Конспект урока по математике "Решение задач", 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Залеских Людмила Алексеевна

Вид урока: Выявление недостающей информации

Информационно-поисковые действия младших школьников
(познавательное общение)

УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для получения недостающей информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".

вид урока: Выявление недостающей информации

Информационно-поисковые действия младших школьников
(познавательное общение)

УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для получения недостающей информации.

Тема: "Решение задач".

Цели

Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.

Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.

Формирование УУД.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.

 Уметь правильно оформлять решение задачи.

 Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:

 Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.

Ресурсы

 Основные:

М.И. Морор, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2012.

 М.И. Морор, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2012.

 Дополнительные:

Алгоритм решения задачи.

 Алгоритм самооценки.

 Плакат с текстом задачи.

 Плакат с адресом задачи в учебнике.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

 

                                                              Ход урока.

1.Организационный  момент

-Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?

 - Покажите смайликом.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 - Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?

- Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)

- С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).

- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)

Загадка (снеговик)

Из снега соберём комок.

Поставим сверху мы горшок.

Заменит нос ему морковка.

Метлу в руках он держит ловко.

Наденем  шарфик мы ему

И не замёрзнет он в пургу.

К теплу он вовсе не привык.

 Ведь это чудо  – (снеговик)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт)

 - Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:

 Устный счёт даёт понять,

 Что мы умеем и что должны знать.

Игра «Снежный ком» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал ком).

Найди сумму чисел 5 и 3 (8);

Из  6 вычесть 1 (5);

Прибавь 3 к 7 (10);

Из какого числа вычли 3 и получили 2? (5);

К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 7? (5)

Уменьши 4 на 2 (2);

Назови число, следующее за числом 8 (9);

Назови число, которое стоит перед числом 3 (2).

Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).

 4 вороны на ветку сели

 К ним ещё 3 прилетели.

 Отвечайте, быстро, смело-

 Сколько всех их прилетело? (7)

  Шесть бельчат и мама белка.

 Сосчитать ты их сумей-ка. (7)

  Семь волчат пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

 Сколько серых под кустами

 Вечерком вернулись к маме? (5)

  У домика утром 2 зайца сидели

 И дружно весёлую песенку пели.

 Один убежал, а второй вслед глядит.

 Сколько у домика зайцев сидит? (1)

• Считают девочки: 5+3.

 • Считают мальчики: 10-3.

 - Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)

Ребята, а почему снеговик  приготовил для вас  именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)

2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

 -А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:

 условие    (на доске)

 вопрос

решение

 ответ

 (Задачи)

 -Так что мы будем делать? (Решать задачи.)

 -И, конечно, откроем ещё что-то новое.

3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

 - Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми, план работы над задачей. 

1. Рисунок: Смайлик читает задачу - стрелка - смайлик думает. (Читаем задачу, пока не поймём и не запомним.)

2. В одной рамке слово "условие", в другой - "вопрос". (Выделяем условие и вопрос задачи.)

3. Слово "решение", схема произвольной задачи, запись решения. (Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие, записываем решение.)

4. Слово "ответ". (Записываем ответ.)

-Итак, вот наша задача.      Запись на доске:

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?

-Работаем над задачей по эталону.

 Шаг 1.Читаем.

 - Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)

 - Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет.  Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)

 - Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (26)

 - А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.

- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.

- Возьмите листочки.

 Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)

 - А потом? (Запись решения и ответ).

 - Решите задачу.

 (Дети пытаются решить задачу)

4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

 -Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)

 - Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)

III. Выявление места и причины затруднения.

 - У нас возникло затруднение.

1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.

 -Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)

2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

 -Сколько чисел в этой задаче?(1)

 - А в тех, которых решали раньше? (2)

-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)

 - А сколько должно быть чисел? (2)

-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Обдумывание будущих учебных действий.

 -Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.

 - Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)

 -Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.

V. Реализация построенного проекта.

- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)

 -Какое число можно вставить? (не больше 4)

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?

 -Работаем над задачей по эталону.

 1.Читаем.

 2.Выделяем условие задачи.

Сколько чисел?

 Какое первое число? Второе?

 Что обозначает число 4?

 Число 2?

 Каков вопрос задачи?

3.Решение.

 -Работаем на листочках.

 -К доске пойдёт Кирюша.

 -С чего начнём решение задачи? (Со схемы)

 У.  _______________________

 В.   ____________

        

                ?

 -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)

 4-2=2(ел.)

Ответ: 2 ели.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 - Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),

- Возьмите планшеты. Там 2 задачи.

№1.

 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.

 Сколько подарков стало?

 ____________________________________________

 №2.

 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.

 Сколько подарков стало?

 Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.

 - На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).

-1 пара работает у доски.

 -Проверяем.

 Какую задачу выбрали: №1 или №2?

 - Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)

 -Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)

 -Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.

 (Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Работа в тетради, с. 48.

-Читаем задачу вверху.

 - Сколько чисел в задаче? Какие?

 -Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.

 - Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок задачи.

- Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.

 - Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.

 - Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.

- Сколько всего снеговиков? (5)

 -Как нашли? (3+2=5)

 - Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.)

 - Сколько конфет осталось у Пети? (3)

 - Как узнали ? (6-3=3)

 - Почему выбрали вычитание? (Конфет стало на 3 меньше.)

III. Включение в систему знаний и повторение.

 - Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.

- Страницу и номер я написала на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь отыскать снежинку.)

 - Откройте учебник и найдите нужную страницу и нужный номер. (с. 124, №25)

-Читаем задачу.

 - Прочитайте условие задачи.

 - Вопрос.

 - Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)

 - Какие? (3 и 3).

 - Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)

 - К доске Маша. (Маша решает задачу с объяснением.)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?

(В задаче должно быть не менее 2 чисел)

- Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают один и объясняют свой выбор.)

2. Закончите предложения

 Мне интересно было...

 Я узнал(а)...

 К сожалению, не смог(ла)...

 Теперь я буду…

- Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.

 - Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс: Урок-сказка "Решение примеров и задач на сложение и вычитание двухзначных чисел. "

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двухзначных чисел. Решение примеров и задач на сложение и вычитание двухзначных чисел. 2 класс...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...

Конспект урока математики «Разные задачи. Учимся формулировать и решать задачи» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения решать разные задачи: на определение цены, количества, стоимости; на нахождение площади и периметра, на сравнение. Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...