Интегрированный урок окружающего мира и математики
план-конспект урока по математике (1 класс)

Шестакова Елена Евгеньевна

Познакомить с различными видами упражнений на развитие внимания и памяти; способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5

Развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию; умения задавать вопросы познавательного и учебного характера; осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру; совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

Воспитывать культуру общения, умение работать в парах,  слушать друг друга; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке;  способствовать воспитанию у учащихся логической культуры мышления на уроках окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_1_klass.docx590.68 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира и математики

в 1 «В» классе

Учитель: Шестакова Е.Е.

Тема: «Будь внимательным!». Число 5. Состав числа 5.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели:

1.Создать условия для  понимания  значения внимания и памяти в жизни человека.

2.Рассмотреть состав числа 5.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с различными видами упражнений на развитие внимания и памяти;

- способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5

Развивающая:

 - развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;

- развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;

-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

Воспитательная: 

- воспитывать культуру общения, умение работать в парах,  слушать друг друга;

- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке;

- способствовать воспитанию у учащихся логической культуры мышления на уроках окружающего мира.

Методы обучения: деятельностный метод обучения: словесные, наглядные, практические, частично поисковые.

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, в группе.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник математики, тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
  • предметные картинки;
  • раздаточный геометрический материал
  •  карточки для работы в парах.

Для учителя

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  • наглядность.
  • Педагогические технологии:
  • - личностно – ориентированного обучения;
  • - объяснительно – иллюстративного обучения;
  • - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • -ИКТ - технология (презентация);
  • - здоровьесберегающее обучение.
  • - технология проблемно-диалогического обучения;
  • - ТКМ

Планируемые предметные результаты:

  -   создать условия для  понимания  значения внимания и памяти в жизни человека,    

    необходимости  тренировки внимания и памяти, закреплять внешнее строение человека;

    развитие памяти, внимания, мышления, интеллектуального развития, речи,  

     самостоятельности;

- способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5;

- пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел;

 - закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счёта в изученном концентре.

Планируемые метапредметные результаты:

Коммуникативные

    - участвовать в диалоге при выполнении заданий;

    - оценивать действия одноклассников.

    - осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, предметы;

  - ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Регулятивные универсальные учебные действия:

   - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

  -  отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Личностные универсальные учебные действия: 

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Создание мотивации успеха.

У: Вы пришли сюда…

Д: Учиться.

У: Не лениться, а …

Д: Трудиться.

У: Работать как?..

Д: Старательно.

У: А слушать как?..

Д: Внимательно.

У: Если хочешь отвечать…

Д: Руку не забудь поднять!

У: Если спросят?..

Д: Надо встать, громко, чётко отвечать.

Работа со скороговоркой.

У пеньков пять опят,

Нашли пятеро ребят.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

На слайде появляются 5 человечков(грустный, радостный, злой, спокойный, веселый)

Какой из них вам больше всего нравится? Какую роль в жизни человека имеет хорошее настроение? От чего зависит настроение? Назовите 5 приемов улучшения настроения.

1 прием. Подвигаться под ритмичную музыку.

(Звучит музыка – дети двигаются) (в паре)

2 прием. Вызвать у себя или у друга смех.  (в паре)

- Можно, например, послушать или прочитать смешную историю.

3 прием. Полакомиться сладостями.

4 прием. Поиграть с животными.

5 прием. Почитать книгу вместе с мамой.

Учитель: Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

III. Целеполагание и мотивация

Ребята представьте себе, что вы попали в книгу, где главному герою требуется помощь. Как вы считаете: Надо ли помочь этому человеку? (надо) Кто из вас хочет помочь ему? (хочу) А сможете ли вы помочь человеку? (могу)  На доске появляются таблицы НАДО, ХОЧУ, МОГУ. ПРИЕМ ТРКМ  

 ЭОР. Просмотр фрагмента видео мультипликационного фильма «Вот какой рассеянный».

Кто узнал этого героя?

 Что произошло в этом фрагменте?

 Почему с этим человеком случаются такие ситуации?

Кто запомнил, что он сделал не так как надо?  

Это фантастика или такое может произойти и в реальной жизни?

Как называют героя этого произведения? Рассеянный

Как вы понимаете понятие рассеянный ?

Дать понятие рассеянного человека из словаря Ожегова.

Рассеянный - не умеющий сосредоточиться, невнимательный человек.

Что нужно делать человеку, чтобы не быть рассеянным? (быть внимательным)

-Так какая будет тема нашего урока по окружающему миру?

Тема: «Будь внимательным!».

Таблица НАДО, ХОЧУ, МОГУ. Прием ТРКМ

Учитель: цель нашего урока окружающего мира: Создать условия для  понимания  значения внимания и памяти в жизни человека.

- Какие задачи поставим для себя?  

1) мы узнаем…для чего нам нужно развивать внимание и память

2) мы сможем… бережно и внимательно относиться к друг другу

3) мы научимся… тренировать внимание и память

- Посмотрите на дорожку успеха  и отметьте смайликом  1 , если вы ничего не знаете по этой теме; на 2- знаю и понимаю ,3 – знаю, но недостаточно и хочу ещё узнать,4 – могу применить; 5 ступень – могу научить другого.

А сейчас посмотрим, вы внимательные или нет.

Работа с раздаточным геометрическим материалом в парах.

– Возьмите геометрические фигуры.
– Какое задание мы можем выполнить с этими геометрическими фигурами? 
(Мы можем их объединить по цвету, по размеру, по форме.) приём «Яркое пятно» Технология проблемно-диалогического обучения)
– Выполните.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/566946/img1.gif

– На какие две группы мы разделили по форме? (Треугольники и круги.
– Сколько кругов? 
(3)
–Сколько треугольников? 
(2)
– Сколько всего фигур? 
(5)
– На какие две группы мы разделили по размеру? 
(Большие и маленькие.)
– Сколько больших фигур? 
(1)
– Сколько маленьких? 
(4)
– Сколько всего? 
(5)
– На какие две группы мы разделили по цвету? 
(Синие и красные.)
– Сколько красных? 
(4)
– Сколько синих? 
(1)
– Сколько всего? 
(5)

– С каким числом предметов вы встретились при выполнении этого задания? (С числом 5.)

Что мы уже знаем об этом числе?
– Сколько предметов обозначает число 5?
– Чем отличается число от цифры? 
(Число обозначает количество предметов, цифра – знак для записи числа.)

 - Где встречается число 5? (– чувства, ладонь, звезда, морская звезда,  клён)

– Сформулируйте тему урока Число 5. Состав числа 5.

Таблица НАДО, ХОЧУ, МОГУ.

Учитель: цель нашего урока математики: Рассмотреть состав числа 5.

- Какие задачи поставим для себя?  

1) мы узнаем…состав числа 5

2) мы сможем… бережно и внимательно относиться к друг другу

3) мы научимся… складывать числа  на основе знания состава числа 5

Посмотрите на дорожку успеха  и отметьте смайликом  1 , если вы ничего не знаете по этой теме; на 2- знаю и понимаю ,3 – знаю, но недостаточно и хочу ещё узнать,4 – могу применить; 5 ступень – могу научить другого.

IV. Открытие новых знаний

- В каких ситуациях человеку нужно быть особенно внимательным?

На доске появляются картинки, на которых изображено в каких ситуациях и с какими предметами человек должен быть внимательным.

Как вы можете объяснить слово «Внимательным»?

Давайте сейчас на уроке тоже будем внимательными.

Разминка для ума. Рассмотри рисунки. Обьясни, что означают схемы. Какие еще равенства можно составить по этим рисункам? (запись на доске) 5 = 1 +4

5 = 4 + 1       5 = 2 + 3      5 = 3 + 2

C:\Users\Макс\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF7382.jpg   

V. Первичное закрепление изученного

Работа  по  учебнику окр. мир (стр 48)

Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике.

- Встречали ли вы рассеянных людей?

- Что с ними обычно случается?

-  Какой совет вы можете дать рассеянным людям?

(Ответы детей) И дома, и на улице и в школе  нам  НАДО быть внимательными (выносим на доску)

Развивать память, быть внимательнее к себе и к окружающим. Знать правила, запоминать дорогу и т.д.

Физминутка.

Игра «Всё наоборот»

Ученики выполняют движения, которые учитель показывает, а не говорит.

- Какие части тела мы с вами сейчас разминали?

- Что вам помогло при выполнении упражнений?

(Ответы детей)  Внимание

- А теперь прочитаем правило в учебнике. Читает хорошо читающий ученик.

Если не хочешь быть рассеянным, тренируй память и внимание.

Как вы понимаете слово ТРЕНИРУЙ?

Что можно тренировать?

А нужно ли вам тренировать внимание и память?

Хочу тренировать внимание и память

Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 49 и помогите Пете и Даше собрать потерянные вещи.

- Посоветуйте, что делать детям, чтобы не терять свои вещи?

- Что нужно делать, чтобы тренировать память?

Ответы детей ( учить стихотворение, проводить игры на развитие памяти..)

А можно ли тренировать внимание?

В парах

Упражнение 1

Посмотрите внимательно на свою одноклассницу. Закройте глазки.

Что изменилось?(2-3 раза)

Что нам потребовалось чтобы заметить изменения? ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Упражнение 2

Перед вами равенства  5 = 1 + 4     5 = 4 + 1       5 = 2 + 3      5 = 3 + 2 . Запомни в каком порядке  они стояли , а теперь повторите.

Что нам потребовалось выполнить это упражнение? ПАМЯТЬ

Вызвало ли это задание у вас затруднение, а если его повторить несколько раз?

Сделаем вывод. Можно ли тренировать внимание и память?

МОГУ тренировать внимание и память

Работа  по  учебнику матем. (стр 79) №5

Сколько ложек? 4

– Сколько надо добавить, чтобы получилось 5? 1

– Почему? (5 – это 4 да 1.) и т. д.

Задание в тетради (< >) и № 4 – самостоятельно.

Взаимопроверка. Результаты проверки показывают волшебной линейкой.

Физминутка

Один, 2, 3, 4, 5

Будем вместе повторять.

1 да 4 будет … (5)

2 да 3 – тоже… (5)

3 да 2, 1 и 4

Всю пятёрку изучили.

А теперь мы отдохнём и опять считать начнём.

5 хлопков в ладоши. 5 прыжков на месте.

– Молодцы! Тихонько сели.

Самостоятельная работа

1. Я даю вам работу на карточках. Обведи в каждой карточке, те 2 числа, которые представляют состав числа 5

3

8

1

7

   6

4

5

2

3

8

1

7

    6

4

5

2

Какое качество вам потребовалось при выполнении задания? ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

2. Работа по тетради окр. мир. (стр.39) Посмотрите внимательно на фигуры, закройте глаза, просчитайте до 5 и запомните их.

Нарисуйте эти фигуры. Что потребовалось вам при выполнении задания? ПАМЯТЬ

VI. Закрепление изученного материала

Работа в группах.

Задания для слабых групп. Ребята, а сейчас используем и свою память и внимание и выполним ещё одно задание. Я раздаю вам картинки, в которых надо найти 5 отличий.

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1528/1_3fcfb8542ce3172227f56287ddb17a23_1436449760.jpg

Задание для сильных групп.

Составьте свои упражнения для развития внимания и памяти.

Задание для сильных групп.

Приём «Хочу спросить» или «Задай

вопрос». ТРКМ Составьте к изученному материалу по 5 вопросов. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос ученику другой группы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали? Таблица НАДО, ХОЧУ, МОГУ.

Для чего необходимо тренировать память, внимание и знать состав числа 5?

Прием «Свободный обмен   мнениями».

«Я-сообщение» («Меня сегодня  удивило , восхитило,

поразило…»; «Мне было интересно…» и т.д.), вопросы, заданные

друг другу («Скажи, как это у тебя получилось ?»; «Где это тебе  пригодиться?

Посмотрите на дорожку успеха  и отметьте смайликом 1 , если вы ничего не знаете по этой теме; на 2- – знаю, но недостаточно и хочу ещё узнать,3 – знаю и понимаю ,4 – могу применить; 5 ступень – могу научить другого.

https://static8.depositphotos.com/1012104/906/i/950/depositphotos_9066005-stock-photo-lost-emoticon.jpg     https://static8.depositphotos.com/1012104/906/i/950/depositphotos_9066069-stock-photo-wondering-emoticon.jpg         https://cdn.pixabay.com/photo/2012/04/05/01/08/emoticon-25530_1280.png                C:\Users\Макс\Desktop\0656cb11-b79f-11e5-8269-1867b04217fb_a9e1f35c-b7e9-11e5-8269-1867b04217fb-500x500.png              http://bezfona.ru/_im/114_resize_1449320047_bezfona.ru.png

       1               2                 3                  4                    5

Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.

– Спасибо за работу. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

      Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль

Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев...

Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классепо УМК "Школа России"....

Интегрированный урок окружающего мира и математики. Путешествие по поясам освещённости героев м/ф "Маша и Медведь"

Урок проведён в форме путешествия героев м/ф "Маша и Медведь" по поясам освещённости. Параллельно учащиеся осваивали нумерацию чисел в пределах 100. Презентация выполнена на mimiostudio, которую можно...

Интегрированный урок окружающего мира и математики "Планета заболела"

На уроке формируются представления о Земле как общечеловеческом доме; показывается важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; закрепляется табличное умноже...