Материалы к уроку математики в 3 классе по теме "Приём письменного умножения на однозначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Петрова Кристина Игоревна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                                                         

Конспект

Урока по математике
на тему: «
Приём письменного умножения на однозначное число»,

Санкт-Петербург

2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Математика

Класс

3

Тема урока

«Приём письменного умножения на однозначное число»

Дидактическая цель

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о приёмах письменного умножения на однозначные числа.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Проявлять положительное отношение к изучению математики, интерес к учебному материалу;

Л2. Формировать интерес в расширении и углублении получаемых математических знаний;

Л3. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные:

МП1. Осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

МП2. Самостоятельно формулировать познавательную цель и тему урока;

МП3. Под руководством учителя осуществлять планирование решения задач разных видов.

Регулятивные:

МР1. Принимать и сохранять учебную задачу;

МР2. Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

МР3. Оценивать качество выполненной работы;

МР4. Высказывать свои предположение.

Коммуникативные:

МК1. Принимать участие в работе парами, группами;

МК2. Адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции;

МК3. Понимать необходимость использования в общении правил вежливости.

П1. Знать приём письменного умножения на однозначное число

П2. Знать таблицу умножения

П3 Знать приёмы внетабличного умножения двузначных чисел на однозначные.

П4. Уметь решать составную задачу с величинами длины

П5. Уметь решать задачи на движение.

Учебная задача

Какие приёмы у письменного умножения на однозначное число?

Основные понятия, используемые на уроке

Прием письменного умножения на однозначное число

Образовательные технологии, используемые на уроке

Диалоговая

Рефлексивная

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, учебник

Образовательные ресурсы:

УМК «Школа России»

Математика 3 класс учебник Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В., 2 часть.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

П.Р.

  1. Организационно-мотивационный этап.

-Добрый день, пожалуйста присаживайтесь! Меня зовут …… и сегодня я проведу для вас урок математики.

Перед началом урока я каждому из вас на парту разложила по листу в клеточку. Положите его перед собой так, чтобы поля были с правой стороны. И в правом верхнем углу подпишите его, написав свою фамилию, имя. После по середине запишите число, и фразу «классная работа».(как обычно)  После того как завершите поставьте руку на локоть.

Теперь давайте приступим к выполнению интересных математических заданий и начнём с вами с устного счета…

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Л1. Л3

  1. Актуализация знаний.

-Сейчас я буду вам задавать по одному вопросу, ваша задача записывать ответы на эти вопросы в листочек. Для этого отступите строчку вниз от фразы «Классная работа» и 2е клеточки в сторону от края. Записывать ответы надо в строчку пропуская между ними 1у клеточку. Поднимите руку у кого остались вопросы? Тогда приступим…  Читать буду 2 раза. Кто не успеет ставит прочерк, я не буду снижать оценку.

Устный счёт.

  1. Первый множитель -  4, второй – 8. Чему равно произведение?

2. Произведение чисел 3 и 7 увеличьте на 21.

3. Произведение чисел 3 и 9 уменьшите на 13.

6. Число 2 умножьте на разность чисел 14 и 7.

10. Какое число нужно разделить на 5, чтобы получить 7?

-Для проверки обменяйтесь своим листочком с соседом по парте. И возьмите простой карандаш. Сейчас на экране вы увидите правильные ответы, если они совпадают с написанными, то поставьте рядом плюсик, если нет, то минус. Поднимите руку кому не понятно, что необходимо сделать? (Слайд 2)

После проверки обменяйтесь листочками обратно и при получении своего листочка, ребята, поднимите руки те, у кого ни одной ошибки? Молодцы, поставьте на полях +

Кто допустил ошибки не расстраивайтесь, в следующей раз будьте внимательны и у вас все получится.

Выполнение устного счёта

32

42

14

14

35

Делают проверку.

Л1. МР2. МР3. МР4. МК1. МК2. МК3. П5.

  1. Формирование темы и цели урока.

- А теперь ребята я предлагаю вам решить несколько выражений, для этого запишите себе в листочек столбиком три выражения отступив две строчки от предыдущей работы и решите их.

Их вы видите на экране:  (Слайд 3)

  1. 5*6=
  2. 15*6=
  3. 142 * 6=

После того как вы решили, скажите пожалуйста все ли выражения, вам удалось решить?

В чем возникло затруднение?

Исходя из этого кто догадался какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

Опираясь на тему, какую цель, мы можем поставить перед собой на урок?

Да верно, цель нашего урока узнать приём письменного умножения на однозначное число и научиться применять его на практике. (Слайд 4)

Выполняют задание связанное с решением примеров

«Умножение чисел на однозначное число»

Узнать приём письменного умножения на однозначное число.

Л2. МП2. МР1. МР2. МР4. МК2. МК3. П5.

  1. Составление плана урока.

-Но пред тем, как начать изучать новую тему нам с вами нужно составить план дальнейшей работы, для этого посмотрите на доску на ней с левой стороны написано начало фразы, а с правой конец, ваша задача подумать и попробовать соединить начало и конец фраз. Только будьте внимательны, так как они расположены вперемешку.  (Слайд 5)

  1. Узнать….

  1. Выполнить….

  1. Проверить…

…. себя.

…. приём письменного умножения на однозначное число.

…. задания, используя приём письменного умножения на однозначное число.

-Давайте проверим. (Слайд 6)

- Да, вы правы

-А теперь давайте выполним первый пункт нашего плана и узнаем приём письменного умножения на однозначное число.

Выполнение групповой (парной) работы по составлению плана работы

  1. Узнать приём письменного умножения на однозначное число
  2. Выполнить задания, используя приём письменного умножения на однозначное число
  3. Проверить себя.

Л2. МП3. МР1. МР2. МР3. МР4. МК1. МК2. МК3.

  1. Реализация построенного плана.

Расписать в строчку -

Для его выполнения, давайте найдем произведение 142 и 6.

142 *6 = (100 + 40 + 2) *6 = 100 * 6 + 40 * 6 + 2 * 6 = 600 + 240 + 12 = 852

Но так решать не удобно, поэтому запишем это выражение в столбик.  

То есть записываем второй множитель
под единицами первого множителя.

– Проводим черту.

– Слева ставим знак умножения «х»
(умножение обозначается не только
точкой, но и таким знаком).

При решении этого выражения будем рассуждать так.

Начнем вычисления с умножения 2 единиц на 6, получим 12; 1 десяток (чтобы не забыть) пишем над 4, а 2 единицы под 6

2)      Умножим 4 (десятка) на 6, получим 24 (десятка) и прибавим 1 десяток, будет 25 десятков; это 2 сотни и 5 десятков. Пишем 2 сотни (чтобы не забыть) над 1, а 5 десятков под 4.

3)      Умножим 1 (сотню) на 6, получим 6 (сотен) и прибавим 2 (сотни). Получим 8 сотен. Записываем под сотнями.

Произведение равно: восьмиста пятидесяти двум (852.)

Таким образом опираясь на данный  приём будут решаться все подобные примеры.

А теперь ребята, давайте вернемся к нашему плану и поднимите пожалуйста ручку те, кто считает, что нам удалось выполнить 1й пункт?

Хорошо, отметим его галочкой.

Теперь перейдём ко второму пункту и выполним с вами несколько интересных заданий.

Для этого сейчас я вас буду вызывать к доске, и мы решим с вами несколько выражений.

Ваша задача выйти, записать, решить и объяснить, как выполнено умножение в данных выражениях. Объясняем и решаем одновременно. Поднимите руку кому непонятно задание? Пока кто-то решает у доски, все остальные решают в своих рабочих листах. Для этого отступите 2 строчки вниз от предыдущей работы и запишите №1. И откройте учебники на странице 88. Задание №1. Приступаем к выполнению.

Теперь давайте выполним с вами упражнение №3

Купили 5 рулонов плёнки, по 20 метров в каждом. Хватит ли этой плёнки на 4 теплицы, если на каждую идёт 16 м. плёнки? 25 м. плёнки?

Краткая запись:

Количество рулонов

Количество м. в одном рулоне

Общее количество м.

Общее количество м. на 4 теплицы если на одну 16 м.

Общее количество м. на 4 теплицы если на одну 25 м.

5

20 м.

?м.

?м.

?м.

Запишите в своем листе слово Задача.

Прочитайте задачу про себя представляя все то, о чем в ней говорится.

Встретились ли вам незнакомые слова?

Кто готов прочитать эту задачу в слух выделяя голосом все самое важное?

Спасибо, о чем эта задача? (О плёнке)

Что нам о ней известно? (Что её купили 5 рулонов по 20 м.)

Что нужно знать, чтобы ответить
на вопросы задачи?

Сделаем краткую запись в виде таблицы. (Краткая запись)

 Как узнать это?

1) 20 · 5 = 100 (м) – купили.

 Как узнать, сколько надо пленки на 4 теплицы, если на каждую идет 16 м?

  1. 16 · 4 = 64 (м) – на 4 теплицы.

Сравните полученные результаты.


Какой вывод можно сделать?

А хватит ли этой пленки, если
на одну теплицу будет уходить 25 м?

25 · 4 = 100 (м) – 25 м на одну теплицу.

Ответ: пленки хватит.

Задача №2

Самолёт  летел  4  часа  со   скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он преодолел? Какое расстояние он преодолеет за 2 часа если будет лететь с такой же скоростью? Какое расстояние всего преодолел самолёт?

Краткая запись:

Количество часов

Скорость

Расстояние

Расстояние всего

4 ч.

600 Км\ч.

? Км.

? Км.

2ч.

600 км\ч.

? Км.

Запишите в своем листе слово Задача. И поставьте номер2

Прочитайте на экране задачу про себя представляя все то, о чем в ней говорится.

Встретились ли вам незнакомые слова?

О чем эта задача? (О самолёте)

Что нам о нём известно? (Что он летел со скоростью 600 км\ч, сначала 4 часа, а потом 2 часа.)

А что нам необходимо узнать? (Какое расстояние преодолел самолет за 4 часа. И какое расстояние он преодолел за 2 часа. А также общее расстояние. )

Сделаем краткую запись в виде таблицы. (Краткая запись)

Как узнать нам ответ на вопрос задачи?

1) 600 · 4 = 2400 (км.) – пролетел самолет за 4 часа.

 Как узнать, расстояние преодолеваемое самолетом за 2 часа?

  1. 600 · 2 =1200 (км) – пролетел самолёт за 2 часа.

.

Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи?

Каким действием?

  1. 2400 + 1200 = 3600 (км.)

Запишите решение этой задачи выражением

(600 * 4) + (600 * 2) = 3600 (Км.)

Запишите ответ к задаче.

Ребята, вот мы и справились я вижу, что вы немного устали. Поэтому давайте встанем со своих мест и немного разомнемся повторяйте за мной….  (Слайд 7)

        

Слушают объяснение педагога

Да, удалось

Выполнение упражнения связанного с решением выражений

О плёнке

Что её купили 5 рулонов по 20 м. в каждом

Сколько всего метров плёнки купили

Умножить количество метров в каждом рулоне, на количество рулонов.

Количество метров необходимых на каждую теплицу, умножить на количество теплиц

Можно сделать вывод, что пленки хватит так как потребуется меньше метров чем есть.

Да, хватит

Умножить скорость самолета на время в пути.

Умножить скорость самолета на 2е время в пути.

Да можем.

Сложением

Л2. Л1. МП1. МР1. МР2. МР3. МР4. МК2. МК3. П1. П2. П3. П4. П5.

  1. Физкультминутка.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь. (Движения согласно слов)

Выполняют физкультминутку

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

А теперь ребята после того как мы размялись, я предлагаю вернуться к нашему плану и посмотреть сумели ли мы выполнить 2 пункт?

Поднимите руку кто считает, что мы его достигли? Поставим галочку.

Хорошо и теперь давайте перейдем к 3му пункту и выполним небольшую интересную и  самостоятельною работу.

Для этого Пожалуйста в своих рабочих листах отступите 2ве строчки вниз и по центру запишите вариант и его №. Начиная от окна 1, 2, 1, 2 …

После того как запишите поставьте ручку на локоток.

Ваша самостоятельная работа будет небольшая, ваша задача выполнить два задания они  расположены на листе который я вам раздала. Первое задание заключается в том, что вам необходимо решить 4 выражения, связанные с сегодняшней темой.

А во втором задании вам нужно решить уравнения.

 

Поднимите руку те, у кого остались вопросы по выполнению работы?

Приступайте. Выполняйте аккуратно, соблюдайте все клеточки, за эту работу я выставлю вам оценки.

-Ребята я вижу, что практически все справились. После завершения работы отложите свои рабочие листы и листы с заданием на край парты, после урока я их соберу и проверю.

А теперь я предлагаю вам найти решение 2х выражений расположенных в конце страницы 88. Для это сейчас я вызову к доске двоих из вас и ребята по очереди решат эти выражения напоминая нам приём решения.

Поднимите руку кому не понятно задание? А все остальные в это время должны внимательно слушать ребят. (Если успеем)!

Спасибо, присаживайтесь.

Да, выполнили

Выполнение самостоятельной работы

МП1. МР2. МР3. П5.

  1. Подведение итогов.

А наш с вами урок подходит к концу, поэтому давайте подведём итоги. (Слайд 8)

-Что нового Вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

 Какая была тема нашего урока?

Удалось ли нам достичь нашей цели урока?

- Какое задание Вам показалось самым интересным?

- Какое задание у вас вызвало больше всего затруднений?

Все ли пункты плана нам удалось выполнить?  (Слайд 9)

Мы узнали приём письменного умножения на однозначное число

Умножение чисел  на однозначное число

Да, удалось

Да

Л3. МП1. МР2. МР3. МР4. МК2. П1. П2. П3.

  1. Рефлексия.

А теперь, ребята, давайте посмотрим на доску, на ней вы видите Буратино, который написал вам начало фраз. Ваша задача - по поднятой руке, по желанию, продолжить эти фразы. Кто готов?   (Слайд 10)

Всё, ребята, вот и закончился, наш прекрасный урок и поэтому последнее на сегодня - это домашнее задание: оно у вас будет интересное. Ваша задача дома выполнить задания №4 и 5, расположенные на странице 88 вашего учебника.. Поднимите руку, кому не понятно домашнее задание? Хорошо.

На этом все, я с вами прощаюсь, спасибо за работу.  Вы все сегодня молодцы и хорошо поработали!

Выполнение рефлексии. Запись домашнего задания

Прощание с педагогом!

Л2. МР3. МР4. МК2. МК3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики 2 класс. Перспектива. Сложение "круглых" десятков с однозначными числами.

Презентация для 2 класса. УМК Перспектива. Урок математики. Первая четверть. Сложение "круглых" десятков с однозначными числами. Работа предполагает устный счет, работу в парах, самостоятельную работу...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Приёмы письменного умножения в пределах 1000" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с приёмом умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.Планируемые результаты: Предметные: знать приёмы письменного умноже...

Технологическая карта урока математики (4 класс). Тема: Прием письменного деления на двузначное число. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование развитию умений применять алгоритм письменного деления на двузначное число, решение задачи, составление выражения с переменной, нахождение значения выражений...