Урок математики 1 класс. УМК Школа России. Тема урока: «Решение задач на разностное сравнение»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока математики в первом классе УМК Школа России. В разработке есть  конспект урока, мультимедийная презентация, индивидуальныые рабочие листы, рабочие листы для работы в парах, аудио файл для проведения физкультминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ КСОШ №1

Урок математики 1 класс

УМК Школа России

Тема урока:

«Решение задач на разностное сравнение чисел»

Выполнил:

Лебедева Оксана Викторовна

учитель начальных классов

г.Кувшиново 2024


Оглавление

  1. Пояснительная записка …………………………………………………...3
  2. Основная часть .…………………………………………………………...4
  3. Список использованной литературы …………………………………...10
  4. Приложения ………………………………………………………………11

Пояснительная записка

Тема урока: «Решение задач на разностное сравнение чисел».

Тип урока: освоение новых знаний. Первый из трёх уроков.

УМК «Школа России»

Авторы учебника Математика Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Просвещение , 2016.

Урок математики был проведен в 1 классе по теме «Решение задач на разностное сравнение» в разделе «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание».

В классе, в котором проводился урок, 21 обучающийся. Дети разного уровня подготовки. Примерно треть обучающихся пришли слабо неготовыми к школе, но они быстро влились в коллектив, усвоили правила работ в группах (парах), ответственно выполняют свою роль в группе, умеют взаимодействовать во фронтальной работе. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.

Педагогическая цель урока: познакомить обучающихся с новым способом сравнения чисел и учить применять его при решении задач на разностное сравнение.

Структура урока соответствовала общей цели и повлияла на положительный результат урока. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. Работа детей корректировалась в ходе урока, в зависимости от возможностей детей. Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями обновлённого ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса. На уроке использовались разнообразные методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический. Применялись педагогические технологии: проблемно - диалогическая, ИКТ. Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока.


Основная часть

Цели урока:

- формировать представление о новом способе сравнения чисел и умение применять его при решении задач на разностное сравнение;

- формировать финансовую грамотность;

- способствовать овладению умением сравнивать величины, развивать вычислительные навыки;

- организовать условия для обеспечения высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность;

- тренировать вычислительные навыки в пределах 20;

- развивать познавательный интерес к математике.

Задачи:

  1. Образовательная: учить анализировать объекты, создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций, самооценки;
  2. Воспитательная: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций, воспитанию интереса друг к другу, адекватно воспринимать оценку учителя.

Планируемые результаты:

Предметные:

- правильно выполнять сложение и вычитание в пределах 20;

-наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи;

- решать математические выражения.

- сравнивать числа.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.

- оценивать результаты своей работы.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выполнять правила работы в парах.


Сценарий урока

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка готовности.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Появление конверта с письмом и рабочими листами. (слайд 1, 2)

Стук в дверь. В класс передаётся конверт с эмблемой мультипликационных героев фиксиков. Учитель зачитывает письмо от Дедуса, мотивируя обучающихся на активную деятельность во время урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

Устный счёт
Цель: развивать вычислительные навыки и навыки сравнения чисел, формировать финансовую грамотность.

На интерактивной доске появляется изображение следующего героя. Учитель зачитывает задание.
Задание от Игрека. (слайд 3, 4)

На меловой доске записаны равенства и неравенства. Учитель проводит фронтальный опрос. Учащиеся дают устный ответ и оформляют запись на доске.

Решение равенств и неравенств:

8 - 3= 3 + 4 = 12+7= 8+3= 16-9= 10 3 17 12

7 + 3 = 14 – 7 = 18-7= 5+8= 12-2= 7 6 14 19

- Что говорят фиксики, когда удачно выполняют сложное задание?

Учащиеся показывают жест, обозначающий успешное завершение задания. На интерактивной доске изображение движущейся шестерёнки.

Появление динамичного объекта вызывает положительные эмоции у детей, способствует мотивации учащихся.

На интерактивной доске появляется изображение Нолика. Хорошо читающий ученик читает задание от героя.

Задание от Нолика. (5, 6)

Финансовая грамотность.

- Мой друг Дим Димыч разбил копилку. Помоги ему набрать 12 рублей разными монетами.

Проводится фронтальный опрос. Учащиеся из магнитных монет составляют необходимую сумму, отвечают на поставленные вопросы.

- Сколько монет использовал? Какая сумма у тебя получилась?

- Что можно сказать про суммы, которые получились у ребят?

- Кто из ребят использовал большее количество монет?

- Кто использовал меньшее количество монет?

- Как вам удалось сравнить эти числа? (Число n называется раньше при счёте, чем число n.)

По окончанию выполнения задания учащиеся показывают знак, обозначающий успешное завершение задания.

Данное задание вызывает положительные эмоции у детей, способствует мотивации учащихся.

  1. Постановка цели и задачи урока. (слайд 7,8)

Цель: организовать условия для обеспечения высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность, активизировать знания детей по теме «Решение задач».

На интерактивной доске изображение нового персонажа. Задание озвучивает хорошо читающий ребёнок.

Задание от Шпули.

- Ребята, разгадайте ребус. (Задача)

По окончанию выполнения задания учащиеся показывают знак, обозначающий успешное завершение задания.

- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (ответы детей)

- Верно, мы будем решать задачи.

- Сегодня будем учиться решать задачи используя новый способ сравнения чисел. Этот способ называется разностное сравнение чисел.

- Перед тем как приступить к решению задач, фиксики предлагают нам выбрать «инструменты», которые помогут успешно справиться с заданиями.

На меловой доске находятся карточки с названиями качеств характера человека (усидчивость, внимательность, старательность, аккуратность, лень, упрямство, )

Учащиеся убирают лишние карточки.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: формировать представление о новом способе сравнения чисел и умение применять его при решении задач на разностное сравнение.

  1. Составные часть задачи.

Учитель проводит фронтальный опрос.

- Сегодня мы будем решать задачи, давайте вспомним из каких частей она состоит? (Условие, вопрос, решение, ответ)

Дети дают ответы. На меловой доске появляются карточки с названиями составных частей задачи.

  1. Решение задач.

Учитель раздаёт рабочие листы с заданиями.

- На сегодняшнем уроке мы будем работать на специальных листах от фиксиков.

- Прочтите самостоятельно задачу от Маси. (Учащиеся читают задачу в полголоса.)

Повторно задачу читает один из ребят.

- Прочтите только условие задачи.

- Представим условия задачи в виде рисунка.

Учитель на доске, а учащиеся на рабочих листах изображают в виде разноцветных кружочков условия задачи.

- Кто из персонажей составил больше слов, а кто меньше? (Мася составила больше слов, Нолик составил меньше.)

- Прочтите второй вопрос задачи.

- Обозначим вопрос задачи на рисунке.

- Как вы думаете, при помощи какого арифметического действия можно найти разницу в количестве составленных слов? (При помощи действия вычитания.)

- Прочитайте правило, которое поможет решать подобные задачи.

Правило повторяют несколько обучающихся.

- Запишем решение задачи. 10-6=4 (с.)

- Запишем ответ задачи. (Ответ: на 4 слова больше.)

- Мы отлично справились с решением задачи на разностное сравнение чисел. Какой знак мы должны показать?

- Фиксики предлагают нам немного отдохнуть.

Физминутка с фиксиками.

Цель: улучшить кровообращение, снимять утомление мышц, нервной системы, активизировать мышление, создать положительные эмоции и повысить интерес к уроку.

  1. Первичная проверка понимания. Работа в парах.

Цель: способствовать овладению умением сравнивать величины, развивать вычислительные навыки.

- Перед началом работы вспомним правила работы в парах.

Учащиеся проговаривают правила работы в парах, учитель размещает карточки с правилами на доске. (Слушать друг друга внимательно. Уважай чужое мнение. Умей договариваться.)

- Прочтите задачу от Нолика и Симки самостоятельно.

Повторно задачу читает один из ребят.

- О чем мы узнали из условий? (Рост Симка 5 см, а Нолика 2 см.)

- О чем вопрос этой задачи? (Кто меньше ростом и на сколько?)

- Решите, кто в каждой паре будет отражать условие и вопрос задачи на чертеже, а кто будет помогать.

Учащиеся чертят два отрезка длиной 5см и 2 см. Обозначают вопрос задачи на чертеже.

- Каким правилом будем пользоваться, чтобы решить эту задачу? Повторить правило в парах. Проверьте друг друга.

- Решите, кто из вас будет записывать решение и ответ.

Решение и ответ задачи озвучивают учащихся той пары, которая быстрее всех справилась с заданием.

- Напишите на карточках свои имена. И оцените работу друг друга, раскрасив знак фиксиков.

Задания первичного закрепления позволяют выяснить уровень понимания изучаемого материала. Работа в парах развивает коммуникативные навыки учащихся.

  1. Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа

Цель: закрепить знания о новом способе сравнения чисел и умение применять его при решении задач на разностное сравнение; правильно выполнять сложение и вычитание в пределах 20.

- А сейчас, ребята, сам Дедус предлагает вам проверить свои силы и решить следующую задачу самостоятельно.

- Прочтите задачу от Дедуса.

Повторно задачу читает хорошо читающий ребёнок.

- Повторите правило, по которому мы будем решать данную задачу.

- Запишите решение и ответ задачи.

- Сравните свою работу с образцом.

- Вы отлично справились с решением задачи на разностное сравнение чисел. Какой знак мы должны показать?

6. Итог урока. Рефлексия.

Цель: узнать и понять эмоциональное состояние учеников в финале урока, насколько продуктивным был урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, работу в парах.

- Мы справились со всеми заданиями от фиксиков. А теперь я прошу ответить вас на мои вопросы.

- Продолжите фразы.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Где можно использовать полученные знания?

- Оцените свою работу на уроке. Если всё было легко и понятно, закрасьте знак фиксиков зелёным цветом; если были трудности, но вы их преодолели, то жёлтым; если было трудно и непонятно, то красным.

- Фиксики подготовили для вас не только задания, но и подарки. Это раскраска с изображением наших гороев.

- Спасибо за работу.


Список использованной литературы

  1. Учебник Математика. 1 класс. В 2-х ч. Часть 2. Моро М.И., Волкова С.И. УМК Школа России
  2. Методическое пособие к учебнику Математика 1 класс Моро М.И., Волкова С.И. УМК Школа России
  3. Т. Н. Миракова. Пособие для учителя. Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»

Приложения

Приложение 1

Презентация к уроку. Используется на протяжении всего урока. Цель: повысить интерес к уроку, поддерживать эмоциональное состояние на высоком уровне.

Приложение 2

Рабочий лист для урока на тему «Решение задач на разностное сравнение». Используется на протяжении всего урока, содержит задания по теме урока.

Приложение 3

Карточка для работы в парах. Используется на этапе первичной проверки понимания. Содержит задачу и элемент оценивания работы напарника.

Приложение 4

Раскраска с изображением персонажей мультфильма. Используется как награда за активную работу на уроке.

Приложение 5

Магнитные монеты для выполнения заданий связанных с формированием финансовой грамотности.

Приложение 6

Музыкальная фонограмма песни «Помогатор» из мультфильма «Фиксики». Используется для проведения физкультминутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 2 класс. "Школа России". Тема "Закрепление. Решение задач"

Математика. 2 класс. "Школа России". Тема "Закрепление. Решение задач"В данной публикации представлен план урока, презентация,  карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке ма...

Открытый урок математики в 3- б классе. УМК «Школа России» Тема: Закрепление. Решение задач.

Тема: Закрепление. Решение задач. Цели урока:Продолжить работу по закреплению знаний табличных случаев умножения и деления, развивать вычислительные навыки;Совершенствовать умение решать составны...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.

Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора."

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора."...

Урок математики 1 класс. УМК Школа России. Тема урока: «Решение задач на разностное сравнение» РАБОЧИЙ ЛИСТ

Данная разработка может быть использована про проведении урока математики в1 классе УМК Школа России. Тема урока :"Решение задач на разностное сравнение"....