Сложение и вычитание для младших школьников: эффективные методы и приемы.
методическая разработка по математике (1 класс)

Шарапова Марина Леонидовна

Сложение и вычитание для младших школьников:  эффективные методы и приемы.

1. Актуальность проблемы формирования навыков счета.

2. Роль устного счета в формировании математической грамотности.

3. Как ученики начальной школы воспринимают арифметические действия.

4. Приемы формирования навыка счета.

5. Интерактивные задания Учи.ру, способствующие обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie.docx354.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сложение и вычитание для младших школьников:

эффективные методы и приемы.

  1. Актуальность проблемы формирования навыков счета.

В нашем современном мире больше считают специальные вычислительные машины, чем люди. Начиная от простого калькулятора и до кассового аппарата в магазине. Конечно, они нам помогают, но и также вредят, т.к. мы перестаем считать в уме. Каждое последующее поколение детей испытывают сложности при устном счете, потому что отпадает необходимость считать в уме. Проблема становится видна, когда дети переходят в среднее звено обучения и не умеют считать до 100, а то и до 50. На это влияет пользование банковскими картами (хотя они и детские), дети сами не считают, сколько они тратят, поэтому страдает финансовая и математическая грамотность.

Математическая грамотность – это способность человека формулировать, интерпретировать, оценивать математические знания и умение их применять в реальной жизни. Если выпадает навык устного счета, то остальные умения ребенка для функционирования успешно в социуме тоже страдают.

  1. Роль устного счета в формировании математической грамотности.

Дети должны понимать, зачем и как применять навыки счета. Они любят сравнивать, как жили девчонки и мальчишки раньше, чем занимались. Примером может послужить картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского».

Учитель усложняет примеры, он верит в успех, мотивирует своих учеников. Дети думают, советуются с учителем, чтобы прийти к правильному решению. В то время обучение было минимальным, не то, что в наши дни, и все равно, дети стремились к знаниям. Теперь образование более доступно для учеников, только было бы у них желание учиться.

Значение навыков счета в формировании математической грамотности и повседневной жизни ребенка:

- применение разных жизненных ситуаций;

- связь с финансовой грамотностью;

- развитие внутренних мыслительных операций (зарядка для мозга);

- способствование успешного освоения математической грамотностью;

- возможность достижения «маленьких побед» каждый день.

3. Как ученики начальной школы воспринимают арифметические действия.

Дети сталкиваются со счетом еще до школы, например: сколько рук - столько и варежек, последовательность и обратный счет. Число – это для них абстрактная единица счета (чужая), поэтому операция с числом упрочнит связь предметную с этим числом.

Сложение и вычитание в пределах 10:

- подготовка к вычислению;

- ознакомление с вычислительным приемом;

- закрепление полученных знаний;

- выработка навыка устного счета.

В первом классе дети учатся прибавлять и вычитать по 1 (□+1, □-1), после этого переходят к примерам вида □+2, □-2, следующий математический прием уже составляет 2 шага, т.е. система усложняется по Л.С. Выготскому. При счете в пределах 10 хорошо помогают предметы-символы (счетные палочки, карандаши, орехи и т.д.).

  1. Приемы формирования навыка счета.

Формы организации работы над формированием навыка счета:

- слуховые: диктант, действия с числами, величинами, простые задачи и т.п.;

- визуальные: зрительный диктант, решение выражений с карточек и т.п.;

- тактильные приемы вычислений: счетный материал, палочки и т.д.

- комбинированные виды работ: устные вычисления с последующей записью ответов.

Требования к заданиям по формированию навыков счета:

- целенаправленный выбор заданий;

- ориентированность на уровень класса;

- применение дифференцированного подхода;

-систематичность и «настойчивость» в освоении устных приемов счета;

- разнообразие форм заданий по способу восприятия: зрительные, слуховые, кинестические;

- обязательное включение мотивации и системы поощрений.

Даже, когда дети не изучили части, на примере жизненной ситуации они могут выполнить правильно вычислительные приемы, например: «У хомячка Антошки было 8 половинок яблок и 2 целых яблока. Сколько яблок было у Антошки?» Дети представляют эти половинки, понимают, что 2 половинки составляют целое яблоко, а 8 половинок – это 4 яблока, и выполняют арифметическое действие: 4+2=6 (яб.) было у Антошки.

Актуальными будут задачи на логику:

«Промчались по дорожке

Собака, утка, кошка.

Сколько лапок мимо нас

Промелькнуло в тот же час?»

Дети понимают, что у собаки и кошки по 4 лапы, а у утки только 2 и 2 крыла. Выполняют арифметическое действие: 4+4+2=10 (л.) промелькнуло мимо нас.

Еще дети очень любят исправлять чужие ошибки.

Муравей решил примеры так:

  1. 43+17=50
  2. 10-0=0
  3. 12-8=20

В чем он ошибся?

  1. 60, не добавил десяток.
  2. 10, если из числа вычесть 0, то будет то же самое число.
  3. 4, перепутал арифметическое действие.

Примеры организации для формирования навыков счета:

- числовой квест;

- в поисках открытий (ребусы, головоломки);

- юный статист;

- закодированные числа.

Во всех задания у нас один умысел – научить быстрее считать.

  1. Интерактивные задания Учи.ру, способствующие обучению.

Например, 1 класс:

2 класс:

3 класс:

4 класс:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Устные приемы сложения и вычитания" (закрепление)

Данный урок проводится во 2 классе по УМК  "Школа России"....

Презентация к уроку "Устные приемы сложения и вычитания"

Презентация к уроку по математике "Устные приемы сложения и вычитания" во 2 классе....

Интегрированный урок математики и экологии. "Письменные приемы сложения и вычитания (повторение пройденного)» 2 класс

Урок дает уникальную возможность совместить математику и экологию, где дети могут повторить письменные приемы сложения в пределах 100; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;разв...

Раздел «Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание». Технологическая карта урока. «Закрепление приемов сложения и вычитания»

Технологическая карта урока по ФГОС. Математика. 2 класс. Закрепление приемов сложения и вычитания....

Повторение. Сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания. 3 класс. Школа России.

Повторение. Сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания. 3 класс. Школа России....