Открытый урок по математике 2 класс Площадь прямоугольника
план-конспект урока по математике (2 класс)

Шубина Светлана Сергеевна

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс Петерсон Л.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

 Учебно-методический комплекс: Математика 2 класс. Л.Г. Петерсон.  УМК "Школа России"

Дата проведения: 29.01.2024г

Время урока: 45 минут.

Площадь прямоугольника

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Образовательная

•        формирование способности к вычислению площади прямоугольника;

•        ввести в речевую практику термин “формула”

•        закрепить знания зависимости между множителями и произведением.

Воспитательная

•        воспитание внимательности.

Развивающая

•        -развивать умение обобщать, сравнивать, анализировать;

          - развивать логическое мышление, память, речь, воображение и наблюдательность учащихся;

          - развивать умение работать в паре, согласуя свои действия и мнения;

          - развивать навыки самоконтроля и самооценки        

          - развитие математической речи, логического мышления.

Деятельностная цель:

формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

•        проверить знания прошлого урока;

•        развивать умение самостоятельно определить тему и цель урока;

•        тренировать умение проверять по образцу;

•         тренировать умение определять место и причину возникших затруднений, выполнять работу над ошибками;

•        учить применять формулы для обработки числовых данных.

Формируемые личностные УУД:

•        развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий;

•        мотивировать целесообразность составления и заучивания таблицы умножения;

•        освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия;

•        спокойное отношение к ошибке, как к рабочей ситуации.

Формируемые метапредметные результаты:

•        приобретение опыта использования методов решения проблем поискового характера;

•        формирование умения работать с полученной информацией: анализировать, систематизировать;

•        формирование умения составлять различные комбинации из заданных элементов;

•        овладение навыками смыслового чтения;

•        освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Предметные результаты:

•        тренироваться в переводе именованных чисел (см, дм, м);

•        составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения;

•        составлять и исследовать формулу площади;

•        приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач.

Формы организации:

•        фронтальная работа;

•        индивидуальная работа.

  • групповая

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. Карточка с формулой нахождения площади прямоугольника S=a•b, индивидуальные карточки.

2) персональный компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, модели геометрических фигур, линейки, угольники.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Урок я хочу начать словами французского философа Ж. Руссо:

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. В добрый путь за знаниями!

2. Актуализация знаний

Задание на слайде

Посмотрите пожалуйста на экран.

Что на нём изображено? (геометрические фигуры).

Нужно соотнести фигуры и понятия.

- Дайте определение прямоугольника. (это четырёхугольник, у которого все углы прямые);

- Дайте определение квадрата. (это прямоугольник, у которого все стороны равны);

- Что вы можете сказать о противоположных сторонах прямоугольника? (противоположные стороны прямоугольника равны);

- Какую сторону называют длиной прямоугольника? (бОльшую сторону называют длиной);

- Какую сторону называют шириной прямоугольника? (меньшую сторону);

-  Что нужно сделать чтобы измерить любую величину? (надо выбрать мерку (единицу измерения) и узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине);

- Что такое периметр фигуры? (это сумма длин всех сторон);

- Что такое площадь фигуры? (это величина, которая показывает сколько места на плоскости занимает данная фигура);

- Ребята, какие две большие темы мы изучали на предыдущих уроках?

Умножение», «Единицы площади»)

- А что такое умножение?  (Сложение одинаковых слагаемых)

Откройте тетрадь. Запишем число, классная работа.

1) Замените сумму произведением(слайд)

8+8+8+8+8=       12+12+12=      6+6+6+6+6+6=

- Как называются компоненты при умножении? (1-й множитель, 2-й множитель, произведение)

- Чему мы научились по теме «Единицы площади»?

(Измерять площадь фигур с помощью палетки, мерок) 

2) Найдите площади фигур (слайд)

- Сегодня эти знания нам очень пригодятся.

Послушайте математическую сказку.

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

- Как же тебя зовут? – спрашивали её.

- А зовут меня просто….

- Назовите эту фигуру.  (Прямоугольник)

- Как догадались?  (Признаки прямоугольника: противоположные стороны     равны, все углы прямые)

- Картина – прямоугольник?

- А как найти площадь картины, которая висит в музее? (слайд) Нам разрешат разбить ее на квадратные сантиметры?

Как найти площадь прямоугольного зеркала? Пола? Учебника? Парты?

Какая проблема возникла?

(в жизни не всегда удобно сравнивать площади прямоугольников путём наложения и измерять палеткой)

- Сформулируйте какую учебную задачу будем решать? (Научиться находить площадь прямоугольника другим более удобным способом)

(Узнать, научиться как можно вычислить площадь прямоугольника)

- Сформулируйте тему урока.  («Площадь прямоугольника») (слайд) запишем в тетрадь.

Заглянем в словарь (один ребёнок читает лексическое значение слова площадь) (слайд)

3. Историческая справка. Значение слова площадь.

 Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)

Один ученик найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

 1 Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

 -Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

 2 Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

 3 Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например, (Площадь фигуры.)

-Пригодится ли в жизни умение находить площадь прямоугольника? Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю, маляру)

4. Физкультминутка

Рисуй глазами прямоугольник

Обведи глазами прямоугольник:

  1. по часовой стрелке
  2. против часовой стрелки

Теперь его переверни на бок.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

5. Открытие нового знания

Практическая работа №1. (парами)

- У каждого из вас находится синий прямоугольник. Измерьте с помощью палетки площадь.

- Сколько полос с квадратами? (4)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (7)

- Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?

(4х7 = 28)                                                

-Кто по-другому посчитал? (7х4=28)                

- Что выражает число 7? (Длину - 7см)

- Что выражает число 4? (Ширину - 4см)

- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)

- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.58. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?

- Это правило можно записать в виде буквенного равенства?  (S=a*b) Запишите в тетрадь.

- Это равенство в математике называют формулой. Её можно использовать для вычисления площади любого прямоугольника.

Практическая работа №2. (парами)

- У каждого из вас находится жёлтый прямоугольник. Измерьте длину и ширину прямоугольника с помощью линейки.

 - Чему равна длина? (6см) Ширина? (5 см) Запишите в тетрадь:

а=6 см, в=5см  S=а*в

S=6*5=30 (кв.см)

Ответ: 30 кв.см.

6.Первичное закрепление

Работа по учебнику с.58 №2 (б)

а=2 см, в=2см  

Выведение формулы нахождения площади квадрата.

 -Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)

Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади применяют формулу

S=a*a

S=2*2=4 (кв.см)

Ответ: 4 кв.см.

 Работа по учебнику с.58 №3(а) Самостоятельно!

а=8 дм, в=4дм  S=а*в

S=8*4=32 (кв.см)

Ответ: 32 кв.см.

Самостоятельная работа с последующей проверкой. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

-Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на доске (ученик).

7. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как найти площадь прямоугольника? Квадрата?

8. Рефлексия урока.

C каким предложение вы согласны:

Мне всё понятно.

Лишь кое-что не ясно, ещё придётся потрудиться.

Мне пока трудно выполнять задания.

9.Домашнее задание

С. 58-59, №2 (а), 9.

Оценки за урок.

Сегодня на уроке

Вы искали и творили,

Знания новые открыли,

Научились их применять,

Теперь задания легко вам выполнять!

Посмотрите на два прямоугольника (доска и дверь). Можно ли на глаз определить, площадь какого прямоугольника больше?(нет)

- Вспомним, как мы сравниваем площади фигур?

(способом наложения фигур, измеряем палеткой)

- У вас на столах лежит фигура прямоугольника. Можно ли на глаз определить, площадь прямоугольника?

- Вспомним, как мы находим площади фигур? (разбиваем на квадратные сантиметры)

- Ваша задача состоит в том, чтобы найти в парах площадь прямоугольника при помощи палетки. Запишите чему равна площадь.

-  Длина и ширина чему равна? Чему равна площадь? (ученики записывают ответы на листе с заданием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Закрепеление. Площадь прямоугольника"

Деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС начального образования. Учебное занятие по формированию универсальных учебных действий на различных этапах урока....

Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...

Презентация открытого урока по математике в третьем классе на тему«Площадь прямоугольников»

Презентация открытого урока по математике в третьем классе  на тему«Площадь прямоугольников»...

Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Площадь прямоугольника".

В структуру данного урока включены традиционные педагогические технологии с элементами развивающей технологии, активно используются игровые приемы с элементами ИКТ. В легкой и доступной форме у учащих...

открытый урок по математике по теме "Прямоугольник" 2 класс

Цели урока:   - познакомить с прямоугольником;   - развивать логическое мышление, отрабатывать вычислительные навыки;   - развивать умение наблюдать и сравнивать....

открытый урок по математике на тему:"Прямоугольник" 2 класс Школа России

Открытый урок по математике 2 класс Школа России...

Открытый урок по математике класс. Угол. Виды углов.

конспект урока по математике.2 класс...