Письменные приѐмы деления трехзначного числа на однозначное. Закрепление.
план-конспект урока по математике (3 класс)

«Письменные приѐмы деления трехзначного числа на однозначное. Закрепление»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Псыншоко»

Урок математики в 3 классе

«Письменные приѐмы деления трехзначного числа на однозначное. Закрепление»

Учитель начальных классов

 Нафонова А.М.

Урок математики в 3 классе по программе «Школа России»

Тема «Письменные приѐмы деления трехзначных чисел на однозначное. Закрепление»

Цели урока:

  • Закрепить письменные приѐмы деления трехзначных чисел на однозначное столбиком; совершенствовать представление детей о геометрических фигурах и их особенностях;
  • Развивать вычислительные навыки учащихся, умение решать задачи, логическое мышление, внимание, память;
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, взаимопомощи, заботы о животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление трѐхзначного числа на однозначное; сравнивать разные способы записи умножения и выбирать наиболее удобный; решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию

Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-путешествие. Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация числовые веера и сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный геометрический материал для парной работы, карточки для индивидуальной работы, тест, рыбки зелѐного, голубого и красного цвета для рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Умные глазки смотрят на меня. Глубоко вдохнем. Выдохнем. Поприветствуем гостей. Садитесь.

Труд и вера - вот твои доспехи, И не бойся никаких задач.

Самый же надежный путь к успеху - Сложный путь падений и удач.

Прочитайте:

На слайде эпиграф: «С малой удачи начинается успех»

  • Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)
  • Что необходимо для успешной работы на уроке? (быть внимательным, заинтересованным…)

-Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Смело иди вперѐд, не стой на месте. Что не сделаешь один, сделаем вместе.

  • Работать сегодня мы будем в группах и в парах. Вспомните правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу),в группе.

В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнѐра по шкале достижений.

  • Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний.

(Слайд 2)

  • А на чѐм поплывѐм, вы скажете, отгадав загадку:

Волны носом рассекаю, Все дороги в море знаю, Из одной страны в другую

Без колѐс людей везу я. (На корабле.)

  • Вот и наш корабль. (Слайд 2, по щелчку появляется корабль, слышен шум моря)
  • Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.

- Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3)

Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии, а в проливе деления вы сделаете для себя открытие.

Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всѐ для вас. Пожелаю вам удачи.

Что ж, ребята, в добрый час!

  1. Чистописание.

  • Но сначала откроем свои бортовые журналы (журналами будут ваши тетради), запишем дату ? нашего путешествия. (Какое сегодня число.15 мая)

-А в мае какой праздник отмечала наша страна? (9 Мая - День Победы.)

(Слайд 4)

  • Сколько лет прошло со Дня Победы 1945 года? (69 лет)
  • Используя цифру 9, запишите самое большое трѐхзначное число. (999)

Образец написания цифры 9 демонстрируется на слайде 5

  • Дайте характеристику числа 999.

(Это число трѐхзначное, нечѐтное, состоит из 9 сотен, 9 десятков, 9 единиц, соседи 998 и 1000.)

  • Запишите число 999 в виде суммы разрядных слагаемых. 999 = 900 + 90 + 9 (один учен. записыв. на доске)
  1. Мотивация учебной деятельности. Устный счѐт.

  1. Дидактическая игра “Солнышко” (закрепление табличных случаев умножения и деления). (Слайд 6)
  • Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.
  • Прочитайте выражения по-разному, используя слова:

Умножить, разделить;

1-й множитель, 2-й множитель, произведение; Делимое, делитель, частное;

увеличить в; уменьшить в4

Найдите их значение. Остальные ребята покажут сигналом, согласны с ответом (зелѐный цвет) или нет (красный).

7 * 8 (Например, 7 умножить на 8, получится 56)

  1. * 4 (1-й множитель - 5, 2-й множитель - 4, произведение – 20)
  2. * 8 (6 увеличить в 8 раз, получится 48)
  3. * 3 (произведение чисел 7 и 3 равно 21)

9 * 7 (9 умножить на 7, получится 63)

  • Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь.
  1. Индивидуальная работа по карточкам.

  • Наш корабль причалил к берегу страны Считай, смекай. (Слайд 7)
  • Один наш моряк получит индивидуальное задание (Работа по карточкам.
  1. Познавательные задачи. (Слайды 9, 10)

а) Рыба-меч живѐт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живѐт дельфин, чем рыба-меч?

26 – 6 = 20 (л.)

Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников. Меч-рыба - одна из самых больших и быстроходных рыб. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 4-4,5 м, весит до 500 килограммов. На хвосте у неѐ большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи. При плавании может развивать скорость до 130 км/ч.

Дельфин - это морское млекопитающее, относящееся к отряду китообразных. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Дельфины живут в стаях.        Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми

оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят. Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.

б) Масса атлантического осетра 320 кг, а щуки в 8 раз меньше. Сколько килограммов весит щука?

320 : 8 = 40 (кг)

Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников. Атлантический осётр может достигать длины более 3 м и массы свыше 300 кг. Максимальный зарегистрированный возраст — 48 лет. Этот вид занесѐн в Красную книгу России, считается под угрозой полного исчезновения.

Щуки могут достигать 180 см в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30-35 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. При помощи зубов щука лишь удерживает добычу, не пережевывает еѐ, а проглатывает целиком. Окрас щуки — серо-зелѐный в крапинку.

5. Расшифруйте запись и вы узнаете, куда дальше поплывѐм. (Слайд 11)

10

750

90

0

50

80

90

60 : 6 —> д

700 + 50 —> е

20 * 4 —> и

0 * 28 —> е

400: 8 —> н

30 * 3 —> е, л

  • Прочитайте ключевое слово. (Деление). Держим путь к проливу Деления Ученики, которые выполняли индивидуальную работу по карточкам, сдают свои работы.
  • Сегодня на уроке мы будем закреплять, кто догадался, какую тему? (Деление многозначного числа на однозначное)
  1. Сообщение темы урока.

  • Продолжим плавание. (Слайд 12) Наш корабль находится в проливе Деления.

(Слайд 13)

VI. Работа по теме урока.

  1. Приѐм письменного деления в пределах 1000.

- примеры на деление: 600:100; 850:10; 75:5; 484:4; 51:3

(Найдите выражение, в котором используется письменный прием деления.)

  • Давайте, пользуясь этим же принципом, попробуем выполнить деление числа 936 на3 . Объяснение ученика (учитель вносит дополнения или исправления в ответ ученика, если это необходимо.)
  1. Вспомним алгоритма письменного деления трѐхзначного числа на однозначное.

(Слайд 14)

(обсуждение в парах).

  1. Начинаю деление со старшего разряда. Определю количество цифр в частном.

  2. Первое неполное делимое…, значит в частном будет… цифры. 3.Делю сотни…. Делаю проверку…
  1. Делю десятки…. Делаю проверку…

  2. Делю единицы…. Делаю проверку…. 6.Читаю ответ: …
  • Сделаем вывод. (Чтобы выполнить письменное деление трѐхзначного числа на однозначное надо:
  1. Найти первое неполное делимое.
  2. Определить число цифр в частном.
  3. Найти цифры в каждом разряде частного.
  4. Закрепление № 1, с.92 (2 пример у доски, 2 прим – в тетр. По вар. С послед. Пров.)

Проверка

  1. Проверка знаний учащихся. Тестирование. (Слайд 17)

  • Отметьте знаком "плюс" если деление выполнено верно, знаком "минус" - неверно. Для сильных учащихся (карточка с тестом отмечена красным кружком): рядом с неверно решѐнным примером написать правильное решение.
  • Результаты выполненной работы проверим (Слайд 17, по щелчку) и самостоятельно оценим: ―5‖ - все правильно отмечено, ―4‖ - 1 ошибка, ―3‖ - 2 ошибки.

  • В пролив Деления мы ещѐ вернѐмся на следующих уроках, в наших новых путешествиях.
  1. Физкультминутка.

Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ, Мы плечами чик-чик, Мы глазами миг-миг, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя,

Влево, вправо наклонись И тихонечко садись

  1. Работа над пройденным материалом.

  1. Решение задачи (составная задача на нахождение третьего слагаемого).
  • Подплываем к земле Задачи. (Слайд 20)
  • Прочитайте задачу. (Слайд 21)

На острове было 150 животных, из них 45 слонов, 65 попугаев, а остальные обезьяны. Сколько обезьян было на острове?

  • О ком говорится в задаче?
  • Какие слова возьмѐте для краткой записи? (Слайд 22)

Слонов - 45

Попугаев - 65 Обезьян - ?

http://festival.1september.ru/articles/636856/img3.gif

150 жив.

  • Что известно в задаче?
  • Что нужно узнать?
  • Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Значит, задача простая или составная?
  • Работать будете в группах ( ). Каждая группа представляет собой экипаж. Запишите решение задачи по действиям и выражением.
  • Проверка.

Работы групп по команде учителя вывешиваются на доску. 1 ученик (капитан) объясняет решение задачи. Т.к. возможны разные способы решения данной задачи, то группа, которая решила задачу другим способом, объясняет своѐ решение.

Сравниваются результаты.

  • Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадях двумя способами выражением.

Проверка: (Слайд 22)

I способ. 150 – (45 + 65)=40 (об.)

II способ. 150 – 45 – 65= 40 (об.) Ответ: 40 обезьян было на острове.

  1. Геометрический материал.

  • Мы у берегов острова Геометряндия. (Слайд 23) На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдѐт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины

Вам его представить рад, Как зовут его? (Квадрат)

Практическая работа в парах.

  • Составьте квадрат из геометрических фигур. Измерьте длину стороны квадрата, найдите его периметр и площадь.

(I ряд – синего, длина стороны 6 см, II ряд – зелѐного, длина стороны 7 см.)

Проверка: (Слайд 24)

  • Как находили периметр квадрата? (Р = а * 4, где а – длина стороны квадрата)
  • Чему равны периметры составленных вами квадратов? Покажите числовым веером. (I ряд -24 см, II ряд - 28 см)
  • Как находили площадь квадрата? (S = a * a)
  • Чему равны площади составленных квадратов? Покажите числовым веером. (I ряд -36 см2, II ряд - 28 см2)
  • Что можно нарисовать, взяв за основу квадрат? Подумайте и нарисуйте дома.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле. (Слайд 25)

  • Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?
  • Что больше всего запомнилось, понравилось? Оцените свою работу на уроке: (Слайд 26)

Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите рыбку зелѐного цвета.

Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите рыбку голубого цвета.

Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите рыбку красного цвета.

  1. Домашнее задание. С. 74, задача № 3, № 2. Задание по выбору:

Придумать познавательную задачу для устного счѐта на морскую тему. Творческое задание (нарисовать рисунки, взяв за основу квадрат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём письменного деления многозначного числа на однозначное (закрепление)

Приём письменного деления многозначного числа на однозначное (закрепление). Фрагмент урока, математика, 4 класс....

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 4 класс, тема:Приемы письменного деления трехзначного числа на однозначное

Цели деятельности учителя: Формирование умения выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя.Планируемые ре...

Конспект урока математики «Приемы письменного деления трехзначного числа на однозначное» ( УМК "Школа России", 4 класс )

Конспект урокаТема: «Приемы письменного деления трехзначного числа на однозначное» Цели деятельности учителя: Формирование умения выполнять письменное деление трехзначного числа на однозна...

"Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"

Конспект урока "Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"...

Технологическая карта урока математики "Письменное деление трехзначного числа на однозначное", 3 класс , УМК "Школа России"

Тема урока «Письменное деление трехзначного числа на однозначное»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять арифметическое действие деление трехзначного чис...