Главные вкладки

    Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».
    план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

    Торопинина Инна Александровна

    Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урокаурок изучения нового  материала. Методы обучения, используемые на уроке: эвристическая беседа, моделирование, самостоятельная работа, наглядный метод. Формы деятельности учащихся:  коллективная; групповая, парная, индивидуальная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_toropinina_i_a.doc109 КБ
    Office presentation icon multimediynaya_razrabotka_toropinina.ppt1.64 МБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока

    Тема урока:
    «
    Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».

    Предмет: математика

    Класс:3  

    Учитель: Торопинина Инна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5»

    Цели урока: 

    • Овладение обучающимися новым способом нахождения площади прямоугольного треугольника; формирование предметных  умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
    • Развитие образного и логического мышления, воображения; развитие наблюдательности,  математической зоркости, умения доказывать, решать учебную задачу творчески.
    • Воспитание интереса к математике,  стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    Дидактическое обеспечение:

    • презентация к уроку
    • план картофельного поля  для практической работы
    • слайды

      Оборудование:

    • Компьютер
    • Экран
    • Проектор
    • Картон для решения практической задачи.

    Методы обучения:

    • эвристическая беседа
    • наглядный
    • самостоятельная работа
    • практический  
    • моделирование.

    Тип урока: урок изучения нового  материала.

    Формы деятельности учащихся:  коллективная; групповая, парная, индивидуальная.

    Особенности роли учителя: 

    • наблюдает  за работой   учащихся;
    •  консультирует;
    •  обобщает;
    •  участвует в оценивании работ учащихся.

    Используемые  технологии: 

    • Проблемное обучение
    • ИКТ
    • Игровая технология

    Подходы в организации образовательного процесса

    • Системно-деятельностный  
    • Здоровьесберегающий
    • Учащиеся должны знать: способы нахождения площади прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата.
    • Учащиеся должны уметь: решать задачи на нахождение  площади прямоугольного треугольника.

    Межпредметные связи:

    история – устройство и организация пространства крестьянского дома - избы и подворья;

    окружающий мир – работа с планом местности.

              Время проведения: 1 урока - 40 минут

    План урока:

    № этапа

    Название этапа

    Цели  этапа

    Формы   деятельности учащихся и методы обучения

      Время этапа

    1

    Мотивация к учебной деятельности.

    Создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения  интереса детей к теме урока.

     Беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самооценка.

       2 мин

    2

    Актуализация знаний

    Закрепить умение находить известные геометрические величины (площадь прямоугольника, квадрата).

    Работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

      4  мин

    3

    Постановка учебной задачи.

    Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний для нахождения площади прямоугольного треугольника;

    проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

    Проблемная ситуация, словесный метод.

      3  мин

    4

    Построение проекта выхода из затруднения.

     Организовать практическую работу с целью поиска путей решения учебной задачи;

    зафиксировать новые знания в виде формулы.

    Групповая работа, практическая работа, диалоговое обучение, проблемная стиуация.

     12  мин

    5

    Первичное закрепление с проговариванием

    Зафиксировать устно и письменно способ нахождения площади прямоугольного треугольника; 

    выявить степень усвоения и применимости нового знания.

    Фронтальная работа,  практическая работа, парная работа.

     9   мин

    6  

    Физминутка.

    Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

     Стихотворения-загадки.

      2 мин

    7  

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки;

    тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    Индивидуальная работа, самооценка, самооценка.

      4 мин

    8

    Рефлексия учебной деятельности.

    Зафиксировать достижение поставленных целей.

    Эвристическая беседа.

    2 мин

    9

    Самооценка

    Оценить собственную деятельность на уроке.

    Самооценка и самоконтроль

    1 мин

    10

    Домашняя работа

    Закрепление изученного материала.

    Индивидуальная работа.

    1 мин

    План урока:

     1 этап

    Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения  интереса детей к теме урока.

    Организация учебного процесса на этапе 1.

    • Организационный  момент.
    • Беседа с учащимися.
    • Устный счёт.

    Вопросы учителя:

    -Ребята, для чего мы изучаем науку математику? ( Чтобы уметь считать, решать разные задачи).

    -Почему в наш  современный компьютерный век  необходимо уметь считать, решать задачи, ведь для этого сегодня существуют компьютерные программы, калькуляторы? ( Не всегда под рукой может оказаться компьютер или калькулятор).

    -Когда возникла необходимость математических навыков? (Ещё в древние времена).

    - Чтобы более подробно разобраться в этом вопросе, доказать или опровергнуть ваши предположения, мы совершим экскурс во времена Древней Руси.

    - Куда именно мы отправимся, вы  узнаете, выполнив следующее задание:

    Найдите значение числовых выражений,  отгадайте слово:



    51:3

    р

    25*5

    в

    70-12

    е

    30*2

    я

    90:30

    д

    67+14

    н

     

    3

    58

    17

    58

    75

    81

    60

    -Какое слово получилось? (деревня)

    - Мы отправляемся в старинную русскую деревню.

    -Оцените правильность выполнения задания на карточке успеха. ( Красная фишка - нет ошибок, синяя фишка- 1-2 ошибки, жёлтая фишка – более 3 ошибок).

    2 этап

    Актуализация знаний.

    Цели:

    • закрепить умение находить известные геометрические величины (площадь прямоугольника, квадрата);

    Организация учебного процесса на этапе 2.

    Вопросы учителя:

    -Кто жил в деревнях на Руси? (крестьяне)

    -Какое основное занятие было у крестьян? ( Сельское хозяйство)

    -Перед вами крестьянский двор

    -Что вы видите на территории крестьянского двор? (ответы детей: сарай, колодец, амбар, овин и др.)

    - Как вы думаете, для чего использовали землю, не занятую постройками? (огород).

    - Почему? (Огород являлся главным кормильцем крестьян).

    -На слайде вы видите план крестьянского двора (вид сверху).

    Работа в группе.

    Работа в парах.

    Задание:

    Найдите площади обозначенных на плане  объектов. (Размеры объектов указаны в мультимедийной разработке урока, слайд №13).

    (Дети находят площади избы, колодца, крестьянского двора).

    (Проверку выполняет одна пара у доски, остальные- делают самопроверку).

    Вопросы учителя:

    - Какие математические формулы использовали?  (Формулы нахождения площади квадрата и прямоугольника).

    -Как найти площадь квадрата? (Умножить две стороны). Выполняется запись на доске.

    -Как найти площадь прямоугольника?  (Длину умножить на ширину). Выполняется запись на доске

    -Оцените правильность выполнения задания на карточке успеха. ( Красная фишка- найдены площади 4-х фигур, синяя фишка- площадь 3-2-х фигур, жёлтая фишка – площадь 1 фигуры).

    -Все ли площади вычислили?  (Не нашли площадь картофельной грядки и овина).

    3 этап

    Постановка учебной задачи.

    Цель:

    • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний для нахождения площади прямоугольного треугольника;
    • проговаривание цели урока.

    Организация учебного процесса на этапе 3.      

    Вопросы учителя:

    - Почему возникли затруднения? ( Не знаем, как вычисляется площадь прямоугольного треугольника).

    -Чего мы ещё не знаем? ( Способ вычисления площади прямоугольного треугольника).

    -Значит, какая учебная задача стоит перед вами? Сформулируйте её. (Найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника).

    4 этап

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Цели:

    • организовать практическую работу с целью поиска путей решения учебной задачи;                    
    • зафиксировать новые знания в виде формулы.

    Организация учебного процесса на этапе 4.                                                                                

    Учитель предлагает обучающимся  объединиться в группы для выполнения следующего задания.                    

    На партах находится уменьшенная, выраженная в сантиметрах, копия  картофельного поля.                            15 м

    Задание: найдите  площадь картофельного поля.                                                                                 10 м

    Дети в группах находят способы нахождения площади прямоугольного треугольника.

    Представители от каждой группы выходят к доске и представляют результаты работы.

    Вопрос учителя: «Какие вы открыли способы нахождения площади прямоугольного треугольника?»

    Предполагаемые способы:

    А) достраивание до прямоугольника (Решение: площадь прямоугольника : 2, т.к. прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников) S пр. тр.= S пр. : 2

    1)  S пр.  = 15*10 = 150 (кв. м)

    2) S пр. тр. = 150:2=75 (кв. м)

    Б) без достраивания (Решение: умножить стороны прямого угла и : на 2, т.к. стороны угла треугольника  – это длина и ширина прямоугольника). S прям. тр.= a *b : 2

    S пр. тр. = 15 * 10 :2 =75 (кв. м)

    Вопросы учителя:

    - Какой способ более удобный? (второй – S прям. тр.= a *b : 2)

    -Почему удобный? (быстрый, не надо достраивать треугольник до прямоугольника).

    - Можете  этими способами вычислить площадь любого треугольника? (нет, только прямоугольного треугольника)

    -Почему?  ( прямоугольный треугольник- половина прямоугольника).

    - Решили вы учебную задачу?

    Проведение рефлексии обучающихся, фиксация учителем способов действий, используемых обучающимися.  

    1. определили, что прямоугольный треугольник – половина прямоугольника.
    2. площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника.
    3. чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, необходимо  площадь прямоугольника разделить на 2 или умножить стороны прямого угла и разделить их на 2 ( т. к. стороны прямого угла являются длиной и шириной этого прямоугольника).

    Оценивание:

    Учитель предлагает участникам групп, продемонстрировавшим правильный способ решения задачи, оценивают свою деятельность красной фишкой.

    5 этап

    Первичное закрепление с проговариванием.

    Цель:

    • зафиксировать в устной речи  и письменно способ нахождения площади прямоугольного треугольника;
    • выявить степень усвоения и применимости нового знания.

    Организация учебного процесса на этапе 5.

    А) Учитель:

    - Мы с вами совершили экскурсию по крестьянскому двору, а теперь нас приглашают в избу (слад)

    -Что находилось в крестьянской избе? (ответы детей: лавки, печь, стол, сундуки и т. д.)

    -Как вы думаете, куда пригласят в первую очередь хозяева дома своих гостей? (ответы детей: за стол, на кухню).

    - Раньше кухню  в избе заменял  бабий угол – это место, где хозяйка готовила еду, хранила на самодельных полках  кухонную утварь и продукты. Около бабьего угла располагался стол, за которым принимали трапезу члены семейства.

    -Посмотрите на план избы (вид сверху), найдите на нём бабий угол.

     

    Предлагается задача:  Найдите площадь полочки для посуды, расположенной в бабьем углу, у которой стороны, прямого угла имеют длину 30 сантиметров и  40 сантиметров.

    Дети у доски проговаривают решение задачи, фиксируют формулу нахождения площади  прямоугольного треугольника.  (S = 30*40:2 =600 (кв см))

    Вопросы учителя:

    -Площадь ещё каких объектов можно найти  новым способом? (площадь печи).

    -Подойдёт ли новый способ для вычисления площади табурета? (Нет, не подойдёт, т. к. табурет не имеет форму прямоугольного треугольника).

    -Вычислите площадь, занимаемую  печью, если стороны прямого угла печки  имеют длину 4 м и 2м. ( 1 человек у доски проговаривает решение задачи, остальные работают в тетрадях). (S = 4*2 :2 =4 (кв м))

    Б)

    Учитель:

     - Напротив печи располагалось  главное место в русской избе -  красный угол. Найдите у себя на плане красный угол. Красный угол –это часть жилого помещения, где устанавливались  иконы. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.

    -Ребята, у хозяйки дома сломалась деревянная подставка из красного угла. Объединитесь в пары и изготовьте из картона подставку формы прямоугольного треугольника, Найдите её площадь, если известно, что расстояние между окнами и углом избы 70 сантиметров.

    (Дети выполняют задание в группах, у каждой группы своё решение задачи, которое они демонстрируются у доски).

    -Как теперь, вы можете ответить на наш вопрос, прозвучавший, в начале урока: «Нужны ли и для чего были математические знания людям, жившим в далёком прошлом?»  

    Пары, продемонстрировавшим правильный способ решения задачи, оценивают свою деятельность красной фишкой;  учащиеся, выбравшие правильный способ решения задачи, но сделавшие вычислительную ошибку – синяя фишка;

    учащиеся, выбравшие неверный способ решения – жёлтая фишка.

    6 этап

    Физминутка.

    Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    - Отгадайте геометрическую фигуру и смоделируйте её с соседом по парте при помощи рук.

    1. Три вершины тут видны,
    Три угла, три стороны, -
    Ну, пожалуй, и довольно! -
    Что ты видишь? - ...
    (треугольник)

    2. Если взял бы я окружность,
    С двух сторон немного сжал,
    Отвечайте дети дружно -
    Получился бы ...
    (овал)

    3. Четыре палочки сложил
    И вот квадратик получил.
    Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нем - прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его... (квадрат)

    4. Четыре угла, как квадрат я имею,
    Но только квадратом назваться не смею,
    И всё же, похож на квадрат, между прочим,
    Две длинные стороны и две покороче. (Прямоугольник)

    7 этап

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цели:

    • проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки;
    • тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    Организация учебного процесса на этапе 7.

    Учитель:

    - А теперь вернёмся к плану  крестьянского двора. Какой объект остался без внимания? (Овин)

    В начале урока вы не смогли найти его площадь. Можете ли сейчас это сделать? (Да).

    Почему? ( Известна формула нахождения площади прямоугольного треугольника).

    Решение: 4*3:2=6 (кв. м)

    Контроль:

    Самопроверка по эталону (на слайде).

     Учитель просит оценить совпавшие ответы красными фишками.

    Учащиеся. Имеющие другие ответы сравнивают свои  решения с образцом  на доске, ищут свои ошибки, исправляют их, оценивают себя (если допущена ошибка в вычислении – синяя фишка, неверный способ решения – жёлтая фишка).

    8 этап

    Рефлексия учебной деятельности.

    Цели:

    • зафиксировать достижение поставленных целей;
    • оценить собственную деятельность на уроке. -

    Организация учебного процесса на этапе 8.

    Продолжите фразу:

    1.Я знаю, что …
    2. Я понял, что …
    3. Мне понравилось …
    4. Было трудно …

    5. Математика помогает…

    9 этап

    Оценивание.

    Учитель просит обучающихся оценить  свою работу на уроке:

    4- 5 красных фишек – отметка «5»

    большинство синих фишек - отметка «4»

    большинство жёлтых фишек – отметка «3»

    10 этап

    Домашнее задание

    Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности.

    - Изготовить из картона поднос, имеющий форму прямоугольного треугольника, вычислить его площадь.

    -Урок окончен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"

    На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...

    Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

    Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

    Презентация к уроку математики на тему "Решение задач на нахождение время, скорости и расстояния"

    Презентация содержит основные понятия времени, скорости и расстояния; закрепительную часть - задачи на нахождение данных понятий....

    Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".

    В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающи...

    Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

    Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

    Технологическая карта урока математики. Тема "Решение задач на нахождение площади".

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок по теме «Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей» Цель: совершенствовать умени...

    Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"

    Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...