакомились сегодня?

(Устным приемом умножения и деления трехзначного числа, оканчивающегося нулем, на однозначное число).

-Какой вывод сделали, как решать такие примеры? (Умножение и деление трехзначных чисел  можно заменить действиями с сотнями и десятками).

-Дети, сегодня на уроке мы вспоминали о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Скажите, на каком космическом корабле  он совершил полет? «Восток».

-На уроке мы тоже совершили путешествие на ракете. В начале урока мы решили раскрасить нашу ракету, оценив свою работу на уроку.

Итак, если в самостоятельной работе вы не допустили ни одной ошибки, то раскрасьте свою ракету зеленым карандашом. Если сделали одну ошибку-жёлтым, а если от 2 ошибок и более – красным.

-Выходите к доске и прикрепите свои ракеты на большую ракету. (Под музыку ребята выходят к доске и прикрепляют свою ракету на большую ракету).

Выставление оценок.

Домашнее задание: учебник, с. 82, № 5, №6.

-Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок! (Презентация, слайд10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы устных вычислений вида 36+2, 36+20

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК Школа России, учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1. М.И. Моро, М.А. ...

Презентация к уроку "Приемы устных вычислений вида 36+2, 36+20"

Данная презентация предназначена для урока в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК Школа России, учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. ...

Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90.

Консект урока  математики в 3 классе по теме "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90".Программа "Школа России"...

Конспект урока по математике «Приемы устных вычислений вида 260+310, 620-200», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами вычислений вида 260+310, 670-140; совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПредметные:- ...

Конспект к уроку математики , 3 класс. Тема: "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 ".

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-9...