Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе на тему: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Клементьева Алена Александровна

Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике, которая помогает поэтапному формированию умения рационально распоряжаться финансами. Ведь именно математическая составляющая является основой финансовой грамотности. Среди этих составляющих основными являются:

  • умение делать расчеты,
  • умение производить сравнения,
  • умение находить рациональное решение.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. Это может рассматриваться, как элемент математического обучения, когда с развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников. 

В 3 классе учащиеся начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Много внимания уделяется также решению задач практической направленности. При введении формулы на нахождение цены, количества и стоимости товара для учащихся по программе курса математики было уместно актуализировать знания детей по основным, уже знакомым понятиям «наличные деньги», «купюры», «монеты» и ввести понятия «банковская карта», «безналичные деньги».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока122.16 КБ
Файл Презентация к уроку259.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе

Тема урока: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Цель урока: научить детей решать задачи, связанные с величинами цена, количество, стоимость; сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний, способствующих повышению уровня финансовой грамотности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь читать, записывать и сравнивать значения (цена, количество, стоимость) с использованием основных единиц измерения; решать задачи, связанные с расчетом стоимости и выполнением элементарных денежных операций; уметь считать сдачу при покупке товаров и оплате услуг, а также эффективно пользоваться деньгами.

Метапредметные результаты:

Познавательные: умение находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий, используя различные источники, такие как учебные пособия, энциклопедии, справочники (включая электронные и цифровые), а также использование схем и таблиц для решения задач.

Коммуникативные: развитие способности работать в парах, в группах, выражать свою точку зрения, развитие внимательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, способствовать формированию рационального финансового поведения и успешной социализации обучающихся.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свою деятельность на уроке, вносить необходимые коррективы в план решения, готовить детей к жизни в современном обществе.

Личностные: развивать умение критически подойти к своему ответу, самоанализу при выставлении отметок, осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.

Материальное обеспечение урока: учебник «Математика.3 класс»,

карточки  с кроссвордом, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не сможет подняться ракета.

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

2. Актуализации знаний.

 1. Работа в парах

Повторить правила работы в паре, каждой паре раздать кроссворд.

- Ребята, перед вами кроссворд. Отгадав его, вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.

 Разгадывание кроссворда «Математические понятия»

- А сейчас мы разгадаем кроссворд, чтобы узнать, куда мы сегодня с вами отправимся.

1.Результат сложения (сумма)

2.Если мы длину прямоугольника умножим на ширину, что найдём? (площадь)

3.Какая самая маленькая единица массы (грамм)

4.Результат деления (частное)

5.Результат вычитания (разность)

6.Как называется сумма длин сторон геометрической фигуры (периметр)

7. Действие, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых (умножение)

- Какое слово у нас получилось? (магазин)

- Верно, сегодня мы с вами отправимся в магазин.

2. Устный счет.

- Идя в магазин, что мы должны хорошо уметь делать? Считать быстро и правильно, знать правила этикета, получить сдачу и посчитать полученные деньги.

1. Увеличь 8 в 5 раз (40)

2. Уменьши 30 в 6 раз (5)

3. Найди произведение чисел 6 и 9 (54)

4. Найди частное от деления чисел 56 и 8 (7)

5. Произведение чисел 72. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель? (9)

6. Делимое равно 35. Делитель 7. Чему равно частное? (5)

7. Во сколько раз 24 больше 3? (8)

8. Во сколько раз 24 больше 8? (3)

9. Увеличь 20 на 4 (24)

10. На сколько 24 больше 8? (16) 

- Молодцы!

Итак, сегодня мы идем в магазин «Книги»

(Выявление затруднения)

Решите задачу:

Катя купила книги. Сколько денег потратила Катя? 

- В чем сложность?  Что именно создает проблему?

- Не можем ответить на этот вопрос задачи.

- Почему вы не можете ответить на вопрос? (Нет данных.)

- Выберите величины, без которых мы не можем решить данную задачу.

Время, скорость, цена, расстояние,масса, стоимость,возраст, количество, длина.

- Случайно ли получились у нас эти слова? Какую тему мы сегодня обсуждаем?

- Сформулируем  тему сегодняшнего урока.

Решение задач с величинами  цена, количество, стоимость.

- Какие задачи мы перед собой поставим?

Мы будем  повторять определения цены, количества и стоимости. Нам необходимо найти недостающие данные и решить задачу. Узнать формулу для расчета стоимости. Научиться решать задачи, связанные с ценой, количеством и стоимостью товаров. Избегать ошибок при покупке товаров в магазине.

3. Самоопределение к деятельности.

- Мы идем в магазин, что необходимо взять с собой? (Кошелек с деньгами или банковскую карту.)

- Как называются деньги, которые мы храним в кошельке? (Наличные.)

- Что такое наличные деньги? (Наличные деньги - денежные средства в форме бумажных денег и монет.)

- Как называются бумажные деньги? (Бумажные деньги называются купюрами.)

- А металлические? (Металлические деньги называют монетами.)

- Что такое банковская карта?  Ответы детей.

- Давайте узнаем точное определение (дети читают определение с интерактивной доски):

Банковская карта — пластиковое идентификационное средство, с помощью которого держателю платежной карты предоставляется возможность осуществлять операции оплаты за товары и услуги, а также получать наличные средства.

- А как называются деньги, которые мы храним на банковской карте? Безналичные.

- Что такое безналичные деньги? (Безналичные деньги - деньги на банковских счетах, которые служат для оплаты товаров, услуг или проведения денежных сделок без использования бумажных денег.)

- Молодцы.

- Перед вами два кошелька. В одном кошельке 1рубль, а в другом 100 копеек. Что можете сказать об 1 рубле  и 100 копейках?  Ответы детей.

1руб.=100 коп. Запишите в тетрадь.

Задание на сравнение единиц (с записью в тетрадь):

67 коп.    5 руб.

5 руб.      500 коп.  

200 коп.    3 руб.

70 коп.      6 руб.

4. Открытие  нового знания. 

 Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

- Итак, мы  идём в книжный магазин. Необходимо дополнить условие задачи.

Катя купила 2 книги. За одну книгу заплатила 110 рублей. Сколько денег заплатила Катя?

- Что означает число 2 в этом случае? (Количество книг.)

- Что означает число 110? (Цена одного предмета.)

- Что нужно найти? (Сколько стоят две книги.)

Т.е. нам необходимо найти стоимость. Как найдем стоимость?

110*2=220 (руб.)

-У нас в кошельке несколько купюр, какие купюры можем использовать при желании купить эти книги?(на экране интерактивной доски) (200р. и 100р.)

-Сколько рублей получим сдачу? (300-220=80 (руб.))

Решая такие задачи, условие можно записать в таблицу.

Цена предмета

Количество предметов

Стоимость

110 р.

2шт.

? р.

- Начертим таблицу и решение запишем в тетрадь.

Вывод: чтобы узнать стоимость всей покупки, нужно цену умножить на количество товара.

- Как найти цену? (Надо стоимость разделить на количество.)

- Как найти количество? (Надо стоимость разделить на цену.)

- Где вы можем использовать полученное знание? (При решении задач на нахождение стоимости, при покупке товаров в магазине.)

- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на  нахождение стоимости.)

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление нового знания.

Работа в группах

- Ребята, теперь мы будем учиться использовать наши знания при решении практических задач.

Игра «Создание чеков на купленные товары в магазине канцтоваров и в продуктовом магазине».

 

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Ручка

8

10

Карандаш

6

7

Ластик

5

6

        Итого:

 

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Шоколадка

50

2

Жевательная резинка

30

3

Мороженое

23

2

        Итого:

        

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.                          

 Решение заданий по учебнику на странице 22.

8. Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности, самоанализ, рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Как узнать цену, зная стоимость и количество?

- Как узнать стоимость, зная цену и количество?

- Как узнать количество, зная стоимость и цену? 

-Пользуясь цветными карандашами, покажите, на сколько вы поняли тему урока.

Красный  – было сложно.

Желтый - почти разобрался.

Зеленый - мне все понятно.

-Запишите домашнее задание. Спасибо за урок!

Приложение 1

Кроссворд «Математические понятия»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.Результат сложения. 

2.Если мы длину прямоугольника умножим на ширину, что найдём? 

3.Какая самая маленькая единица массы .

4.Результат деления. 

5.Результат вычитания. 

6.Как называется сумма длин сторон геометрической фигуры.

7. Действие, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых.

Кроссворд «Математические понятия»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.Результат сложения. 

2.Если мы длину прямоугольника умножим на ширину, что найдём? 

3.Какая самая маленькая единица массы .

4.Результат деления. 

5.Результат вычитания. 

6.Как называется сумма длин сторон геометрической фигуры.

7. Действие, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых.

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Ручка

8

10

Карандаш

6

7

Ластик

5

6

        Итого:

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Ручка

8

10

Карандаш

6

7

Ластик

5

6

        Итого:

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Ручка

8

10

Карандаш

6

7

Ластик

5

6

        Итого:

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Шоколадка

50

2

Жевательная резинка

30

3

Мороженое

23

2

        Итого:

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Шоколадка

50

2

Жевательная резинка

30

3

Мороженое

23

2

        Итого:

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Шоколадка

50

2

Жевательная резинка

30

3

Мороженое

23

2

        Итого:

Слайды презентации:

1 слайд.

Кроссворд «Математические понятия»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

2 слайд.

Кроссворд «Математические понятия»

1.

С

У

М

М

А

2.

П

Л

О

Щ

А

Д

Ь

3.

Г

Р

А

М

М

4.

Ч

А

С

Т

Н

О

Е

5.

Р

А

З

Н

О

С

Т

Ь

6.

П

Е

Р

И

М

Е

Т

Р

7.

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

3 слайд.

Тема урока:

Решение задач с величинами  цена, количество, стоимость.

4 слайд.

Банковская карта — пластиковое идентификационное средство, с помощью которого держателю платежной карты предоставляется возможность осуществлять операции оплаты за товары и услуги, а также получать наличные средства.

5 слайд.

D:\рабочий стол\защита\i.jpgD:\рабочий стол\защита\i.jpg

          1 рубль                    100 копеек

6 слайд.

1руб.=100 коп.

7 слайд.

67 коп.    5 руб.

5 руб.      500 коп.  

200 коп.    3 руб.

70 коп.      6 руб.

8 слайд.

D:\рабочий стол\защита\аi.jpg           D:\рабочий стол\защита\iо.jpg

D:\рабочий стол\защита\сi.jpg           D:\рабочий стол\защита\сi.jpg

9 слайд.

Цена предмета

Количество предметов

Стоимость

110 р.

2шт.

? р.

10 слайд.

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Ручка

8

10

Карандаш

6

7

Ластик

5

6

        Итого:

11 слайд.

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Ручка

8

10

80

Карандаш

6

7

42

Ластик

5

6

30

        Итого:

152

12 слайд.

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Шоколадка

50

2

Жевательная резинка

30

3

Мороженое

23

2

        Итого:

13 слайд.

Наименование товара

Цена предмета

(руб.)

Количество предметов

(шт.)

Стоимость

(руб.)

Шоколадка

50

2

100

Жевательная резинка

30

3

90

Мороженое

23

2

46

        Итого:

236


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворд «Математические понятия» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Слайд 2

Кроссворд «Математические понятия» 1. С У М М А 2. П Л О Щ А Д Ь 3. Г Р А М М 4. Ч А С Т Н О Е 5. Р А З Н О С Т Ь 6. П Е Р И М Е Т Р 7. У М Н О Ж Е Н И Е

Слайд 3

Тема урока: « Решение задач с величинами цена, количество, стоимость»

Слайд 4

Банковская карта — пластиковое идентификационное средство, с помощью которого держателю платежной карты предоставляется возможность осуществлять операции оплаты за товары и услуги, а также получать наличные средства.

Слайд 5

1 рубль 100 копеек

Слайд 6

1руб.=100 коп.

Слайд 7

67 коп. 5 руб. 5 руб. 500 коп. 200 коп. 3 руб. 70 коп. 6 руб.

Слайд 9

Цена предмета Количество предметов Стоимость 110 р. 2шт. ? р.

Слайд 10

Наименование товара Цена предмета (руб.) Количество предметов (шт.) Стоимость (руб.) Ручка 8 10 Карандаш 6 7 Ластик 5 6 Итого:

Слайд 11

Наименование товара Цена предмета (руб.) Количество предметов (шт.) Стоимость (руб.) Ручка 8 10 80 Карандаш 6 7 42 Ластик 5 6 30 Итого: 152

Слайд 12

Наименование товара Цена предмета (руб.) Количество предметов (шт.) Стоимость (руб.) Шоколадка 50 2 Жевательная резинка 30 3 Мороженое 23 2 Итого:

Слайд 13

Наименование товара Цена предмета (руб.) Количество предметов (шт.) Стоимость (руб.) Шоколадка 50 2 100 Жевательная резинка 30 3 90 Мороженое 23 2 46 Итого: 236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики для 3 класса по теме « Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». УМК "Школа России"

 Проект урока по теме: « Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»  с теоретическими  основаниями (формируемыми ууд)....

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость"

Конспект урока по математика по теме " "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость" + презентация...

Конспект урока математики по теме Решение задач с величинами цена, количество, стоимость

Материал для проведения урока во 2 классе по  учебникам Т.Е Демидовой, С.А Козловой, А.П. Тонких в образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: "Решение задач с величинами "цена, количество, стоимость". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на нахождение цены, стоимости и количества; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые резуль...

Конспект урока и презентация по математике. Тема: "Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость". 3 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «цена», «количество», «стоимость» , учить решать задачи с даннымивеличинами.Планируемые результаты:Предметные: зн...

Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

Данная методическая разработка посвящена моделированию урока по математике в 3 классе по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость». Урок написан по программе «Шк...