Интегрированный урок математики и астрономии в 3 «А» классе "Путешествие в космос"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Яковлева Светлана Владимировна

в рамках методической недели  «Интегрированный урок как средство повышения эффективности обучения в современной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvi_v_kosmos.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок математики и астрономии в 3 «А» классе

в рамках методической недели

«Интегрированный урок как средство повышения эффективности обучения в современной школе»

Цельи:

Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в     космос;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся

Познакомить с историей подготовки к первому полету Ю. А. Гагарина

Закреплять вычислительные навыки, умения решать задачи, переводить одни единицы измерения в другие, повторить действия с именованными величинами, используя соотношения между ними.

Здравствуйте, ребята! Как вы думаете: чем интересна сегодняшняя дата, 12 апреля?

- Да, действительно, 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики.

-Сегодня мы, конечно очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое

пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Посмотрите на слайд, как называется наш урок? (Слайд 1)

-Путешествие в космос

-У вас на партах лежат Маршрутные листы, которые вы будете заполнять в процессе путешествия по этапам.

I этап.  Самоопределение к деятельности. Запишите ответы в свои листы

  • Делимое 24 делитель 6, запишите частное
  • 4 увеличьте на 6
  • 10 увеличьте на 1947 (Слайд 2)

- День, 4 октября 1957 года стал знаменательной датой в нашей стране. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 2) Началась космическая эра.

  • 580 мм переведите в см
  • 8400г переведите в кг  (84 кг) Именно такие параметры были у первого спутника.

Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для теле радиосвязи, другие являются научными лабораториями.

-Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

-19 августа 1960 года в СССР запущен космический корабль «Спутник-5» с живым грузом на борту(Слайд 3) — собаками Белкой и Стрелкой, 40 мышами и двумя крысами, позже в космосе побывали кошки, другие собаки, обезьяны, черепахи, морские свинки, крысы, мыши, перепела, тритоны, лягушки, улитки и некоторые виды рыб. Известны также попытки запуска хомяков и гекконов, а также растения и семена растений.

II этап

- И вот наступила очередь человека. Может кто-то знает, когда это произошло?

-Давайте проверим (узнаем), точную дату этого события (ответы запишите в маршрутные листы)

  • 60 уменьши в 5 раз
  • 12 уменьши в 3 раза
  • 4 увеличь на 1957 (Слайд 4).

      -Кто знает, как звали первого космонавта мира? ( Ю. А. Гагарин)

- На чем он полетел в космос? (На ракете). Сообщение ТАСС о полёте

  • Нам пора подняться на борт космического корабля. Но сначала узнайте его название. Разгадайте ребус Во100к    (Восток) (Слайд 5).

- На корабле с таким же названием летал в космос Ю.А.Гагарин. На слайде вы видите как выглядела эта ракета, а справа на фото внутренний вид. Космонавт в полёте находился полулёжа в кресле. Это кресло называется ложемент, оно подгоняется точно по размерам и весу космонавта..

   

Ребята, сегодня– день космонавтики.12 апреля 1961 г. (Слайд 6) Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало полетов в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – гражданин России. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники, ракеты, космические станции бороздят космос. В этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики, а с 2011 года этот день стал всемирным днём космонавтики.

III этап   (Слайд 7)

Задача № 1    В 1961 году человек впервые побывал в космосе. Сейчас идёт 2021 год. Сколько лет прошло с тех пор?  (60).

Задача № 2   А как долго первый космонавт пробыл в космосе, вы узнаете выполнив задание на стр 76, № 1 из учебника (для гостей мы откроем её на слайде)

Полёт первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Сколько это    

 часов и минут?

(108 минут) Сколько это часов и минут? 1 час 48 мин

IV этап

Наступил момент, когда среди мужчин-космонавтов появилась первая женщина-космонавт (Валентина Владимировна Терешкова) (Слайд 8)

А чтобы узнать, когда же произошло это событие, выполним следующее задание

 - Запишите число, получившееся в результате деления 96 на 6 (16)

 - Запишите название месяца, если это первый летний месяц (июнь)

- Запишите год, для этого найдите результаты выражений

и запишите их рядом друг за   другом          238-237 = 1     72 : 8 = 9       72:12= 6       573-570=        3 (Слайд 9), (Слайд 10).

V этап.  Изготовление макета ракеты. (Слайд 10)

1.  На уроке технологии мы с вами приготовили детали для ракеты:

  (прямоугольник, длина которого 10см, а ширина 4см, три треугольника).

2. Разложите детали ракеты на обратной стороне маршрутного листа, так, чтобы получилась ракета

3.  Приклейте детали.

Физ.минутка «Космодром» (Слайд 12)

Всё готово для полёта,            (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят.       (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлёта,     (марш на месте.)

Космонавты встали в ряд.     (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)

Поклонились вправо, влево, (наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон.       (наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела.              (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.    (присесть на корточки, затем подняться.)

VI этап. (Слайд 13)

Начинаем обратный отсчёт: (считаем вместе)
1000, 900, …, 0

ПУСК!!!

Задача № 3. (Слайд 14)

  На космодроме было 140 ракет. Когда несколько ракет отправили в космос, то осталось 94 ракеты. Сколько ракет отправили в космос?  (140-94=46)

Задача № 4.  (Слайд 15) Космонавты взяли в полёт 28 тюбиков с борщом, а с картофелем в 4 раза меньше, чем с борщом, а с соком столько, сколько с борщом и картофелем вместе. Сколько тюбиков с соком взяли космонавты в полёт? 

1. 28:4=7 (т) – с картофелем

2. 28+7=35(т) –с соком

На слайде вы видите, как выглядят продукты для космонавтов. Меню очень разнообразное. (рассматриваем продукты в упаковках)

Задача № 5. (Слайд 16) Масса первого советского искусственного спутника Земли 83 кг, а масса второго спутника Земли 508 кг. На сколько килограммов масса второго спутника больше массы первого? (508-83= на 425 кг).

На этом слайде мы видим первый ИСЗ, его внутреннее устройство, где расположено оборудование. А вот второй спутник «пилотировала» собака Лайка. Посмотрите, как всё здесь устроено.

Задача № 6. (Слайд 17) В учебнике на с.76. За три дня в Музей космонавтики посетили 140 школьников. В первый день было проведено 4 экскурсии по 15 человек, во второй – 2 такие экскурсии. Сколько человек посетило Музей космонавтики в третий день?

1.  15*4=60 (чел)- в первый день

2. 15*2 = 30 (чел)- во второй день

3. 140-60-30=50 (чел)- в третий день

На слайде вы видите, как выглядит Музей космонавтики.

Задача №7. (Слайд 18)

В полёте за 3 дня израсходовали 48 литров воды. На сколько дней хватит 80 литров воды,

если каждый день будут расходовать одинаковое количество воды?

1. 48:3=16 (л) – в день

2. 80: 16= 5 (д)

VII этап. Созвездия

№ 1 Учебник, с.75, №4.  Начерти ломаную из трех звеньев так, чтобы ее длина была равна 12 см..

Ребята, именно ломанными изображают созвездия на картах. (Слайд 19). На этом слайде вы видите два известных всем созвездия: Большая и Малая медведицы (небольшая беседа).

№ 2(Слайд 20) А как называется это созвездие? Хотите узнать?

        Выполните следующее задание. (Слайд 21)

       456 -184=272 C               731-403=328 Е            

       166+334=500 В               292+468=760 Ы

VIII этап.

Мы приближаемся к таинственной планете. Узнайте её по описанию. (Слайд 22)

Эта планета входит в состав Солнечной системы. Она третья по счёту. Имеет шарообразную форму. Обращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси. Луна – естественный спутник этой планеты. Эта планета получает от Солнца свет и тепло. На ней есть вода, планету окутывает толстый слой воздуха. На этой планете есть жизнь. Напишите её название.  (Земля) (Слайд 23)

IX этап.  «С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ». (Слайд 24)

Три космонавта обменялись рукопожатием. Сколько было рукопожатий?

                           а) 2 р.                     б) 3 р.                    в) 4р.

 На праздник космонавтам подарили торт. Его разрезали на 12 частей. Сколько частей торта съели, если их осталось в 6 раз меньше, чем было?

                           а) 2 части             б) 6 частей       в) 10 частей

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

X этап.  Тест. Проверь себя!

- Чтобы мы смогли вернуться на Землю без проблем, нам надо выполнить тест. Работаем в паре.

  1. Сколько планет в Солнечной системе?

6    7    8     9

  1. В каком году Юрий Гагарин полетел в космос?

1961          1941            2011        2061

  1. Что здесь лишнее?

Венера       Марс      Солнце         Сатурн

  1.  Когда отмечают День космонавтики?

1 мая            12 апреля              1 июня               23 февраля      

  1. Какое название сегодняшнего урока «Путешествие  …»

в лес            на море               в космос          в сказку

Проверьте ответы, сколько баллов получили?

- Наше путешествие подошло к концу. Мы вернулись на Землю в наш класс.

8. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами не только путешествовали, но и повторяли………..

- Что вам понравилось? Что получилось? Что не получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...

Интегрированный урок математика, живой мир в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида

Тема урока: "Соотношение количества предметов и цифры", к уроку прилагается презентация....

Интегрированный урок "Математика на карте России" 4 класс

Урок разработан как интегрированный окружающий мир - математика для учащихся 4 класса. Ребята закрепляют знания о площади, населении России, повторяют символику Российской Федерации. Узнают новое о са...

Интегрированный урок математики и технологии в 1 классе «Путешествие в страну «Геометрия» (Программа «Школа России»).

На уроке  учащиеся закрепляли геометрический материал и знакомились с новой геометрической фигурой. В конце урока составили цветы из геометрических фигур....

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...