Конспект урока "Закрепление приемов письменного умножения"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Чигрик Татьяна Алексеевна
Цель урока: Создание условий для закрепления знаний о приемах письменного умножения на двузначные и трехзначные числа
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о приемах письменного умножения многозначного числа на двузначные и трехзначные числа; 
Развивающая: развивать мышление, память, речь, вычислительные навыки; 
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету математики, дисциплинированность, аккуратность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Закрепление приемов письменного умножения

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Создание условий для закрепления знаний о приемах письменного умножения на двузначные и трехзначные числа

Задачи

Образовательная: закрепить знания о приемах письменного умножения многозначного числа на двузначные и трехзначные числа;

Развивающая: развивать мышление, память, речь, вычислительные навыки;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету математики, дисциплинированность, аккуратность.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

- Закрепят знания по выполнению приемов письменного умножения многозначного числа на двузначные и трехзначного на трехзначные числа;

- Усовершенствуют вычислительные умения и навыки при решении примеров и составных задач.

Личностные результаты

- Формирование ценностных ориентиров и смысла в учебной деятельности;

- Осознанно контролировать и оценивать свою работу и её результат;

- Развитие познавательных интересов, выражение положительного отношения к процессу познания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: 

- Умение организовывать свое рабочее место;

- Умение ставить учебную задачу на основе сопоставления того, что уже известно;

- Умение осуществлять самоконтроль, самооценку и оценку деятельности других учащихся.

Познавательные: 

- Умение самостоятельно определять и формулировать познавательную цель, проблему урока, анализ и синтез;

- Умение выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать;

- Умение использовать полученные знания.

Коммуникативные: 

- Умение работать в парах;

- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Основные понятия

Неполное произведение

Межпредметные связи

Математика, ИКТ.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Учебник: М.И. Моро Математика 4 класс, 2 часть (УМК Школа России)

Презентация, карточки для индивидуальной работы, мультимедийное сопровождение урока, рабочая тетрадь.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа, работа с учебником


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

2. Проверка рабочего места

- Проверьте, все ли у вас находится на столах: учебник, рабочая тетрадь, ручка.

- Здравствуйте. Присаживаются за свои места

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний и выявление их индивидуальных затруднений

Индивидуальная работа

- Ребята, к нам сегодня в гости пришла пчелка Майя. Она хочет проверить, как вы умеете умножать, поэтому она дает вам задания. (приложение 1)

Фронтальная работа

- Обратите внимание на слайд.

Пчелка Майя предлагает решить примеры.

Задание 1 – решение примеров. Давайте поможем Майе умножить числа (слайд 2)

85∙100

103∙2

85∙10

53∙3

103∙100

104∙3

105∙10

201∙100

36∙3

74∙10

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

- Переходим ко 2 заданию.

Задание 2 – решение задач.

(слайд 3)

А        В

        6 см

Д        С

- Какая геометрическая фигура изображена? Как называется?

- Из каких геометрических фигур состоит квадрат?

- Почему треугольник так называется?

- Как называются эти треугольники?

- Угол Д какой?

- Значит, какой треугольник АДС?

- Угол В какой?

- Значит, какой треугольник АВС?

- Найдите площадь всего квадрата, если известно, что сторона ВС равна 6 см. Кто посчитал?

- Как посчитали?

- Почему?

- Верно, молодцы! Вы помогли пчелке Майе.

- Сдаем карточки.

Работают по карточкам

Решают примеры

8500

206

850

159

10300

312

1050

20100

108

740

- Квадрат АВСД

- Из двух треугольников

- Есть три стороны и три угла

- Первый треугольник АВС, второй – АДС

- Угол Д прямой

- Треугольник АДС прямоугольный, т.к. угол Д прямой

- Угол В прямой

- Треугольник АВС прямоугольный, т.к. угол В прямой

- Площадь квадрата АВСД равна 36 см2

- 6 умножили на 6

- В квадрате все стороны равны, значит, все стороны равны 6 см.

III. Постановка проблемного вопроса

- Ребята, обратите внимание на экран. (слайд 4)

- Посмотрите на примеры.

- На какие две группы можно их разделить?

- Вы сталкивались уже с подобными примерами?

- Кто скажет, какая тема нашего урока? (слайд 5)

- Какие задачи вы можете перед собой поставить?

- Первая группа умножение многозначных чисел на двузначные, а вторая -  умножение многозначных чисел на трехзначные числа

- Да, мы уже видели и решали такие примеры

- Закрепление приемов письменного умножения

- Продолжить закреплять приемы письменного умножения

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- А теперь давайте вспомним, как решить наши примеры.

- Вызываю по одному ученику к доске, остальные внимательно слушают. За объяснение ставлю оценки.

- Кто объяснит решение первого примера?

- Решение второго примера объясняет…

- Третий пример объяснит нам…

- Кто решит четвертый пример?

Решают примеры у доски

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 9 умножаем на 75 дес, получаем 675 дес-это первое неполное произведение. 3 умножаем на 75, получаем 225- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 2925, 00 переписываем справа. Ответ: 292500

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 2 умножаем на 5006 дес, получаем 10012 дес-это первое неполное произведение. 3 умножаем на 5006, получаем 15018- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 160192. Ответ: 160192

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 7 умножаем на 408 дес, получаем  2956 дес-это первое неполное произведение. 0 умножаем на 408, получаем 000- полученный ответ не записываем, продолжаем умножать. 6 умножаем на 408, получаем 2448- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 247656. Ответ: 247656

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 8 умножаем на 49 дес, получаем 392 дес-это первое неполное произведение. 5 умножаем на 49, получаем 245- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 2842, 00 переписываем справа. Ответ: 284200

V. Реализация построенного проекта

Фронтальная работа, работа с учебником

- Ребята, откройте тетради, запишите дату 18 марта и классная работа.

- Найдите номер 191 в учебнике на странице 50. Будем решать 1 и 2 столбики.

- Сейчас вы будете выходить к доске, решать данные примеры.

- Итак, первый пример решает …, а остальные работают в тетрадях.

1780 ∙ 23. За объяснение ставлю оценку.

- Дальше идет к доске …, остальные работают в тетрадях

7820 ∙ 36. За объяснение ставлю оценку.

- К доске выходит …, остальные работают в тетрадях

607 ∙ 250.

- У доски решает …, остальные работают в тетрадях.

706 ∙ 304.

- Молодцы, ребята!

Открывают тетради, пишут число и классную работу

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 3 умножаем на 178 дес, получаем 534 дес-это первое неполное произведение. 2 умножаем на 178, получаем 356- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 4094, 0 переписываем справа. Ответ: 40940

1780

×  23        

534

+

356        

40940

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 6 умножаем на 782 дес, получаем 4692 дес-это первое неполное произведение. 3 умножаем на 782, получаем 2346-это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 28152, 0 переписываем справа. Ответ: 281520

7820

×  36        

4692

+

2346        

281520

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 5 умножаем на 607 дес, получаем 3035 дес-это первое неполное произведение.  2 умножаем 607, получаем 1214-это второен неполное произведение, складываем полученные числа, получается 15175, 0 переписываем справа. Ответ: 151750

607

×  250        

3035

+

1214        

151750

- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 4 умножаем на 706 дес, получаем 2824 дес-это первое неполное произведение. 0 умножаем на 706, получаем 000- полученный ответ не записываем, продолжаем умножать. 3 умножаем на 706, получаем 2118-это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 214624. Ответ: 214624

706

× 304        

 2824

+

2118        

214624

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Повторяют движения за учителем

V. Включение в систему знаний и повторений

Фронтальная работа, работа с учебником

- Найдите номер 193. Прочитайте задачу.

На первом тракторе работали 60 ч, на втором – 55 ч. На втором тракторе израсходовали на 35 л меньше горючего, чем на первом. Сколько литров горючего израсходовали на каждом тракторе при одинаковой норме расхода горючего в час?

- О чем говорится в задаче?

- Сколько часов работали на первом тракторе?

- Сколько работали на втором?

- Сколько израсходовали горючего на втором тракторе?

- Что сказано про горючее второго трактора?

- Сколько израсходовали горючего на первом тракторе?

- Какая норма расхода горючего в час?

- Какой вопрос задачи?

- Посмотрите на таблицу.

Время работы

Общее кол-во горючего

Кол-во горючего в 1 час

1 трактор

60 ч

? л.

Одинаково

2 трактор

55 ч

? на 35 л. м

- Если на втором тракторе израсходовали на 35л. горючего меньше как найти, на сколько часов меньше на нем работали?

- Для чего мы должны найти разницу?

- Как найти, сколько литров горючего расходовали в 1 час?

- Мы будем знать, сколько расходуют два трактора литров горючего в 1 час, тогда мы ответим на вопрос задачи?

- Каким действием найдем расход горючего первым трактором? Как?

- Каким действием найдем расход горючего вторым трактором? Как? - Кто сможет записать решение?

1) 60-55=5 (ч) – разница времени работы между двумя тракторами

2) 35:5=7 (л) – расходуют горючего в 1 час

3) 7 ∙ 55=385 (л) – расходует горючего 1ый трактор

4) 7 ∙ 60=420 (л) – расходует горячего 2ой трактор

Ответ: 385 литров, 420 литров

Находят номер, читают задачу

- О горючем, которое расходовали первый и второй тракторы

- На первом тракторе работали 60 ч.

- На втором тракторе работали 55 ч.

- Неизвестно

- На втором тракторе израсходовали на 35 л меньше горючего, чем на первом

- Неизвестно

- Одинаковая норма

- Сколько литров горючего израсходовали на каждом тракторе при одинаковой норме расхода горючего в час

- Из 60ч. вычтем 55ч.

- Мы должны найти разницу, чтобы определить, сколько литров горючего в 1 час - 35л : 5ч

- Да, мы ответим на вопрос задачи

- 7 умножим на 60

- 7 умножим на 55

Записывают решение задачи на доске и в тетради

VI. Самостоятельная работа с последующей проверкой

- Найдите номер 196. Сейчас поделимся по вариантам. 1 вариант делает 1 задание, 2 вариант – 2 задание. Делаете самостоятельно, потом проверим. Я могу посмотреть несколько тетрадей тех ребят, кто решит первыми и поставить им оценку. Читайте задание и приступайте к выполнению.

Проверка:

- Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны решение этих примеров, сравните их со своим решением.

1 вариант:

Х ∙ 60=6907+43493

2 вариант:

40450:Х=7621-7571

- Молодцы!

Находят номер, делятся по вариантам, читают задание и выполняют его

Проверяют свое решение с решением на доске

1 вариант

Х ∙ 60=6907+43493

Х ∙ 60=50400

Х=50400:60

Х=840

840 ∙ 60=50400            

50400=50400

2 вариант

40450:Х=7621-7571        

40450:Х=50        

Х=40450:50        

Х=809        

40450:809=7621-7571

809=809

VIII. Итог урока и рефлексия

- Итак, наше занятие подошло к концу.

- Что мы сегодня с вами закрепляли?

- Все ли было понятно?

1. Рефлексия

- У вас на столах лежат плоды, цветки, зеленый листик. Вы выбираете что-то одно и крепите на дерево, которое находится на доске.

Плоды – усвоил материал;

Цветок – частично усвоил материал;

Жёлтый листик – нет никакого результата.

2. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание, стр.50 №192, №194

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. На этом наш урок подошел к концу. Приведите свои рабочие места в порядок.

- До свидания!

- Приемы письменного умножения

Ответы учащихся

Оценивают свою деятельность

Записывают домашнее задание

Приводят в порядок свое рабочее место

- До свидания!

Организованно выходят на перемену


Карточка 1

Ответы:

1) 1365

2) 903

3) 3294

Карточка 2

Ответы:

1) 1344

2) 1333

3) 6032

Карточка 3

Ответ:

1) 612

2) 2856

3) 1768

Карточка 4

Ответ:

1) 949

2) 851

3) 3232

Приложение 1

Карточка 1

Решите примеры в столбик.

×105        ×43        ×61

  13         21         54

Карточка 2

Решите примеры в столбик.

×64        ×43        ×116

 21         31           52

Карточка 3

Решите примеры в столбик.

×51        ×204        ×34

12           14         52

Карточка 4

Решите примеры в столбик.

×73        ×37        ×101

13         23           32


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика

Слайд 2

Решите примеры 85∙100 85 ∙10 103 ∙100 105 ∙10 36 ∙ 3 103 ∙2 53 ∙ 3 104 ∙3 201 ∙ 100 74 ∙10 =8500 =850 =10300 =1050 =108 =206 =159 =312 =20100 =740 Молодцы!

Слайд 3

Решите задачу 6 см А В С Д Найдите площадь квадрата, если известно, что сторона ВС равна 6 см. Решение: 6∙6=36 ( см 2 ) – площадь квадрата Ответ: 36 см 2 Молодцы!

Слайд 4

На какие две группы можно разделить данные примеры?

Слайд 5

Тема: Закрепление приемов письменного умножения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"

Урок математики в 4 классе показывает разнообразные виды работы учащихся на уроке с целью рассмотрения письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначное, сравнение величин...

Конспект открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"

Урок математики в 4 классе показывает разнообразные виды работы учащихся на уроке с целью рассмотрения письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначное, сравнение величин...

Приложение к конспекту открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"

Приложение к конспекту открытого урока по математикена тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"...

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ

Урокдля 3 класса на тему "Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное"...

Конспект урока математики. Тема: "Приемы письменного умножения на однозначное число"

Тема: Приём письменного умножения на однозначное числоЦели деятельности учителя: ознакомление с приемом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.План...

Урок математики для 4 класса по теме "Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное"

Урок математики для 4 класса по теме "Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное"...

Технологическая карта урока математики "Приемы письменного умножения на однозначное число" УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока: «Приёмы письменного умножения на однозначное число»Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с приемом письменного умножения ...