Cценарий игры –путешествия
методическая разработка по математике

Cценарий игры –путешествия «Математический калейдоскоп»

Класс: 4.

Цель: формирование умения использовать математические способности у школьников в нестандартных заданиях.

Задачи:

Образовательные: активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению математики; расширить знания детей;  повысить познавательную активность учеников;

Развивающие: развивать математические способности; развивать воображение, логику,  внимание, мышление, память, коммуникативные навыки и интеллектуальные способности, культуру общения и культуру ответа на вопрос; интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес у обучающихся; содействовать воспитанию позитивного отношения к математике, формированию интереса к математике посредством разнообразных видов работы; формированию активности, силы воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, осознанию ценности совместной работы, ответственности за продукты собственной деятельности посредством различных упражнений и форм организации учебной деятельности;  уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в команде.

Оборудование: названия станций; листы с текстами биографий математиков, наклеенные на цветные разрезанные фигуры (мозаики); задания для станций; листы с задачами.

Ход

1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что в нашей школе проходит неделя математики. Это сложная, но очень интересная наука. Она требует сосредоточенности, размышлений и рассуждений. Поэтому не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку!

Считайте ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте,

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

Итак, наши команды готовы?

Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи. Любознательны, живут всегда весело и дружно.

Сегодня встречаются команда “Икс” и команда “Игрек”.

Ребята, послушайте правила игры. Вам нужно выполнить несколько заданий, решая интересные математические задания. После выполнения каждого задания, вы получаете часть геометрической фигуры. После выполнения всех заданий, из полученных частей собираете прямоугольник, на стороне которого будет имя и биография математика.

 

Перед тем как отправиться в путешествие, проведем игру и убедимся, что вы готовы отправиться в дальний и трудный путь.

2. Основной этап.

Игра “Закончи предложение”

Тонна – это…(единица измерения массы).

Если к числу прибавить нуль, то…(получится это число).

От перестановки множителей…(произведение не меняется).

Если нуль умножить на любое число, то получится…(нуль).

Значение суммы не зависит…(от порядка слагаемых и порядка действий).

Если число, отличное от нуля, умножить или разделить на единицу, то получится…(то же самое число)

– Видно, что вы в хорошей математической форме и готовы начать путешествие.

Станция “Скажи, поспеши!”

Класс делится на 2 команды. Когда первая команда отвечает на вопросы, вторая считает количество правильных ответов и наоборот. Каждой команде дается по одной минуте.

Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)

Сколько килограммов в одной тонне? (1000)

Сколько лет в одном веке? (100)

Наибольшее четырехзначное число. (9999)

Чему равна половина 180? (90)

Делимое 63, делитель 7, назовите частное. (9)

Сколько месяцев в году? (12)

Уменьшите 389 на 29. (360)

У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов осталось? (6)

В каком числе 60 десятков? (600)

В каком месяце бывает только 28 или 29 дней? (в феврале)

Число, предшествующее числу 3000? (2999)

Вопросы для второй команды:

Сколько ног у паука? (8)

Сколько центнеров в одной тонне? (10)

Чему равно число, если его половина равна 80? (160)

Сколько всего десятков в числе 936? (93)

Увеличьте 13 в 3 раза? (34)

Сколько вершин у квадрата? (4)

Назовите 7 месяц от начала года? (июль)

Назовите число, следующее за числом 699? (700)

Уменьшаемое 439, вычитаемое 19, назовите разность. (420)

Наименьшее пятизначное число. (10000)

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите результат, получаемый при умножении (произведение).

(После того, как учащиеся ответили на все вопросы, они получают первую часть мозаики).

Станция “Затейные задачи”

1. В магазине «Планета чая» продаются 6 чашек разной высоты 4 блюдца разной ширины. Миша решил купить одну чашку и одно блюдце. Сколькими способами он может этот сделать?

2. В магазине «планета чая» еще продаются 5 чайных ложек. Сколькими способами Миша может купить чайный комплект из одного блюдца, одной чашки и одной ложки?

3. В волшебной стране есть 3 города: Мудрый, Светлый и Чудный. Из Мудрого в Светлый ведут 5 дорог, из Светлого в Чудный 6 дорог. Сколькими способами Миша может проехать из города Мудрый в город Чудный?

4. В той же волшебной стране еще 4 города: Красный, Синий, Серый и Зеленый. Город Красный и город Синий связывают 5 дорог, города Синий и Серый связывают 7 дорог. Из Красного в Зеленый ведут две дороги, из Зеленого в Серый три дороги. Сколькими способами Миша может проехать из города Красный в город Зеленый?

5. В магазин «Планета Чая» привезли для продажи 5 чашек, 4 блюдца и 3 ложки. Сколькими способами Миша может купить два разных предмета?

(На этой станции дети получают вторую часть мозаики)

Станция «Задачки на логику»

1. При записи номеров домов на улице Петровской было использовано 143 цифры. Сколько домов на этой улице? (Дома нумеруются с 1 и идут подряд, т.е. 1, 2, 3, 4 и т.д.)

2. Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 100 частей?

3. Слава собирался купить 20 конфет, но ему не хватало для этого 3 руб. Тогда Слава купил 15 конфет, и у него осталось 7 руб. сдачи. Сколько стоит одна конфета?

4. Вася с родителями собирал грибы. Мама нашла 9 грибов, папа нашёл 15 грибов, а Вася нашёл на столько же больше грибов, чем нашла мама, на сколько меньше, чем нашёл папа. Сколько грибов нашёл Вася?

5. В школьной столовой два стакана компота, три пирожка с мясом и четыре пирожка с вишней стоят 105 руб., а три стакана компота, два пирожка с мясом и один пирожок с вишней – 75 руб. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку в школьной столовой одного стакана компота, одного пирожка с мясом и одного пирожка с вишней?

(На этой станции дети получают третью часть мозаики)

Игра “Будьте внимательны”

Вот жаворонок с нивушки

Взлетел и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут.

Гребцы сидят на лодочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут.

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камушкам

Подковы их стучат.

 

Сколько было жаворонков на нивушке?

Сколько лодочек плыло по озеру?

Сколько зайцев спряталось от охотника?

Сколько скакало лошадей?

– А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете прыгать на двух ногах и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.

Станция “Мыслим нестандартно”

1. В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?

2. Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?

3. Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.

4. Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

5. Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами

Игра в стручки.

(За каждый разгаданный пример – 1 балл)

Во времена царя Гороха

Под смех и шутки скомороха

Царь, на нос нацепив очки,

Играл с царицею в стручки.

Довольно простые примеры. Эти царь с царицею не очень сильны были в математике. Переложите в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные.

Примеры царя:

 

Примеры царицы:

 

 

Ответ:

I + I = II, II – I = I, I + II = III, III – II = I

 (На этой станции дети получают пятую часть мозаики)

Игра с болельщиками

* На березе сидели 2 вороны. Одна смотрела на юг, другая – на север.

– У тебя,– говорит одна ворона,– лапки в грязи.

– А у тебя,– отвечает вторая, – клюв в земле.

Как же так смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга).

* Доску длиной 4м распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут сделали 3 распила).

* Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3)

* Когда мы смотрим на 3, а говорим 15? (Когда на часах 3 часа дня).

* Через 2 года Илья будет старше, чем он был 2 года назад. Сколько лет будет Илье? (8 лет)

3. Подведение итогов.

Получив 5 частей мозаики, учащиеся выкладывают прямоугольники, на обратной стороне которых написаны имена известных математиков и их биографии.

Давайте узнаем, имена каких известных математиков были зашифрованы на элементах мозаики и какие математические открытия они совершили?

Этот математик родился в VI веке до нашей эры на греческом острове Самос. Он является изобретателем собственной теоремы, которой сейчас пользуются все школьники, изучающие геометрию. Он считал, что самой прекрасной фигурой, является круг, а геометрическим телом – шар, хотя ни в одной его теореме о них не говориться. Этим замечательным математиком был Пифагор.

Эта женщина с раннего детства увлекалась математикой. Однажды ее семья переехала в дом, стены которого вместо обоев были оклеены страницами из учебника математики. Девочка каждый день с интересом читала и решала различные математические задания, развивая тем самым свои способности. Уже к 15 годам она освоила материал института! Эту женщину – математика звали Софьей Ковалевской.

Я вижу, что вы любите математику и надеюсь, что знания, полученные по этому предмету, вам пригодятся в старших классах, и во взрослой жизни. К тому же математика развивает память, мышление и смекалку.

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cценарий игры –путешествия «Математический калейдоскоп»

Класс: 4.

Цель: формирование умения использовать математические способности у школьников в нестандартных заданиях.

Задачи:

Образовательные: активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению математики; расширить знания детей; повысить познавательную активность учеников;

Развивающие: развивать математические способности; развивать воображение, логику, внимание, мышление, память, коммуникативные навыки и интеллектуальные способности, культуру общения и культуру ответа на вопрос; интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес у обучающихся; содействовать воспитанию позитивного отношения к математике, формированию интереса к математике посредством разнообразных видов работы; формированию активности, силы воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, осознанию ценности совместной работы, ответственности за продукты собственной деятельности посредством различных упражнений и форм организации учебной деятельности; уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в команде.

Оборудование: названия станций; листы с текстами биографий математиков, наклеенные на цветные разрезанные фигуры (мозаики); задания для станций; листы с задачами.

Ход

1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что в нашей школе проходит неделя математики. Это сложная, но очень интересная наука. Она требует сосредоточенности, размышлений и рассуждений. Поэтому не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку!

Считайте ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте,

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

Итак, наши команды готовы?

Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи. Любознательны, живут всегда весело и дружно.

Сегодня встречаются команда “Икс” и команда “Игрек”.

Ребята, послушайте правила игры. Вам нужно выполнить несколько заданий, решая интересные математические задания. После выполнения каждого задания, вы получаете часть геометрической фигуры. После выполнения всех заданий, из полученных частей собираете прямоугольник, на стороне которого будет имя и биография математика.

Перед тем как отправиться в путешествие, проведем игру и убедимся, что вы готовы отправиться в дальний и трудный путь.

2. Основной этап.

Игра “Закончи предложение”

Тонна – это…(единица измерения массы).

Если к числу прибавить нуль, то…(получится это число).

От перестановки множителей…(произведение не меняется).

Если нуль умножить на любое число, то получится…(нуль).

Значение суммы не зависит…(от порядка слагаемых и порядка действий).

Если число, отличное от нуля, умножить или разделить на единицу, то получится…(то же самое число)

– Видно, что вы в хорошей математической форме и готовы начать путешествие.

Станция “Скажи, поспеши!”

Класс делится на 2 команды. Когда первая команда отвечает на вопросы, вторая считает количество правильных ответов и наоборот. Каждой команде дается по одной минуте.

Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)

Сколько килограммов в одной тонне? (1000)

Сколько лет в одном веке? (100)

Наибольшее четырехзначное число. (9999)

Чему равна половина 180? (90)

Делимое 63, делитель 7, назовите частное. (9)

Сколько месяцев в году? (12)

Уменьшите 389 на 29. (360)

У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов осталось? (6)

В каком числе 60 десятков? (600)

В каком месяце бывает только 28 или 29 дней? (в феврале)

Число, предшествующее числу 3000? (2999)

Вопросы для второй команды:

Сколько ног у паука? (8)

Сколько центнеров в одной тонне? (10)

Чему равно число, если его половина равна 80? (160)

Сколько всего десятков в числе 936? (93)

Увеличьте 13 в 3 раза? (34)

Сколько вершин у квадрата? (4)

Назовите 7 месяц от начала года? (июль)

Назовите число, следующее за числом 699? (700)

Уменьшаемое 439, вычитаемое 19, назовите разность. (420)

Наименьшее пятизначное число. (10000)

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите результат, получаемый при умножении (произведение).

(После того, как учащиеся ответили на все вопросы, они получают первую часть мозаики).

Станция “Затейные задачи”

1. В магазине «Планета чая» продаются 6 чашек разной высоты 4 блюдца разной ширины. Миша решил купить одну чашку и одно блюдце. Сколькими способами он может этот сделать?

2. В магазине «планета чая» еще продаются 5 чайных ложек. Сколькими способами Миша может купить чайный комплект из одного блюдца, одной чашки и одной ложки?

3. В волшебной стране есть 3 города: Мудрый, Светлый и Чудный. Из Мудрого в Светлый ведут 5 дорог, из Светлого в Чудный 6 дорог. Сколькими способами Миша может проехать из города Мудрый в город Чудный?

4. В той же волшебной стране еще 4 города: Красный, Синий, Серый и Зеленый. Город Красный и город Синий связывают 5 дорог, города Синий и Серый связывают 7 дорог. Из Красного в Зеленый ведут две дороги, из Зеленого в Серый три дороги. Сколькими способами Миша может проехать из города Красный в город Зеленый?

5. В магазин «Планета Чая» привезли для продажи 5 чашек, 4 блюдца и 3 ложки. Сколькими способами Миша может купить два разных предмета?

(На этой станции дети получают вторую часть мозаики)

Станция «Задачки на логику»

1. При записи номеров домов на улице Петровской было использовано 143 цифры. Сколько домов на этой улице? (Дома нумеруются с 1 и идут подряд, т.е. 1, 2, 3, 4 и т.д.)

2. Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 100 частей?

3. Слава собирался купить 20 конфет, но ему не хватало для этого 3 руб. Тогда Слава купил 15 конфет, и у него осталось 7 руб. сдачи. Сколько стоит одна конфета?

4. Вася с родителями собирал грибы. Мама нашла 9 грибов, папа нашёл 15 грибов, а Вася нашёл на столько же больше грибов, чем нашла мама, на сколько меньше, чем нашёл папа. Сколько грибов нашёл Вася?

5. В школьной столовой два стакана компота, три пирожка с мясом и четыре пирожка с вишней стоят 105 руб., а три стакана компота, два пирожка с мясом и один пирожок с вишней – 75 руб. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку в школьной столовой одного стакана компота, одного пирожка с мясом и одного пирожка с вишней?

(На этой станции дети получают третью часть мозаики)

Игра “Будьте внимательны”

Вот жаворонок с нивушки

Взлетел и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут.

Гребцы сидят на лодочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут.

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камушкам

Подковы их стучат.

Сколько было жаворонков на нивушке?

Сколько лодочек плыло по озеру?

Сколько зайцев спряталось от охотника?

Сколько скакало лошадей?

– А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете прыгать на двух ногах и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.

Станция “Мыслим нестандартно”

1. В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?

2. Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?

3. Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.

4. Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

5. Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами

Игра в стручки.

(За каждый разгаданный пример – 1 балл)

Во времена царя Гороха

Под смех и шутки скомороха

Царь, на нос нацепив очки,

Играл с царицею в стручки.

Довольно простые примеры. Эти царь с царицею не очень сильны были в математике. Переложите в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные.

Примеры царя:

Примеры царицы:

Ответ:

I + I = II, II – I = I, I + II = III, III – II = I

(На этой станции дети получают пятую часть мозаики)

Игра с болельщиками

* На березе сидели 2 вороны. Одна смотрела на юг, другая – на север.

– У тебя,– говорит одна ворона,– лапки в грязи.

– А у тебя,– отвечает вторая, – клюв в земле.

Как же так смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга).

* Доску длиной 4м распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут сделали 3 распила).

* Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3)

* Когда мы смотрим на 3, а говорим 15? (Когда на часах 3 часа дня).

* Через 2 года Илья будет старше, чем он был 2 года назад. Сколько лет будет Илье? (8 лет)

3. Подведение итогов.

Получив 5 частей мозаики, учащиеся выкладывают прямоугольники, на обратной стороне которых написаны имена известных математиков и их биографии.

Давайте узнаем, имена каких известных математиков были зашифрованы на элементах мозаики и какие математические открытия они совершили?

Этот математик родился в VI веке до нашей эры на греческом острове Самос. Он является изобретателем собственной теоремы, которой сейчас пользуются все школьники, изучающие геометрию. Он считал, что самой прекрасной фигурой, является круг, а геометрическим телом – шар, хотя ни в одной его теореме о них не говориться. Этим замечательным математиком был Пифагор.

Эта женщина с раннего детства увлекалась математикой. Однажды ее семья переехала в дом, стены которого вместо обоев были оклеены страницами из учебника математики. Девочка каждый день с интересом читала и решала различные математические задания, развивая тем самым свои способности. Уже к 15 годам она освоила материал института! Эту женщину – математика звали Софьей Ковалевской.

Я вижу, что вы любите математику и надеюсь, что знания, полученные по этому предмету, вам пригодятся в старших классах, и во взрослой жизни. К тому же математика развивает память, мышление и смекалку.

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Cценарий занятия "Путешествие по англоговорящим странам"

Данный материал способствует выявлению и обобщению знаний учащихся по страноведению....

Cценарий игры-путешествия по станциям в летнем лагере "Сто идей для ста друзей"

Cценарий игры-путешествия по станциям в летнем лагере...