Методическая разработка урока математики в 3 классе. Решение текстовых задач
методическая разработка по математике (3 класс)

Чебунина Надежда Ивановна

Методическая разработка поможет учителям начальной школы в проектировании урока с позиции формирования функциональной  математической грамотности младших школьников.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия  проведения урока с обучающимися, подобраны оптимальные формы, методы, средства обучения, использованы современные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chebunina_ni.docx102.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Еравнинский район Республика Бурятия

Учитель начальных классов Чебунина Надежда Ивановна

Методическая разработка урока математики в 3 классе.

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка поможет учителям начальной школы в проектировании урока с позиции формирования функциональной  математической грамотности младших школьников.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия  проведения урока с обучающимися, подобраны оптимальные формы, методы, средства обучения, использованы современные педагогические технологии.

ВВЕДЕНИЕ

Данный урок входит в серию уроков для 3 класса по УМК Л.Г.Петерсон, объединенных одной темой «Решения текстовых задач».

Тип урока 

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель

способствовать формированию умения решать составные задачи.

Задачи урока

Образовательные

создать условия для решения текстовых задач, продолжить работу по формированию  вычислительных  навыков 

Развивающие

развивать  интерес к предмету через творческие задания, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывающие

воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки, умение работать в коллективе, интерес к точным наукам, любовь к предмету и  своей малой родине.

Планируемые результаты

учащиеся закрепят навыки счёта, научатся решать задачи разных видов, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Личностные УУД

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: совершенствовать  умение ставить учебную задачу, контролировать, корректировать и оценивать свою работу, выбирать способы и приемы действий

Коммуникативные УУД

уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и слышать  других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

уметь использовать в речи математические термины, уметь решать задачи на все математические действия.

Методы обучения: частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Форма проведения урока: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Технологии: постановка проблемы,  технологии дифференцированного подхода, создание ситуации успеха на уроке, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: персональный компьютер для показа презентации, принтер для печати наглядности, конверты с пазлами карты Еравнинского района Республики Бурятия для организации групповой работы, оценочные листы на каждого учащегося

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

План-конспект

  1. ОРГМОМЕНТ

Сегодня урок математики пройдет под девизом «Лучший способ изучить что-либо -  открыть самому!»

Нам предстоит поработать в группах. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишки-пазлы, собирать картинку в процессе урока, которая поможет вам расширить  кругозор и пополнить знания. Также у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать каждый вид  работы на уроке (шкала оценивания 0-2)

  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ (самоопределения) к учебной деятельности.

Давайте вспомним основные правила работы в группах (слайд)

1.Умей выслушать собеседника, не перебивая его.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работай в команде  дружно, всегда будь готов оказать помощь другим.

- Желаю всем плодотворной работы и отличных результатов!

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.  

Устный счет (слайд)

Найдите значение выражений.

(45:5+3)*40

Ч

440*2 :5+101  

Д

(184+26):3*8:1

А

100:25*15-13

З

(66+94):4*9-62

А

240:20*5+17

А

47

77

145

298

480

560

 Заполните таблицу, вставляя числа в порядке возрастания, и определите тему сегодняшнего урока

Проверка. Оценивание 

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-Как вы понимаете значение слова «задача», подберите синонимы? (задание, проблема, поручение)

- Как вы думаете, какая ваша задача на сегодняшнем уроке? (учиться решать задачи, рассуждать, внимательно слушать/читать, понимать новую информацию)

- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение решать задачи, содержащие особые даты истории нашей страны и юбилейную дату вашей малой Родины.

5.  ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ  ЗНАНИЙ

а) Перед вами представлены числа.(слайд) Запомните  и воспроизведите их по памяти в  тетрадях. (дается 20 секунд)

22, 12, 1812, 1939, 1941, 1961, 1922, 1991,1917

б)- запишите наибольшее из всех представленных? (1991)

- запишите число, в котором 199дес и 1 единица

- какие два числа можно отнести к одному  событию в истории нашей страны?(22, 1941; 12,1961 - 22 июня 1941 г – начало Великой Отечественной войны, 12 апреля 1961 года – полет в космос первого космонавта Ю.А.Гагарина,)

- к каким историческим событиям можно отнести оставшиеся числа? (1939год – начало Второй мировой войны, 1922 год – Гражданская война, 1917 год – Октябрьская революция,  1812 год – Бородинское сражение, вторжение в Россию Наполеона)

- разбейте на разрядные слагаемые число, которое относится к началу Второй мировой войны (1939 = 1000+900+30+9)

Самопроверка. Оценивание работы

в) Задумано число, разделили его на 5, прибавили 248, сумму разделили на 3 и получили 89. Какое число задумано? (95)

С каким событием 2022 года можно связать это число? (95-летие Еравнинского района)

Взаимопроверка. Оценивание работы

6. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

- Что можете рассказать о нашем районе. Какой он? Охарактеризуйте  именами прилагательными (красивый, чудесный прекрасный, щедрый, интересный, привлекательный, богатый, знаменитый, далекий, открытый, известный, любимый, родной и т.д.)

- Чем привлекателен и интересен наш район туристам, гостям? (озерами. аршанами, полезными ископаемыми, тружениками и т.д)

- А вы знаете, сколько озер насчитывается в районе? Существует ЛЕГЕНДА. На нашу землю падал огромный камень и в полете он раскололся на три крупных  глыбы и  тридцать три маленьких камня. Когда камни упали, пошел сильный дождь, и вода заполнила углубления от упавших камней. Так образовались озера Большое Еравное, Малое Еравное и Сосновское в нашей республике.

- Угадайте, о каком озере представлены следующие задачи. В это озеро впадает несколько рек - Тулдун, Индола, вытекают протоки, соединяющие его с соседними водоемами. На его берегу расположен рыбацкий поселок Гарам.(Большое Еравное)

А) Решение задач в группах. (Задачи даны для каждой группы на рабочих листах)

Задача 1. Глубина озера Большое Еравное равна частному суммы чисел 105 и 15 и числу 24. Узнайте глубину озера? (5 метров)

Задача 2. Длина этого озера 14 км, а ширина равна разности чисел 25 и 12. Найди ширину озера.(13 км)

Задача3. Масса хищницы щуки, которая водится в наших озерах может быть равна 3 кг плюс половина всей массы. Узнайте массу щуки (4кг 500 г)

Проверка. Оценивание.

Вывод: чтобы наши озера оставались местом отдыха, источником чистой воды и пищи для всех местных и приезжих, должны ли мы заботиться о них? Как? (слайд)

7.ФИЗМИНУТКА

Б) Самостоятельное закрепление решения задач по образовательной платформе JOYTEKA        (https://joyteka.com/100021079 )

Задача 1.Благородный олень имеет рост 125 см, косуля на 25 см меньше, а лось на 135см больше, чем косуля. Какой рост имеет лось?

125-25=100(см)

100+135=235(см)

Задача 2.  У барсука длина лапы равна 10 см, а у рыси на 2 см меньше, чем у барсука, а длина лапы лисицы меньше на 1 см, чем у рыси. Чему равна длина лапы лисицы?

10-2=8 (см)

8-1=7(см)

Задача 3.  Лесная мышь весит 9 кг, это на 2 кг больше, чем весит заяц-русак и на 3 кг меньше, чем весит барсук. Сколько весят эти животные?

9-2=7 (кг)

9+3=12 (кг)

9+7+12=28(кг)

Проверка. Оценивание

Вывод: Сегодня не один раз прозвучало,  что наш район очень богат подземными кладовыми, это  и каменный уголь, и золото,  и полиметаллы. Очень разнообразен растительный и животный мир (слайд)

            - А сейчас настало время сложить пазлы в картинку. Что вы получили? (карту Еравнинского района)

           - Познакомьтесь  с информационной справкой: «Еравна – край голубых озер. Районный центр – село Сосново-Озерское. Население – 18448 человек. Территория - 25600 квадратных км. Дата образования 26 сентября 1927 года.»C:\Users\Каб.№6\Desktop\slide-2.jpg

8. ИТОГ УРОКА 

-Какой теме посвятили сегодняшний урок?

- Получился ли  урок интересным, познавательным, увлекательным?

- Оцените свою деятельность на уроке, суммируя баллы каждого этапа. Переведите в отметку (13- 14 баллов – «5», 9-12 баллов – «4», 6-8 баллов – «3»)

9. РЕФЛЕКСИЯ («Свободный микрофон»)

            - Продолжите незаконченную фразу:

1. На уроке я работал(а) …

2. Урок для меня показался …

3. Самым полезным и интересным для меня было …

4. Я встретился(лась) с трудностью при …

5. У меня хорошо получилось …

6. Я понял(а), что …

- Вы большие молодцы, ребята! Я вас БЛАГОДАРЮ за ваш труд, старание, стремление к новым знаниям. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание учебного материала  построено на включении национально- регионального компонента, который позволяет  учащимся проявить  больший интерес к предмету, лучше усвоить  изучаемый материал, получить наглядное представление о роли математики в повседневной жизни, тем самым реализовывается  возможность развития познавательных способностей. Объём материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже имеющуюся в опыте учащихся систему знаний. Изложение материала последовательное, логически правильное.

Применяемые современные методы и приемы на уроке  способствуют  развитию умения сопоставлять, анализировать и делать выводы. На разных этапах урока каждый ребёнок  включается в поиски решения поставленной задачи. Это требует  от учеников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действия.  

На уроке используется прием формирующего оценивания. В группе учащиеся  обсуждают и анализируют свою  работу и работы  друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем еще надо работать.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики 2 класс(обратные задачи)

конспект урока по мамтематике "Школа России" 2 класс...

сценарий урока математики по теме: "Решение текстовых задач"

На данном уроке я стремилась к развитию навыков устного счёта и совершенствованию умения  решать текстовые задачи....

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения с учётом объёма внимания на уроках математики в процессе решения текстовых задач.

1.       Сформулирована одна из проблем начального образования, практической реализацией которой я занимаюсь последние 2-3 года. Проблема: « Каковы пути оптимального разв...

Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".

В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающи...

Методическая разработка урока "Математика 2 класс. Учимся решать задачи"

Данная разработка предназначена для проведения урока математики во 2 классе. Урок содержит все этапы в соответствии с ФГОС. Разработка предполагает индивидуальную и подгрупповую работу обучающихся; со...

Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...