Методическая разработка учебного занятия по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел»
план-конспект занятия по математике (2 класс)

В данной методической разработке учебного занятия представлен опыт работы над формированием устных вычислительных навыков по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» во 2 классе.  Применение изложенных в работе разнообразных методических приемов позволит устранить трудности, возникающие у учащихся при обучении навыкам сложения и вычитания двузначных чисел и более углубленно сформировать умение сложения и вычитания двузначных чисел. Структура занятия построена с использованием  системно  – деятельностного подхода в обучении. Использован богатый краеведческий материал о городе Новосибирске. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_matematike.docx791.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка учебного занятия

по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел»

  для учащихся 2 класса

   Цель: совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100.         

 Задачи:

-  закрепить навыки устного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100;

- формировать навыки финансовой грамотности посредством математических задач;

-развивать логическое мышление с применением в практических задачах;

   Ценность данной методической разработке в том, что программный материал по математике, представлен в уроке - путешествии по родному городу Новосибирску.

     Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного города, к культурно-историческому наследию предков. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

                                                       Основная часть

Технологическая карта учебного занятия

Предмет

Математика

Класс

           2

Тема урока

  Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100

УМК

«Школа России»

ФИО учителя

Кутузова Ирина Федоровна, учитель начальных классов

Образовательная организация

МАОУ СОШ № 218

Тип урока

 Урок общеметодологической направленности

Цель урока

 Совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100       

Задачи урока

  1. Закрепить навыки устного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100
  2. Формировать навыки финансовой грамотности посредством математических задач
  3. Развивать логическое мышление с применением в практических задач

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать:

- закрепить навык сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100;

- использовать навык вычислительных действий в решении уравнений;

 -формировать у учащихся представления о финансовой грамотности;

-решать задачи на нахождение суммы длин сторон прямоугольника, квадрата и треугольника (периметра).   

 Познавательные УУД:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач;

- выделение существенной информации.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

 - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- определять мотивы учебной деятельности;

- развивать навыки сотрудничества при работе в группах.

.

Межпредметные связи

- краеведение, литературное чтение

Оборудование и материалы

компьютер, проектор, презентация, документ-камера, индивидуальные планшеты, карточки для работы в группе, индивидуальные карточки

Используемые образовательные ресурсы

Печатные:

Учебник «Математика» 2 класс, 2 часть. Автор М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Издательство:  Просвещение, 2022 г.
ЭОРы, ЦОРы:

  1. Презентация к уроку созданная в программе Micrsoft Offce Power Point.

Используемые педагогические технологии, элементы, методы и приёмы 

- системно-деятельностный подход;              

 - информационно-коммуникационные технологии;         

 - проблемно-диалогическая элементы;      

  - личностно-ориентированное обучение;      

 - групповая технология;                                    

- здоровьесверегающие элементы;        

-  элементы технологии развития критического мышления;                  

 - элементы исследовательской деятельности.

                                                                       Ход урока

  Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание  деятельности учащихся

I Мотивирование к учебной деятельности.  

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности,   определение темы и цели урока,  создание эмоционального настроя на работу. 

II Актуализация фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: актуализация знаний через пробное учебное действие.

III  Включения изученного в систему знаний.

 Цель: обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся;

 формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

IV Физминутка «Светофор»

 

V Рефлексия учебной деятельности

 Цель: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

На столах карточки с ответами  № 18, 34, 39, 64, 97

- Добрый день, ребята! Хочу прочитать вам такие строки:

На широкой сибирской равнине,           
Где листва тополей шелестит.
Молодой и красивый поныне
Новосибирск

На Оби светлый город стоит.

 – О каком городе эти замечательные строчки? (О Новосибирске). Сколько лет исполняется нашему родному городу Новосибирску в этом году? (130 лет)

СЛАЙД 1

За прошедшие 130 лет он стал самым-самым по разным параметрам.

Сегодня  на уроке математики предлагаю отправиться в  путешествие, чтобы узнать интересные факты из  жизни нашего города.  

– На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? (На автобусе). Какие правила пассажиров нужно соблюдать при поездке в общественном транспорте? 

СЛАЙД 2

– Займите, пожалуйста, свои места. Вы не просто пассажиры, вы теперь команда. Какие правила работы в команде нужно соблюдать, чтобы командная работа была успешной?  

- Что объединяет эти числа? (18, 34, 39, 64, 97). Какие действия вы выполняли с двузначными числами?    

СЛАЙД 3

– Определите, пожалуйста,  тему нашего урока? Какая будет цель нашего урока?   

–Ваши математические знания о двузначных числах и умение их складывать и вычитать, помогут нам сегодня узнать много интересных фактов о г. Новосибирске.

 В добрый  путь!

    

   Игра «ДА – НЕТ!»

СЛАЙД 4

–У Вити 95 рублей. Билет в экскурсионный автобус стоит 45 руб.

– Если Витя купит билет, то у него останется 45 рублей?

 На оставшиеся деньги Витя может купить мороженое  за 20 рублей и шоколадку за 40 рублей?  

–  Хватит ли Вите денег, чтобы купить билет себе и другу?  

 

Остановка «Дорожная»

 – Выполните, пожалуйста, первое задание в Рабочих листах. Чему равны корни ваших уравнений?  

СЛАЙД 5   Железнодорожный мост

Железнодорожный мост.
Мемориал «Городское начало» - единственный в мире памятник железнодорожному мосту.
31 марта 1897 году было открыто движение

СЛАЙД 6   

Остановка «Театральная»

– Выполните, пожалуйста, второе  задание в Рабочих листах.

Найдите значения выражений, записав в столбик.

– Назовите числа – ответы.

 

12 мая 1945 года был открыт

Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета  – самый большой оперный театр в России.  

      

Остановка «Речная»

- Найдите, пожалуйста, сравнительную таблицу рек России. С какой рекой сравнивали реки России  в задачах? Какой вывод можно сделать, используя данные  сравнительной таблицы?

СЛАЙД 7

Река Обь самая широкая река в России(60 м).

  – Как называется устройство, которое световыми сигналами регулирует движение транспорта и пешеходов? А знаете ли вы, что первый памятник светофору появился в Новосибирске? Сколько сигналов у светофора? На какой сигнал светофора нужно (нельзя) переходить дорогу?

 СЛАЙД 8

 Памятник светофору – первый в России.

- Разгадайте математический квадрат.  

 Проверка с использованием Документ камеры.

Остановка «Академгородок»

- Выполните, пожалуйста, командное задание в Маршрутных листах.

 -Найдите периметр фигуры. Прочитайте задания с помощью зеркала и выполните его.

 

СЛАЙД 9  

Проспект имени М.А. Лаврентьева  

-  В нашем городе живёт много умных и образованных людей. Жители Новосибирска стремятся сделать свой город ещё красивее и богаче.  

- А какую мы сегодня выполнили работу? Достигли мы цели урока?

Учитель задает домашнее задание по выбору.

  

СЛАЙД 10   «Продолжите фразу»

 - Оцените работу своей  группы. У вас лежат «лучики». Обсудите и выберите один лучик и прикрепите его к солнышку.

СЛАЙД 12 Музей Солнца

 Единственный музей в мире –

музей Солнца находится в Новосибирске.  

Приветствуют учителя, ждут команды к действию. Каждый ребёнок   получает  один пример на листочке.

 Ребята  распределились по группам (соответственно ответам примеров).  Работают с числами и операциями над ними. Развивают навык устного счета. 

   Вступают в диалог с учителем о городе Новосибирске.

    Выполняют самооценку готовности к уроку.        Настраиваются на успешную учебную деятельность.

 Учащиеся проговаривают правила пассажиров.

  Учащиеся рассаживаются по группам.

Дети проговаривают правила работы в команде.

  Учащиеся сами формулируют тему и цель урока, определив границы знания и незнания.  

Поиск решения задачи по формированию финансовой грамотности.

Активизируют мыслительные процессы: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.

   

В рабочих листах выполняют задание № 1(находят корни уравнений 31, 18, 97).

   

Самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний

   В рабочих листах выполняют задание № 2 (находят значение выражений 12, 19, 45).

Работа с информацией. Ребята работают со сравнительной таблицей по индивидуальным планшетам.

Учащиеся делают выводы о применимости знаний в окружающем мире,  закрепляют  систему знаний через способы действий.

Ребята повторяют правила дорожного движения.

Учащиеся  выполняют физминутку  «Светофор».

     Работа в группе – выполнение задания с опорой на систему знаний,

 обоснование способов действий с формулированием проблем.

Учащиеся находят периметр прямоугольника, квадрата и треугольника.

 

Соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности, оценка работы группы.

   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок опубликован в журнале "Начальная школа: плюс, минус"...

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс

Урок математики  с презентацией по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел" для учащихся 2 класса, система Л. В. Занкова...

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел.Чудеса Украины" 3 класс

Урок закрепления темы "Сложение и вычитание двузначных чисел". Это урок-путешествие по 7 чудесам Украины....

Разработка урока по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100». 2 класс

Открытый урок по математике во 2 классеТема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100».(Урок- путешествие. Обобщающий урок.)Цели: 1. Закрепить знания, умения и вычислительные навыки...

Методическая разработка по математике. Сложение и вычитание двузначных чисел. 3 класс.

Нетрадиционная форма урока математики в 3 классе  коррекционнной школы. Форма занятия - игра с использованием фольклорного материала....