Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Торопинина Инна Александровна

Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урокаурок изучения нового  материала. Методы обучения, используемые на уроке: эвристическая беседа, моделирование, самостоятельная работа, наглядный метод. Формы деятельности учащихся:  коллективная; групповая, парная, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_toropinina_i_a.doc109 КБ
Office presentation icon multimediynaya_razrabotka_toropinina.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Тема урока:
«
Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».

Предмет: математика

Класс:3  

Учитель: Торопинина Инна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5»

Цели урока: 

  • Овладение обучающимися новым способом нахождения площади прямоугольного треугольника; формирование предметных  умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
  • Развитие образного и логического мышления, воображения; развитие наблюдательности,  математической зоркости, умения доказывать, решать учебную задачу творчески.
  • Воспитание интереса к математике,  стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Дидактическое обеспечение:

  • презентация к уроку
  • план картофельного поля  для практической работы
  • слайды

  Оборудование:

  • Компьютер
  • Экран
  • Проектор
  • Картон для решения практической задачи.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа
  • наглядный
  • самостоятельная работа
  • практический  
  • моделирование.

Тип урока: урок изучения нового  материала.

Формы деятельности учащихся:  коллективная; групповая, парная, индивидуальная.

Особенности роли учителя: 

  • наблюдает  за работой   учащихся;
  •  консультирует;
  •  обобщает;
  •  участвует в оценивании работ учащихся.

Используемые  технологии: 

  • Проблемное обучение
  • ИКТ
  • Игровая технология

Подходы в организации образовательного процесса

  • Системно-деятельностный  
  • Здоровьесберегающий
  • Учащиеся должны знать: способы нахождения площади прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата.
  • Учащиеся должны уметь: решать задачи на нахождение  площади прямоугольного треугольника.

Межпредметные связи:

история – устройство и организация пространства крестьянского дома - избы и подворья;

окружающий мир – работа с планом местности.

          Время проведения: 1 урока - 40 минут

План урока:

№ этапа

Название этапа

Цели  этапа

Формы   деятельности учащихся и методы обучения

  Время этапа

1

Мотивация к учебной деятельности.

Создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения  интереса детей к теме урока.

 Беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самооценка.

   2 мин

2

Актуализация знаний

Закрепить умение находить известные геометрические величины (площадь прямоугольника, квадрата).

Работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

  4  мин

3

Постановка учебной задачи.

Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний для нахождения площади прямоугольного треугольника;

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Проблемная ситуация, словесный метод.

  3  мин

4

Построение проекта выхода из затруднения.

 Организовать практическую работу с целью поиска путей решения учебной задачи;

зафиксировать новые знания в виде формулы.

Групповая работа, практическая работа, диалоговое обучение, проблемная стиуация.

 12  мин

5

Первичное закрепление с проговариванием

Зафиксировать устно и письменно способ нахождения площади прямоугольного треугольника; 

выявить степень усвоения и применимости нового знания.

Фронтальная работа,  практическая работа, парная работа.

 9   мин

6  

Физминутка.

Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

 Стихотворения-загадки.

  2 мин

7  

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки;

тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Индивидуальная работа, самооценка, самооценка.

  4 мин

8

Рефлексия учебной деятельности.

Зафиксировать достижение поставленных целей.

Эвристическая беседа.

2 мин

9

Самооценка

Оценить собственную деятельность на уроке.

Самооценка и самоконтроль

1 мин

10

Домашняя работа

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа.

1 мин

План урока:

 1 этап

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения  интереса детей к теме урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.

  • Организационный  момент.
  • Беседа с учащимися.
  • Устный счёт.

Вопросы учителя:

-Ребята, для чего мы изучаем науку математику? ( Чтобы уметь считать, решать разные задачи).

-Почему в наш  современный компьютерный век  необходимо уметь считать, решать задачи, ведь для этого сегодня существуют компьютерные программы, калькуляторы? ( Не всегда под рукой может оказаться компьютер или калькулятор).

-Когда возникла необходимость математических навыков? (Ещё в древние времена).

- Чтобы более подробно разобраться в этом вопросе, доказать или опровергнуть ваши предположения, мы совершим экскурс во времена Древней Руси.

- Куда именно мы отправимся, вы  узнаете, выполнив следующее задание:

Найдите значение числовых выражений,  отгадайте слово:



51:3

р

25*5

в

70-12

е

30*2

я

90:30

д

67+14

н

 

3

58

17

58

75

81

60

-Какое слово получилось? (деревня)

- Мы отправляемся в старинную русскую деревню.

-Оцените правильность выполнения задания на карточке успеха. ( Красная фишка - нет ошибок, синяя фишка- 1-2 ошибки, жёлтая фишка – более 3 ошибок).

2 этап

Актуализация знаний.

Цели:

  • закрепить умение находить известные геометрические величины (площадь прямоугольника, квадрата);

Организация учебного процесса на этапе 2.

Вопросы учителя:

-Кто жил в деревнях на Руси? (крестьяне)

-Какое основное занятие было у крестьян? ( Сельское хозяйство)

-Перед вами крестьянский двор

-Что вы видите на территории крестьянского двор? (ответы детей: сарай, колодец, амбар, овин и др.)

- Как вы думаете, для чего использовали землю, не занятую постройками? (огород).

- Почему? (Огород являлся главным кормильцем крестьян).

-На слайде вы видите план крестьянского двора (вид сверху).

Работа в группе.

Работа в парах.

Задание:

Найдите площади обозначенных на плане  объектов. (Размеры объектов указаны в мультимедийной разработке урока, слайд №13).

(Дети находят площади избы, колодца, крестьянского двора).

(Проверку выполняет одна пара у доски, остальные- делают самопроверку).

Вопросы учителя:

- Какие математические формулы использовали?  (Формулы нахождения площади квадрата и прямоугольника).

-Как найти площадь квадрата? (Умножить две стороны). Выполняется запись на доске.

-Как найти площадь прямоугольника?  (Длину умножить на ширину). Выполняется запись на доске

-Оцените правильность выполнения задания на карточке успеха. ( Красная фишка- найдены площади 4-х фигур, синяя фишка- площадь 3-2-х фигур, жёлтая фишка – площадь 1 фигуры).

-Все ли площади вычислили?  (Не нашли площадь картофельной грядки и овина).

3 этап

Постановка учебной задачи.

Цель:

  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний для нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • проговаривание цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.      

Вопросы учителя:

- Почему возникли затруднения? ( Не знаем, как вычисляется площадь прямоугольного треугольника).

-Чего мы ещё не знаем? ( Способ вычисления площади прямоугольного треугольника).

-Значит, какая учебная задача стоит перед вами? Сформулируйте её. (Найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника).

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  • организовать практическую работу с целью поиска путей решения учебной задачи;                    
  • зафиксировать новые знания в виде формулы.

Организация учебного процесса на этапе 4.                                                                                

Учитель предлагает обучающимся  объединиться в группы для выполнения следующего задания.                    

На партах находится уменьшенная, выраженная в сантиметрах, копия  картофельного поля.                            15 м

Задание: найдите  площадь картофельного поля.                                                                                 10 м

Дети в группах находят способы нахождения площади прямоугольного треугольника.

Представители от каждой группы выходят к доске и представляют результаты работы.

Вопрос учителя: «Какие вы открыли способы нахождения площади прямоугольного треугольника?»

Предполагаемые способы:

А) достраивание до прямоугольника (Решение: площадь прямоугольника : 2, т.к. прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников) S пр. тр.= S пр. : 2

1)  S пр.  = 15*10 = 150 (кв. м)

2) S пр. тр. = 150:2=75 (кв. м)

Б) без достраивания (Решение: умножить стороны прямого угла и : на 2, т.к. стороны угла треугольника  – это длина и ширина прямоугольника). S прям. тр.= a *b : 2

S пр. тр. = 15 * 10 :2 =75 (кв. м)

Вопросы учителя:

- Какой способ более удобный? (второй – S прям. тр.= a *b : 2)

-Почему удобный? (быстрый, не надо достраивать треугольник до прямоугольника).

- Можете  этими способами вычислить площадь любого треугольника? (нет, только прямоугольного треугольника)

-Почему?  ( прямоугольный треугольник- половина прямоугольника).

- Решили вы учебную задачу?

Проведение рефлексии обучающихся, фиксация учителем способов действий, используемых обучающимися.  

  1. определили, что прямоугольный треугольник – половина прямоугольника.
  2. площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника.
  3. чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, необходимо  площадь прямоугольника разделить на 2 или умножить стороны прямого угла и разделить их на 2 ( т. к. стороны прямого угла являются длиной и шириной этого прямоугольника).

Оценивание:

Учитель предлагает участникам групп, продемонстрировавшим правильный способ решения задачи, оценивают свою деятельность красной фишкой.

5 этап

Первичное закрепление с проговариванием.

Цель:

  • зафиксировать в устной речи  и письменно способ нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • выявить степень усвоения и применимости нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5.

А) Учитель:

- Мы с вами совершили экскурсию по крестьянскому двору, а теперь нас приглашают в избу (слад)

-Что находилось в крестьянской избе? (ответы детей: лавки, печь, стол, сундуки и т. д.)

-Как вы думаете, куда пригласят в первую очередь хозяева дома своих гостей? (ответы детей: за стол, на кухню).

- Раньше кухню  в избе заменял  бабий угол – это место, где хозяйка готовила еду, хранила на самодельных полках  кухонную утварь и продукты. Около бабьего угла располагался стол, за которым принимали трапезу члены семейства.

-Посмотрите на план избы (вид сверху), найдите на нём бабий угол.

 

Предлагается задача:  Найдите площадь полочки для посуды, расположенной в бабьем углу, у которой стороны, прямого угла имеют длину 30 сантиметров и  40 сантиметров.

Дети у доски проговаривают решение задачи, фиксируют формулу нахождения площади  прямоугольного треугольника.  (S = 30*40:2 =600 (кв см))

Вопросы учителя:

-Площадь ещё каких объектов можно найти  новым способом? (площадь печи).

-Подойдёт ли новый способ для вычисления площади табурета? (Нет, не подойдёт, т. к. табурет не имеет форму прямоугольного треугольника).

-Вычислите площадь, занимаемую  печью, если стороны прямого угла печки  имеют длину 4 м и 2м. ( 1 человек у доски проговаривает решение задачи, остальные работают в тетрадях). (S = 4*2 :2 =4 (кв м))

Б)

Учитель:

 - Напротив печи располагалось  главное место в русской избе -  красный угол. Найдите у себя на плане красный угол. Красный угол –это часть жилого помещения, где устанавливались  иконы. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.

-Ребята, у хозяйки дома сломалась деревянная подставка из красного угла. Объединитесь в пары и изготовьте из картона подставку формы прямоугольного треугольника, Найдите её площадь, если известно, что расстояние между окнами и углом избы 70 сантиметров.

(Дети выполняют задание в группах, у каждой группы своё решение задачи, которое они демонстрируются у доски).

-Как теперь, вы можете ответить на наш вопрос, прозвучавший, в начале урока: «Нужны ли и для чего были математические знания людям, жившим в далёком прошлом?»  

Пары, продемонстрировавшим правильный способ решения задачи, оценивают свою деятельность красной фишкой;  учащиеся, выбравшие правильный способ решения задачи, но сделавшие вычислительную ошибку – синяя фишка;

учащиеся, выбравшие неверный способ решения – жёлтая фишка.

6 этап

Физминутка.

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

- Отгадайте геометрическую фигуру и смоделируйте её с соседом по парте при помощи рук.

1. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

2. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)

3. Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)

4. Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче. (Прямоугольник)

7 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

  • проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки;
  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Организация учебного процесса на этапе 7.

Учитель:

- А теперь вернёмся к плану  крестьянского двора. Какой объект остался без внимания? (Овин)

В начале урока вы не смогли найти его площадь. Можете ли сейчас это сделать? (Да).

Почему? ( Известна формула нахождения площади прямоугольного треугольника).

Решение: 4*3:2=6 (кв. м)

Контроль:

Самопроверка по эталону (на слайде).

 Учитель просит оценить совпавшие ответы красными фишками.

Учащиеся. Имеющие другие ответы сравнивают свои  решения с образцом  на доске, ищут свои ошибки, исправляют их, оценивают себя (если допущена ошибка в вычислении – синяя фишка, неверный способ решения – жёлтая фишка).

8 этап

Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

  • зафиксировать достижение поставленных целей;
  • оценить собственную деятельность на уроке. -

Организация учебного процесса на этапе 8.

Продолжите фразу:

1.Я знаю, что …
2. Я понял, что …
3. Мне понравилось …
4. Было трудно …

5. Математика помогает…

9 этап

Оценивание.

Учитель просит обучающихся оценить  свою работу на уроке:

4- 5 красных фишек – отметка «5»

большинство синих фишек - отметка «4»

большинство жёлтых фишек – отметка «3»

10 этап

Домашнее задание

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности.

- Изготовить из картона поднос, имеющий форму прямоугольного треугольника, вычислить его площадь.

-Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"

На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...

Презентация к уроку математики на тему "Решение задач на нахождение время, скорости и расстояния"

Презентация содержит основные понятия времени, скорости и расстояния; закрепительную часть - задачи на нахождение данных понятий....

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"

Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...

Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"...