Практико-ориентированные задания как один из способов формирования математической грамотности.
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Джумагалиева Гульмира Сансызбаевна

В представленном материале дается определение математической грамотности, актуальность ее вормирования и каким образом через практико-ориетированые задания можно ее развивать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоритическая часть.

Практико-ориентированные задания как один из способов формирования математической грамотности.

В своем выступлении я расскажу о том, что такое математическая грамотность, актуальность её формирования и каким образом через практико-ориентированные задания можно её развивать.

Слайд 2. Основные понятия.

Основными признаками функционально грамотной личности являются: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся.

 Математическая грамотность – это способность определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.

В современном мире для жизни необходимо не только знания, но и способность правильно оценивать изменения мира вокруг нас и возможность грамотного применения собственных познаний на практике. В этих условиях одной из задач педагога становится такая организация занятия, при которой изучаемый материал был бы близок к практической жизни. Знакомый и личностно значимый материал учащиеся обычно легче воспринимают и усваивают.

Формирование математической грамотности предполагает обязательное применение математических знаний в практической деятельности. Одним из важнейших элементов в формировании и развитии математической грамотности учащихся являются практико-ориентированные задания.

Практико-ориентированные задания – математические задачи, в содержание которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.

Слайд 3. Актуальность: 

В чем же актуальность и необходимость развития математической грамотности у учеников начальной школы?

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», в основе которой - умение личности ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в ситуации неопределенности в решении актуальных проблем.

Таким образом, актуальной задачей педагога сегодня является развитие функциональной грамотности школьников.

Слайд 4. Практико-ориентированные задания.

 Использование практико-ориентированных заданий позволяет школьникам применять свои знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. При изучении нового материала необходимо опираться на уже имеющийся опыт обучающихся, а на этапе закрепления и систематизации полученных знаний целесообразно предложить школьникам такие задачи из жизни, при решении которых они должны использовать приобретенные ранее предметные знания и умения. В процессе решения практико - ориентированных заданий обучающиеся учатся рассуждать, предлагать и обосновывать свои способы решения, из которых затем в процессе коллективного решения выбирается наиболее рациональный способ.

Один из главных вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать обучающихся, составить увлекательное задание в проблемной ситуации, продемонстрировать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формулировку проблемного вопроса, чтоб школьник был заинтересован в поиске ответа.

Слайд 5. Структура учебных заданий и ситуаций

1-й компонент математической грамотности

- понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач;

- задачи профориентационного направления, где помочь  домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д.

- оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Слайд 6.

2-й компонент математической грамотности

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

Слайд 7.

3-й компонент математической грамотности

владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Слайд 8. Подходы к подбору и составлению заданий

 - Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.

- В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы.

- Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса.

- Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника.

- Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.).

Слайд 9. Контексты

- Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.).

- Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.).

- Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография).

Слайд 10

Практическая часть

Предлагаю подробнее рассмотреть по одному заданию каждого компонента, в которых описываются не только личностно-значимые для младшего школьника ситуации, но и задания, затрагивающие проблемы социального характера.

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная

на формирование математической грамотности младших школьников

п/п

Учебные задания

Пример задания

1.

  1. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

1. Первая задача – это задача с учебника на нахождение суммы.

2.Далее задача от домохозяйки, на нахождение третьего слагаемого.

3.Задача от продавца – задача на нахождение числа по доле.

4. Ситуационная задача от врача, где нужно рассчитать сколько лекарств необходимо на курс лечения.

3 класс. Задача с учебника. У Алины 15 рублей, а у Юли 25  рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?

Задача от домохозяйки

Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов?

Задача от продавца

 В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли,  а во второй день  1 долю.  Сколько килограммов апельсинов  осталось в магазине?

  1. Задача от врача.
  2. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке   3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2.

  1. Слайд 11.
  2. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

3 класс.

В задаче второго компонента необходимо рассчитать сколько фотографий ребята могут разместить на доске почета, если известны размер доски и фотографий.

В основе такого вида задач лежат задачи не только на нахождение площади, но и деление на равные части.

Задача «Доска почета». 3 «Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см).

Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.

 Сколько фотографий ребята могут разместить на доске? Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?

3.

Слайд 12.

Задания  семейно-практического содержания. Например, «Один день из жизни семьи»

  1. Здесь мы используем задания на нахождение неизвестных компонентов. Нам необходимо расшифровать ПИН-код банковской карты и ответить на вопрос что может произойти, если пин-код будет введен неверно?

«ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3

3 цифра

Произведение чисел 135 и 0

4 цифра

Во сколько раз 24 больше 8

 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?

Разработанные практико-ориентированные задачи вызывают интерес к изучению теоретического материала, и позволяют учащимся лучше овладеть предметными умениями. Именно такие задачи косвенно формируют и метапредметные умения, потому что обучающийся осознает практическую значимость математических знаний. Использование практико-ориентированных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах. Наблюдения за деятельностью учащихся свидетельствуют о том, что частое применение практико-ориентированных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках.

Таким образом, обучение математике с использованием различных практико-ориентированных заданий развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Я конструирую задание, направленное на формирование математической грамотности

Содержание задачи направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 3-4 классов на уроках математики. Задание позволит учителю использовать его на разных этап...

Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.

Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей....

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения ок...

Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»

Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»...