Развитие математической речи младших школьников.
рабочие листы по математике (1 класс)

Наседкина Светлана Валерьевна

Задания для развития математической речи младших школьников на уроках математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskoy_rechi.pptx119.96 КБ
Файл rech.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Выполнили: Копытова Аделина, Наседкина Светлана

Слайд 2

Цель: Методы речевого развития предполагают в основном языковой синтез, то есть построение единиц речи, включение в процесс общения средств изучаемого языка, адекватных содержанию речи и ее задачам. Методы обучения речи выводятся из психологических, языковых и дидактических закономерностей. Овладеть речью – значит научиться общению посредством русского языка. ЗАДАЧИ : - Работа над звуковой стороной речи. - Словарная работа с математическими терминами. - Формирование культуры математической речи. - Развитие связанной математической речи. Проводя работу над звуковой стороной речи, мы формируем правильное произношение и употребление математических терминов.

Слайд 3

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ: 1 ЗАДАНИЕ- Запишите выражение разными способами, то есть, выражение 7+2=9 нужно записать так как вы его проговариваете. Например :7+2=9 - первое слагаемое семь, второе два. Значение суммы равно числу девять; 2 ЗАДАНИЕ- Прочитай и запиши предложения с помощью математических знаков, у нас есть выражение, которое записано словами его нужно записать математическими знаками. (значение выражения искать не нужно) Например: семь прибавить к числу четыре- 4+7; 3 ЗАДАНИЕ – Прочитай и запиши, поставив знак больше > или меньше < Например: шесть больше трёх- 6 >3 .

Слайд 4

Задания: 1. Запишите выражение разными способами 7+2=9 3+5=8, 6+2=8, 9-6=3, 7-4=3. 2.Прочитай и запиши предложения с помощью математических знаков: - четыре прибавить к числу три; - вычесть три из числа пять; - к числу семь прибавить два; - увеличить восемь на один; 3. Прочитай и запиши Четыре меньше восьми; Девять больше трех; Пять больше двух.

Слайд 5

Критерии оценивания : 9-11 балл – высокий уровень развития математической речи 6-8 балл – средний уровень развития математической речи; 3-5 балл – низкий уровень развития математической речи

Слайд 6

Таблица результатов:

Слайд 7

Диаграмма:

Слайд 8

Рекомендации: Анализ свидетельствует о низком уровне развития математической речи школьников. Это проявляется в том, что учащиеся испытывают затруднения в ряде учебных ситуаций. Например, когда необходимо: -обосновать правильность своего ответа или свою точку зрения; -без посторонней помощи полностью выполнить учебное задание; -сформулировать учебную проблему; -сделать обобщение, вывод и т.д.» Обучающимся начальных классов можно использовать разные задания для формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, логические упражнения, составление опорных записей, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, исследовательская работа над содержанием задач.



Предварительный просмотр:

    ГБПОУ ИО «ФИЛИАЛ АНГАРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА» г. Усолье-Сибирское.

   

Педагогический колледж

Специальность: Учитель начальных классов.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

                                                                                                                 Выполнили: Копытова Аделина,

                                                                                                                              Наседкина Светлана.

Методы речевого развития предполагают в основном языковой синтез, то есть построение единиц речи, включение в процесс общения средств изучаемого языка, адекватных содержанию речи и ее задачам. Методы обучения речи выводятся из психологических, языковых и дидактических закономерностей.

Овладеть речью – значит научиться общению посредством русского языка.

В системе работы по развитию речи учащихся важное значения имеет формирование у них синтаксических речевых умений.

а) умение членить речь на предложения;

б) умение интонационно правильно произносить предложения разных типов;

в) умение устанавливать связи между словами в предложении;

г) умение составлять предложения разных типов.[27]

Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по развитию математической речи на уроках математики:

- Работа над звуковой стороной речи.

- Словарная работа с математическими терминами.

- Формирование культуры математической речи.

- Развитие связанной математической речи.

Проводя работу над звуковой стороной речи, мы формируем правильное произношение и употребление математических терминов.

Работа над звуковой стороной речи.

1. Запишите выражение разными способами

7+2=9

3+5=8,

6+2=8,

9-6=3,

7-4=3.

Пример:

7+2=9

Первое слагаемое семь, второе два. Значение суммы равно числу девять.

7-2=5

Семь уменьшить на два, получится пять.

2.Прочитай и запиши предложения с помощью математических знаков:

- четыре прибавить к числу три;

- вычесть три из числа пять;

- к числу семь прибавить два;

- увеличить восемь на один;

3.Прочитай и запиши:

Четыре меньше восьми;

Девять больше трех;

Пять больше двух.

Пример: Шесть больше трёх; 6>3.

Критерии оценивания :

9-11 балл – высокий уровень развития математической речи

6-8  балл – средний уровень развития математической речи;

3-5 балл – низкий уровень развития математической речи

     

 

   

 

   

                                                                                                                             

Испытуемые

ученики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

1

Бухович Олеся

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

2

Корзинин Иван

1

1

0,5

1

0

1

1

1

1

1

1

9,5

3

Бочков Артём

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

8

4

Смирнова Лия

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

9

5

Пахатинская Софья

0,5

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

9,5

6

Шелег Виктория

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

0

0

1

1

1

5

7

Орешина Екатерина

0,5

0,5

1

1

0

0

1

1

1

1

1

8

8

Казымова Александра

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

9

Майор Кристина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

10

Козырева Софья

0,5

0,5

1

0,5

0

1

1

1

1

1

1

9

11

Грачёва злата

0,5

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

6,5

12

Минаева Татьяна

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

9

Уровень развития математической речи

Количество человек

В процентах %

Высокий

8

66%

Средний

3

25%

Низкий

1

9%


С целью определения итогового уровня развития математической речи,  была проведена итоговая диагностика. Диагностика итогового уровня развития математической речи у младших школьников.

Исходя из результатов итоговой диагностики 66% испытуемых (8  человека) владеют математической речью на высоком уровне. Эти обучающиеся активны, строят общение с учетом ситуации. Выражают мысли живо, доступно, тщательно обдумывают высказывания. Их речь выразительна, не содержит повторов, ошибок.

На среднем  уровне математической речью владеют 25% испытуемых (3 человека). Эти обучающиеся недостаточно активны, их высказывания не обдуманы, части высказывания не связаны между собой. Объяснения поверхностные, чаще всего употребляют простые предложения. Иногда не правильно употребляют математические термины.

Математической речью на низком уровне по

итогам входной диагностики 9%,  ( 1 человек ). Эти обучающиеся малоактивны. Не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание, затрудняются в выводах. Чаще всего отвечает наугад или вообще не отвечают. Дают односложные ответы. Неправильно употребляет математические термины.

Анализ свидетельствует о низком уровне развития математической речи школьников. Это проявляется в том, что учащиеся испытывают затруднения в ряде учебных ситуаций. Например, когда необходимо:

-обосновать правильность своего ответа или свою точку зрения;

-без посторонней помощи полностью выполнить учебное задание;

-сформулировать учебную проблему;

-сделать обобщение, вывод и т.д.» 

Обучающимся начальных классов можно использовать разные задания для формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, логические упражнения, составление опорных записей, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, исследовательская работа над содержанием задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики  в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...

Мастер-класс "Формирование математической речи младших школьников"

Предлагаемая работа знакомит с приёмами работы над формированием математической речи младшего школьника...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Задание для развития математической речи младших школьников ....