Текстовые задачи. Задачи на установление времени
план-конспект урока по математике (4 класс)

Борисов Олег Владимирович

Математика 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_0.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4  классе 31.01.2023г

по программе «Начальная школа 21 века».

Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события».

                                       Подготовила учитель начальных классов

                           "Шипаковской ООШ" – филиала МАОУ«Северо-Плетневская СОШ»                                                                          

                                     Семенова Людмила Васильевна

Цель: формирование умений  решать задачи на установление времени (начало, конц и продолжительность события); систематизация знаний об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).

Задачи:

 1) продолжить работу над умением решать текстовые задачи;

2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания о единицах времени;

3) воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать знания о единицах времени, определять начало, конец и продолжительность событий; усваивать соотношения между единицами времени и уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов, дополнять их недостающими данными.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;

Коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Межпредметные связи: окружающий мир: мир глазами историка, мир глазами эколога.

Тип урока: изучение нового материала.

 Форма урока: комбинированный.

        Ход урока.

I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)(Слайд 1)

-Ребята,  улыбнитесь друг другу, мне. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

- Что ещё может делать улыбка? (улучшает кровообращение, в организме увеличивается количество антител, борющихся с инфекциями, искренняя улыбка продлевает жизнь в среднем на 7 лет и это не цитата, а научно доказанный факт)

- Пусть сегодня с вами будет только хорошее настроение.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа

Мы знаем время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы

- Ребята , о чем это стихотворение? О каких единицах времени говорит автор?

Устный счет

- Начинаем урок с разминки

1) Найдите "лишнее":

1 год,  5 лет, 12 минут, 50 секунд, 2 метра, 1 век, 12 месяцев?

Почему? Докажите.

2) Реши "математическую" цепочку:

60 * 8 * 10 : 100 : 2 = ?

50 : 10 * 30 * 2 : 5 = ?

- Где в жизни встречаются эти числа?

3) Игра "Верно - неверно"

( у вас на столе лежат карточки с буквами Н и В, если ответ верный, поднимаете В, если неверный - Н)

- В 2 неделях 14 дней. (В)

- Полгода это 6 месяцев. (В)

- 4 века это 500 лет. (Н)

- 2 минуты это 120 секунд. (В)

- 3 часа это 300 минун (Н)

- Полвека это 50 лет. (В)

- В одних сутках 60 часов (Н)

- Третья часть суток это 8 часов.(В)

- Чтобы найти половину суток, нужно 24 : 2 = 12 ( ч ). (В)

-- О единицах какой величины мы говорили? (Время)

?????????? Подойдите ко мне. Девочки берут ораньжевые карточки, а мальчики - голубые. Девочки расположите все единицы времени, начиная с наименьшей, а мальчики - с наибольшей. (на доске карточки в единицами времени).

-- Какие величины вы ещё знаете?

У вас на столах лежат карты самооценки вашей работы, оцените свою работу, если все задания были выполнены без ошибок ставите 1балл, если было 2-3 ошибки - пол балла 0,5, если допустили более 3-х ошибок, то 0 баллов)

Оцениваем ЗАДАНИЕ №1

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока

- Ребята, вспомните, чему мы учились на последних уроках математики?

- Какие задачи решали?

- Как вы думаете, сегодня на уроке мы чему будем учиться? (решать задачи). Связанные с какой величиной? (Временем).

- А вот какие задачи на время мы будем учиться решать, вы сейчас узнаете.

ЗАДАЧА 1: Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?

- О чём задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Сколько времени длятся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны определить время окончания уроков)

- Каким действием? +

- Во ск. закончатся уроки? 13ч 30 мин

- 13ч. 30 мин по другому это склько времени? 1ч 30 мин, половина второго

Начало события

8ч 30мин

Окончание события

?

Продолжительность события

ЗАДАЧА 2: Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?

- О чём эта задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны узнать продолжительность уроков)

- Каким действием ответим на вопрос задачи? -

- Чему равна продолжительность уроков? 5ч

Начало события

8ч 30мин

Окончание события

13ч 30мин

Продолжительность события

?

ЗАДАЧА 3: Уроки в  школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?

- О чём эта задача?

- Сколько времени длятся уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны узнать время начала уроков)

- Каким действием ответим на вопрос задачи? -

- Когда начались уроки? 8ч 30 мин

Начало события

?

Окончание события

13ч 30мин

Продолжительность события

- Это задачи похожи между собой? Чем? (определяем время)

А чем отличаются? (В одной задаче нужно узнать время начала уроков, в другой - продолжительность уроков, а в третьей - время окончания уроков).

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема: Задачи на установление времени (начало, продолжительность и конец события).

На доске карточки:  начало, продолжительность, конец события.

(конструируем памятку на доске) +, - , -

 

- Поставьте перед собой задачи, чему будете учиться? (Учиться решать задачи, переводить одну единицу времени в другую, отрабатывать вычислительные навыки).

- Молодцы.

IV. Работа по теме урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте задачу.

ЗАДАЧА (один уч-ся у доски)

 Поезд вышел в 6 часов 10 мин утра и прибыл на конечную станцию в 7 часов 15 мин вечера. Сколько времени был в пути поезд?

- Прочитайте задачу вслух.

- Что в задаче известно? (время начала пути и время конца пути)

- Что нужно узнать? (продолжительность пути)

- Каким действием решатся задача? (Посмотрите карточку-подсказку)

- Посмотрите внимательно, с чего начнёте решать задачу???? 7ч15мин вечера это по другому сколько времени??? 19ч 15мин

7ч.15мин вечера = 19ч15мин

- Запишите решение задачи:

19ч15мин - 6ч10мин = 13ч05мин - был в пути поезд

Ответ:

- Составим обратные задачи. Вам поможет СЛАЙД

 Поезд вышел в 6 часов 10 мин утра и был в пути 13 часов 5 мин. Во сколько поезд ___________________________________? (прибыл на конечную станцию) 19ч 15мин

- Что в этой задаче нужно найти? (время окончания события (пути))?

- Каким действие будем решать? (сложением).

- Задачи на окончание события решаются сложением.

- Смотрим на слайд, сосьавляем вторую обратную задачу:

Поезд был в пути 13 часов 5 мин утра и прибыл на конечную станцию в 19 часов 15 мин вечера. Во сколько поезд ________________? (отправился в путь или начал своё движение) 6ч 10мин

- Что в этой задаче нужно найти? (время начала события (пути))?

- Каким действие будем решать? (вычитанием).

- Задачи на нахождение начала события решаются вычитанием.

Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ №2

V. Физкультминутка.

( составлена из упражнений, имитирующих работу часов)

«Часики» -  повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

«Маятник» - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

«Колесики» - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

«Будильник» - поднимаем руки через стороны и хлопаем над головой.

«Пружинка» - приседания.

«Часы идут, идут, а с места не сойдут» - ходьба на месте.

VI. Закрепление изученного

1. Решение с комментированием:

ЗАДАЧА: Урок длится 45 мин и закончится в 10ч 10мин. Во сколько начался урок?

- Что в задаче известно?

- Что нужно найти?

- Как найдём начало урока? Каким действием? (посмотрите на памятку на доске).

- Как запишем решение?

- Сколько получиться, кто первый назовет ответ, заработает 1б:

10ч10мин - 45мин = 9ч 70мин - 45мин = 9ч 25мин - время начала урока

Ответ: 9ч 25мин

2. Самостоятельная работа "Цветные карточки".   НА ВЫПОЛНЕНИЕ 5мин

 Задача (ЖЁЛТЫЕ) (базовый уровень), решение задачи и запись ответа - 1б

1) Поезда в метро ходят с одинаковым интервалом в 3 мин. 30 с. Первый утренний поезд прибыл на платформу в 5 ч 49 мин 40 с. Во сколько прибудет следующий поезд?

 Ответ: в 5 час. 53 мин. 10 сек.

2) Мама закончила готовить ужин в 19 ч 20 мин. Сколько времени у неё заняло приготовление ужина, если она начала готовить в 17 ч 40 мин.?

 Ответ: 1 час. 40 мин.

3) Спектакль продолжался 1 час 40 минут и закончился в 14 часов 10 минут. Во сколько начался спектакль?

 Ответ: в 12 час. 30 мин.

Задача (ЗЕЛЁНЫЕ) (повышенный уровень сложности), запись ответа - 2б

Дети в загородном лагере отдыха хотели посетить три тренировки по разным видам спорта. Они располагали свободным временем, начиная с 10 ч. Тренировка по гандболу проходит с 12 до 13 ч, по настольному теннису  — с 10 до 12 ч, а по бадминтону  — с 11 до 13 ч.

       Получится ли у ребят позаниматься по 1 ч каждым из указанных видов спорта? Если да, то в каком порядке и в какое время ребята посетят тренировки, запишите.

Ответ: Да, теннис с 10 до 11ч, бадминтон с 11 до 12ч, гандбол с 12 до 13ч

Задача (повышенный уровень сложности), запись ответа - 2б

 После третьего урока, который заканчивается в 11 ч 30 мин, ученики 4 класса должны полить цветы в кабинете биологии, математики и химии. В кабинете биологии идут уроки с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин, в кабинете математики  — с 9 до 12 ч. а в кабинете химии  — с 12 ч 30 мин до 15 ч.        

Успеют ли дети полить цветы во всех кабинетах до обеда в 13 ч, если в одном кабинете они поливают цветы 30 мин? Если да, то в каком порядке они будут поливать цветы в кабинетах., запишите.


Ответ: Да, химия с 11ч30мин до 12ч00мин, математика 12ч00мин до 12ч30мин, биология с 12ч30мин до 13ч00мин

Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ 3

РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ (СЛАЙД)

Мультипликационно – математическая минутка (найдите ответы на вопросы вокруг себя в классе на карточках)

 «Незнайка»:   Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько времени я занимался этой трудной работой?   (197 минут)

 «Кот Леопольд»:   Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день мое терпение лопнуло?  (на 48 день)

 «Винни-Пух»:   Я летел на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени я затратил на полет? (39 часов)

«Красная Шапочка»: Я должна унести своей бабушке пирожки. Дорога занимает 2часа 20 минут. Сколько времени занимает дорога в минутах?

Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ 4 (Кто первый найдет верный ответ, получает 0,5 балла)

VII. Подведение итогов урока

- В каких единицах измеряют время?

– Как найти начало события?  (Ответ ученика: надо из окончания события отнять продолжительность события.)
– Как найти окончание события? 
(Ответ ученика: надо к началу события прибавить продолжительность события.)
– Как найти продолжительность события? 
(Ответ ученика: надо из окончания события отнять начало события.)

- Ребята, сегодня мы  вами работали по теме «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события».

– Что было трудно?
– Где можно применить полученные знания?

- А вы знаете сколько  по продолжительности времени вы должны выполнять домашнее задание?(Ответы детей).

- Ребята, на выполнение домашней работы в 4 классе дается 1,5-2 часа, не больше, поэтому постарайтесь правильно распределить свое время. Правильное распределение времени позволит вам заранее запланировать свой день.

VIII. Домашнее задание.

На выбор:

1) Задания нв Яндекс.Учебник.

2) Написать сказку-задачу по теме урока.

3) Составить задачу на нахождение конца события и обратные задачи к вашей задаче.

Рефлексия. Оценивание

Оцените свою работу, посчитайте набранные вами баллы и сдайте мне ваши карты самооценки.

На полях тетради – нарисуйте лицо человечка.

- Благодарю вас за  работу на уроке.

Урок я хочу закончить пословицей "Математике учиться - всегда пригодится"

И всегда помните: «Всякое умение трудом дается».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"...

Конспект урока математики в 4 классе Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени

Конспект урока математики в 4  классе по программе «Начальная школа 21 века».Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание событ...

Урок математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"

В работе приведен урок изучения нового материала по математике в 1 классе  по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с по...

Презентация к уроку математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"

Презентация к уроку изучения нового материала по математике в 1 классе  по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с понят...

Технологическая карта урока по математике 2 класс Текстовые задачи. Ознакомление с задачами в два действия

Знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше, больше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений...

Технологическая карта по математике по теме «Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение и закрепление» (3 класс) УМК «Школа России», учебник математики 3 кл.: Учебник в 2ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степнова – М.: Просвещение, 2015. -Ч

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепить умение решать текстовые задачи в 2-3 действия.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закреплять умения решать текстовые задачи в 2-3 действия...