Методическая разработка урока математики на тему: "Решение задач и выражений".
методическая разработка по математике (1 класс)

Паукова Вероника Николаевна

Урок математики в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_veronika.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики

Тема: Решение задач и выражений.

1 класс.

 

учитель начальных классов


 

Цели урока:

Образовательная:

- обобщить полученные ранее знания о структуре текстовой задачи, правила оформления задачи.

задаче и элементах задачи, закрепить навыки решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

- отрабатывать знания состава числа 10.

- закреплять умения вычитать и складывать, используя знание состава числа.

Развивающая:

-развивать навык работы в парах и в группах.

-развивать способность самостоятельно оценивать свои достижения.

-развивать способность понимать и дополнять условие задачи.

Воспитательная:

-воспитывать положительное отношение к природе и миру детской литературы.

- воспитывать у детей активную включаемость в учебный процесс, усидчивость на уроке.

- воспитывать положительный настрой и такт при общении с учителем и своими одноклассниками.


 

Планируемые результаты:

Предметные:

- составлять схематическую запись к задаче, составлять равенство, используя связь целого и частей.

- отработать умения решать задачи на увеличение, либо, уменьшение числа на несколько единиц.

- уметь выбирать и объяснять арифметическое действие для решения конкретной задачи.

Метапредметные:

Личностные УУД:
- формировать умение оценивать самого себя, свои способности и достижения.

- формирование осознания роли математики в познании окружающего мира.

- осознавать правила работы в паре, группе, следовать этим правилам, а также прислушиваться к мнению противоположной стороны;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу на разных этапах обучения;
- осуществлять контроль своих действий самостоятельно, совместно с учителем  или одноклассниками;
- формировать умения выполнять учебные действия в устной  речи.

Познавательные УУД:
-   оформлять небольшие  математические высказывания в устной  форме;

- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

- дополнять текст задачи с недостающими данными и решать их;
Коммуникативные УУД:
-   совершенствовать умения работать в коллективе; осуществляя взаимный контроль и оказывая взаимную помощь;
-   понимать задаваемые вопросы, формулировать ответы на них;
-   применять математические знания и терминологию в процессе решения, поставленных задач;
 

Тип урока: урок закрепления изученного.

 

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

 

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля и самоконтроля.

 

Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение; коллективная система обучения; технологию использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

 

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И. Моро, С. И. Волкова 2ч.; карточки для парной работы; карточки с фигурами, цифрами и знаками для работы в группах; компьютер; мультимедиа; презентация к уроку; индивидуальные карточки для самооценки.


 

Ход урока

I. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок математики не простой. Сегодня мы отправимся в удивительный, волшебный лес (Слайд 1). Где повстречаем героев наших любимых сказок, у которых для вас найдётся много интересных заданий. Справитесь со всеми из них?

Д: Да

У: Тогда,

Будь на уроке старательным

Будь спокойным и внимательным.

Ты пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё четко, внятно,

Чтобы всё было понятно.

Если стал товарищ отвечать,

Не спеши его перебивать.

 

II. Актуализация знаний

 

У: Ребята, а кто-то нас уже ждет на лесной опушке?

На лесной опушке
Бабушка в избушке.
Жить спокойно не хочет,
Всех она морочит.
Ступа с метлою ей дорога,
Это очень вредная...
Д: Баба-Яга 
(Слайд 2)

У: Баба-Яга пошла учиться в лесную школу, но она совсем не умеет считать, поможете ей?

Д: да

У: Тогда приготовьте карточки с числами, вам нужно показать только правильный ответ.

- Какое число расположено перед числом 7?

- Какое число расположено после числа 8?

- Какое число расположено перед числом 6?

-  Какое число расположено после числа 5?

- Прибавь к числу 7 число 2.

- Вычти из числа 5 число 3.

- сколько дней в неделе?

- сколько лап у собаки?

- Сколько весенних месяцев?

- Стала курочка считать

Деточек цыпляток:

Желтых пять и черных пять,

А всего их? (10)

- Два паучка спешили в домик.

Им навстречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

У: Молодцы ребята, хорошо умеете считать, Баба - Яга вам очень благодарна за помощь и хочет подарить волшебный клубочек, чтоб вы не заблудились на лесных дорожках. (слайд 3)

 

III. Мотивация учебной деятельности
 

У: Отправляемся дальше? Куда же нам покажет путь волшебный клубочек.

Д: По дорожке Маша шла (шагают на месте),

Клубок ниточек нашла (наклониться, поднять клубок).

Клубок катится (круговые движения руками),

Нитка тянется (руками от себя, к себе)

У: Ребята, клубочек привел нас на лесную дорожку, а по ней кто – то идёт, послушайте, кто это?

Пирожки — в корзинке.

Бежала по тропинке

Та девочка бегом.

И тёмный лес кругом.

Там повстречалась с волком.

И теперь не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Как же девочку зовут?

Д: Красная Шапочка ( Слайд 4)

У: Ребята, у Красной Шапочки в корзинке лежит для вас задание. (Карточки с заданием лежат на партах, дети работают в парах). Чтобы узнать, какие слова зашифрованы в карточках, вам нужно разгадать анаграммы. Ребята, как нужно разгадывать анаграммы?

Д: Нужно буквы переставить местами, ничего не удалять и не добавлять, чтоб получилось слово.

 (приложение 1)

1 ряд: адазча

 

2 ряд: ичлосвые

 

3 ряд: равыежния

 

 

У: Какие слова у вас получились?

Д: 1 ряд – задача

2 ряд – числовые

3ряд – выражения (Слайд 5)

У: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Д: Решать задачи, находить значения числовых выражений.

У: Молодцы, все верно.

- Ребята, а кого еще можно повстречать в лесу?

Д: Лесных зверей.

У: Каких лесных зверей вы знаете?

Д: ответы детей.

У: Давайте мы с вами отправимся на лесную полянку и немного отдохнем вместе с лесными зверями.

 

Физминутка

 

На лесной полянке

Ловко прыгают зайчата:

Прыг да прыг, прыг да скок!

Быстро зайкам бегать надо,

Чтоб не съел их серый волк! (Прыгают на месте.)

А медведь то не боится

Будь то волка и лисицы.

Мишка по лесу идёт:

«Где тут пчёлы, где тут мёд?» (Ходят на месте.)

А по небу ходят тучи,

Показался солнца лучик. (Потягивания руками вверх.)

И вокруг запели птицы! (Потягивания — руки в стороны, вверх.)

Галки, соловьи, синицы.

 

IV. Работа по теме урока

 

У:Ребята, а к нам навстречу уже спешат другие сказочные герои, кто же это, отгадайте.

 

В корзинке сидит девочка

У Мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Её несёт домой.

Ох, дорога — нелегка,

Ох, корзина — высока.

Сел бы на пенек, съел бы пирожок.

Д: Маша и медведь. (Слайд 6)

У: Маша с медведем тоже приготовили для вас задание. Карточки с заданием лежат у вас на партах. Найдите его. Что вы видите на карточках? (приложение 2)

8-1+2 5-3+2

7-3+3 10-3+2

6-2+1 7-2+1

7-3+2 8-3+1

5-3+1 2-2+1

6-3+1 8-3+2

Д: Числовые выражения.

У: Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

Д: Найти значения этих числовых выражений.

У: Верно ребята, приступайте к выполнению задания.

У: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга(меняются карточками с соседом по парте и выполняют взаимопроверку). (Слайд 7)

У: А чтоб узнать имя следующего сказочного героя нужно разгадать ребус. (Слайд 8)

Д: Леший. (Слайд 9)

У: Ребята, Леший никак не может решить задачу, давайте поможем ему?

Д: Да.

У: Давайте вспомним все элементы задачи?

Д: В задаче есть условие, вопрос, решение и ответ.

У: Молодцы ребята. А сейчас послушайте, какая история случилась с нашим героем.

 Однажды Леший шёл по лесной тропинке и вдруг что-то слышит…: паучок и муравей  о чём-то спорят. Поможем вместе разрешить их спор?

Д: Поможем.

У: А спорили они вот о чем: у кого же из них больше ног.

На сколько больше ног у паука, чем у муравья?

Можно ли назвать эту запись задачей?

Д: нет

У: Почему?

Д: Здесь нет условия задачи.

У: Дополнить задачу помогут знания, которые мы получили на уроках окружающего мира.

-Сколько ног у паука?

Д: У паука 8 ног.

У: Сколько ног у муравья?

Д: 6, т.к. муравей насекомое.

У: Попробуйте составить полную задачу.

Д: У паука 8 ног, а у муравья 6 ног. На сколько больше ног у паука, чем у муравья? (слайд 10)

У: Найдите на столах конверты с фигурами, цифрами и знаками. В группах выполните схему к задаче и составьте ее решение. (Работа в группах по 4 человека).

У: На сколько больше ног у паука, чем у муравья?

Д: На две ноги.

У: Как решали задачу?

Д: 8-6=2

У: Почему использовали действие вычитание?

Д: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

У: Посмотрите, так ли у вас получилось? (слайд 11)

(Задание дублируется в рабочей тетради).

У: молодцы, ребята. Помогли Лешему решить задачу. Он передает вам большое спасибо, и приглашает всех вместе отдохнуть и потанцевать.

Физминутка (слайд 12)

V. Продолжение работы по теме урока

У: А сейчас, откройте учебник на стр. 18 и найдите №3. Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух).

У: Что нужно сделать?

Д: Нужно решить задачу.

У: Что известно из условия задачи?

Д: У Васи 6 иностранных марок, а российских на 3 меньше.

У: Что нужно узнать?

Д: Сколько российских марок у Васи? Сколько всего марок у Васи.

У: Как будем решать задачу?

Д: Чтобы узнать сколько российских марок из 6 вычтем 3, т.к. их на 3 меньше, чем иностранных. 6-3=3 (российских марки)

Чтоб узнать сколько всего марок у Васи нужно сложить иностранные и российские марки вместе. 6+3=9 (марок всего)

(Задание выполняется в рабочей тетради, один ученик решает задачу у доски).

VI. Подведение итогов урока.

У: Какое задание было наиболее интересным для вас на уроке?

Д:

У: Какое задание показалось самым трудным и почему?

Д:

У: Какие элементы задачи вспомнили?

Д: Условие, вопрос, решение, ответ.

У: Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

Д: Надо из большего числа вычесть меньшее.

VII. Рефлексия

У: Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и помогли нашим героям. Понравился ли вам сегодняшний урок?

Д:

У: Теперь каждый из вас раскрасьте то солнышко, которое соответствует вашему настроению (приложение 3).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u231238/t1540974391aa.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u231238/t1540974391ab.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u231238/t1540974391ac.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u231238/t1540974391ad.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u231238/t1540974391ae.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u231238/t1540974391ae.png

 

Спасибо за урок! (слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Урок математики был проведён в 1  классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...

методическая разработка урока математики 2 класс(обратные задачи)

конспект урока по мамтематике "Школа России" 2 класс...

Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».

Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урока: урок изучения нового  материала. Мето...

Методическое обеспечение урока математики на тему "Решение задач"

Методическое обеспечение урока математики на тему "Решение задач"...

Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".

В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающи...

Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...

Методическая разработка урока математики по теме "Решение задач на вычитание в пределах 1000"

Педагогические задачи: способствовать формированию умений вычислять разность; находить значения выражений со скобками; содействовать развитию навыков проверять свои вычисления с помощью калькулятора; ...