Конспект урока по математике 1 класс " Перестановка слагаемых" УМК Школа России
план-конспект урока по математике (1 класс)

Косникова Светлана Николаевна

Конспект урока математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_1_klass.docx49.25 КБ

Предварительный просмотр:

Носинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанский район Тамбовская область

Конспект урока

по математике 1 класс

по теме «Перестановка слагаемых»

(учебник Математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова «Школа России»)

Учитель начальных классов

Косникова Светлана Николаевна.

С.Носины 2024 уч.г

УМК , учебник

 «Школа России», Математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Образовательная цель

Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма (результат сложения) не изменяется

Планируемые предметные  результаты

- знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется;

- уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4;

- решать задачи изученных видов;

- дополнять условие задачи одним недостающим данным.

Метапредметные УУД

  1. Познавательные УУД. Развивать умения:          

 - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- уметь сравнивать группы предметов;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

- делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задач;

 – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

 – анализировать тексты простых задач с опорой на схематический рисунок.

  1. Коммуникативные УУД. Развивать умения:

- работать в команде разного наполнения (паре, целым классом);

 – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

 – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

– участвовать в обсуждениях, работая в паре;

– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

  1. Регулятивные УУД. Развиваем умения:

- уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- понимать и принимать учебную задачу;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Личностные результаты

- положительно относиться к школе;

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

презентация, листы самооценки, карточки для парной и индивидуальной работы,

учебник Математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова, тетрадь на печатной основе «Математика» (часть 2) М.И.Моро, С.И.Волкова, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, цветовые карточки оценки, цветные карандаши.

Формы работы на уроке

Фронтальная, групповая, в парах.

Используемые технологии

Игровые, информационные, здоровьесберегающие, гуманно-личностные (ситуация успеха), деятельностного метода (проблемное обучение)

Технологическая карта

Этап урока/

Цель этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия) 

I.

1. Организационный  момент

Цель: формировать и развивать  умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Нацеливать  на успешную деятельность на уроке.

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(2 минуты)

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

-Ребята, сейчас урок математики. Вам необходим учебник, тетрадь в клетку, пенал. Проверьте и оцените свою готовность (выслушиваю пару учащихся о готовности).

-Осуществляет самооценку готовности к уроку.

- Выполняют самооценку готовности по критериям:

· правильность выбора учебных принадлежностей,

· правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

· самостоятельность подготовки,

· настрой на урок.

 - Высказываются о своей готовности

- Я готова(а) к уроку, потому что правильно выбрала все принадлежности, на парте порядок, внимательно слушаю.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

2. Планирование урока

Цель: определить план своей дальнейшей работы на уроке, чтобы достичь цели.

Демонстрирует и обсуждает план урока вместе с обучающимися,   использует в ходе урока дидактический материал.

 – Ребята, сегодня мы совершим путешествие «В поисках новых знаний».

-Открывая новые знания, что мы будем делать на уроке?

-Готовы? В путь!

Определяют план своей дальнейшей работы на уроке.

-Мы будем думать, работать в учебнике, в тетради в клетку, поработаем в парах.

Регулятивные: планирование способов достижения намеченной цели.

II.

1.Актуализации знаний.

Устный счет

Цель: формировать прочный и осознанный навык устного счета + и – в пределах 10 .

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 Организует работу по повторению и актуализации  учебного материала.

  1. Решение задач.

- Решите задачу устно, покажите ответ на веере и запишите его в тетрадь. Приготовимся к работе.

А) На прогулку из яслей

Вышли 10 малышей.

5 из них на травку сели,

Остальные – на качели.

Сколько ребят село на качели? (5)

Б) Слон, слониха, 2 слонёнка

Шли толпой на водопой.

А навстречу 3 тигрёнка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей? (7)

В) На удочку Андрей

Поймал 6 окуней.

А друг Сергей –

Трех небольших ершей.

Сосчитай без лишних слов

Этих мальчиков улов. (9)

Проверка. Слайд 1.

-Из ответа второй задачи вычтите ответ первой задачи. Сколько получилось? (2)

- Из ответа третьей задачи вычтите ответ второй задачи. Сколько получилось?

- Из ответа третьей задачи вычтите ответ первой задачи. Назовите ответ.

- Проверим. Слайд 2.

  1. Задание на смекалку.

- Обратите внимание на последовательность записи чисел. Установите алгоритм записи.

..., ..., 5, 7, 9. Слайд 3.

Какие числа надо поставить вместо точек? (3, 1)

Работают с числовым веером.

Устно решают задачу, показывают верный ответ и записывают в тетрадь.

5

7

9

5, 7, 9.

2

2

5

2, 2, 5.

Определяют последовательность (алгоритм) записи чисел.

3, 1.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; умеют осуществлять взаимный контроль, самоконтроль; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Коммуникативные: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие.

Личностные: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке.

Познавательные: выдвигают предположения и их  обоснование, формируют логическое мышление.

  1. Решение примеров (№2, с. 8 в тетради на печатной основе).

Примеры решаются устно. Прямоугольники, в которых записаны примеры с ответом 7, раскрасьте красным карандашом, а с ответом 2 – синим карандашом.

-Проверим: первый вариант называет примеры с ответом 2, второй - с ответом 7.

  1. Работа в парах. Игра «Найди пару»

Карточка №1. Проверка.

Числа, которые складываем    Значение суммы

Результат сложения                 Слагаемые

При сложении стоит

на первом месте                         Сумма

Выражение со знаком +           Второе слагаемое

В выражении на сложение

 второе число                              Первое слагаемое

- Найти соответствие и соединить выражения первого столбика с выражениями второго столбика.

Работают в тетрадях на печатной основе.

Находят соответствие. Работают в парах. Повторяют названия компонентов действия при сложении.

III.

Постановка учебной задачи 

Цель: формировать  и развивать умение определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (в совместной деятельности с учителем).

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели урока учащимися.

Актуализирует учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 Чебурашка  нам сегодня принёс

Удивительный вопрос:

«Каким будет сложение результат,

если нам слагаемые местами поменять?»

Откройте учебник на странице 14 и прочитаем вопрос, на который вы должны ответить на уроке.

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Теперь поставим цель урока.

Актуализируют учебные знания, необходимые для восприятия нового материала.

 С помощью учителя формулируют проблему и цель для изучения.

Озвучивает тему урока.

Озвучивает цель урока.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной  полнотой и точностью мысли (диалог)

    Познавательные: группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

IV.

Решение учебной задачи

Цели: формировать и развивать  умение выполнять совместную познавательную деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

- Исследуем вопрос Чебурашки?

- Положите 4 синих кружка слева и 3 красных кружка справа.

- Сколько кружков стало? Запишите полученное равенство.

- Как называется число 4? (Первое слагаемое).

- Как называется число 3? (Второе слагаемое)

- Число 5? (Значение суммы).

- Посмотрите на карточку «Помогайка»:

С1 + С2 =С

   4 +  3  = 7

-А теперь поменяйте кружки местами. Запишите пример по вашему рисунку.  

- Чем похожи примеры?

- Чем отличаются?

- Что мы сделали с кругами?

- Что произошло с числами?

- Какой результат сложения в обоих случаях?

- Результат сложения изменился?

- Прочитаем ещё раз вопрос Знайки.

- Какой сделаем вывод?

(Вывод делается с опорой на вопрос).

- нам поможет карточка «Помогайка»

Слайд 7.  Карточка «Помогайка»

С1 + С2 = С = С2 + С1

4    +  3   = 7 =  3    + 4

- Давайте проверим правильность нашего вывода на с. 14 в учебнике.

 

 вывода с учебником на с. 14

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

Работают с раздаточным материалом (парами).

Наблюдают, что происходит, когда слагаемые меняются местами  (4+3=7 и  3+4=7)

4+3=7

Первое слагаемое

Второе слагаемое

Сумма

3+4=7

Цифрами.

Расположением цифр.

Поменяли местами.

Тоже поменялись местами.

Одинаковый.

Нет.

Если слагаемые поменять местами, то результат сложения не изменится.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: определение критериев для сравнения.

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: саморегуляция,  способность к волевому усилию.

V.

Физкультминутка

Цель: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Сменить вид деятельности.

Организует физкультминутку.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Хором проговаривают стихотворение и выполняют движения.

  Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

VI.

Первичное закрепление

(Применение правила на практике)

Цели: формировать и развивать умение выполнять задание по правилу.

 

Работа по учебнику

С. 14 (рисунок).

Выдвигает проблему.

Организует ситуацию решения типовых заданий на понимание нового способа действий с проговариванием правила во внешней речи.

Организует работу с информацией в группах.

Фиксирует внимание обучающихся на этапах «карточки-помогайки».

Предлагает обучающимся

обсудить и вместе сформулировать вывод.

Осуществляет общий контроль деятельности обучающихся.

Предлагает убедиться, что это свойство выполняется и в других случаях.

В процессе работы организует индивидуальное педагогическое сопровождение.

- Что делает мальчик?

- Как?

- Что скажите о результате (о количестве кругов)?

- Почему?

№1, с.14. Выполняется с записью на доске и комментированием.

- Изменилось или нет количество точек на карточках домино?

- Что мы сделали со слагаемыми в примерах?

- Изменилась ли сумма от перестановки слагаемых?

- Сделайте вывод. Если кто затрудняется, то обратитесь к учебнику.

Работают в группах  по заданию

Формулируют  шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Определяют план своей дальнейшей работы на уроке.

Работают с раздаточным материалом (парами)

Фиксируют в обобщенном обобщенном виде новый

способ действий в речи .

Договариваются о том, кто отвечает.

Отчитываются о работе группы по плану.

Формулируют выводы наблюдений.

Слушают учителя.

Знаково фиксируют новое правило.

Работают в учебнике.

Проговаривают вывод хором

Держит флажки.

Два синих в левой руке и один красный в правой руке.

Не изменился.

Говорят правило.

Нет.

Переставили местами.

Сумма не изменилась.

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

        

Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

VII.

Физкультминутка

Цель: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Сменить вид деятельности

На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение.
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.

Хором проговаривают стихотворение и выполняют движения.

  Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Цели: сформировать и развивать  умение к закреплению знаний и способов действий.

 Научить приемам самоконтроля

Сформировать способность к самооценке

1. Восстановите запись.

2. Решение задачи №2, с.14

Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

 По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности

Работа по карточкам

5+1=1+…

…+6=…+1

Какое правило использовали, выполняя задание?

- Прочитаем условие задачи. Чего не хватает в записи?

-Поставьте вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.- В каких случаях решаем задачу вычитанием?

- Какие вопросы подходят к данной задаче? Прочтем на слайде 9.

На сколько больше примеров на сложение придумала Катя, чем на вычитание?

На сколько меньше примеров на вычитание, чем на сложение придумала Катя?

Кто затрудняется, может воспользоваться карточкой «Помогайка», которая лежит у вас на столе.

«+» -5п.

                   на ? больше

«-«-4п.

или

«+» -5п.

                   на ? меньше

«-«-4п.

Самостоятельно выполняют задания на новый способ действия. (на  карточках)

Сопоставляют результат своей работы с эталоном для самопроверки.

 Осуществляют  рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Правило перестановки слагаемых.

Вопроса.Когда надо узнать, сколько осталось. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.

 Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

IX.

Подведение итогов.

Цели: зафиксировать новое содержание урока.

Формировать и  развивать  умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Организую дискуссию, диалог, позволяющий обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Какую цель ставили сегодня на уроке? Отвечали на вопрос Чебурашки. Какой вывод сделали?
- Достигли поставленной цели урока? 

- Что помогло в достижении поставленной цели?

- Вернемся к нашему плану урока. Все  ли  успели выполнить? Почему?

- Оцените вашу работу на уроке.

- На следующем уроке мы продолжим работу по применению правила перестановки слагаемых и обязательно откроем другие случаи и причины применения нового правила.

Участвуют в диалоге с учителем

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Фиксируют новое содержание изученного на уроке.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

hello_html_m475a0b4e.jpg

ПЕРЕСТАНОВКА

СЛАГАЕМЫХ








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Проверка сложения" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о компонентах сложения и об алгоритме проверки результата действия сложения; формирование умения проверять вычисления, выполненные при сложении, с п...

Конспект урока математики "Повторение. Нумерация" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторение нумерации; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результаты:Предметные:·        знать приемы вычисления...

Конспект урока математики. «Решение задач» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: «Решение задач» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об умножении и делении на число 6; повторение «массы» и единиц её ...

Конспект урока математики «Решение уравнений» (УМК "Школа России, 3 класс)

Конспект урока по математикеТема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умени...

Конспект урока математики "Задачи - расчеты" (УМК Школа России) 3 класс

Тема:  «Задачи – расчеты»Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи - расчетыПланируемые результаты:Предметные: знать: алгоритм решения задач;уметь: решать зад...

Конспект урока математики. Тема: "Величины" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о единице длины – километр; и об использовании новой единицы измерения на практике; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые рез...