Конкурсная работа "К вершинам мастерства" математика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Колобзарова Ангелина Владимировна

Методическая разработка урока по теме:

«Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3_klass.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

Методическая разработка урока по теме:

«Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком»

Разработала: Колобзарова Ангелина Владимировна

Учитель

п. Малиновский, 2024

Учебный предмет

Математика

Класс        

3

Цель урока

формирование представлений о решении задач на понимание смысла арифметического действия деление с остатком.

Программа

УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И.,  Бантова М.А.  и др.

Задачи урока

Образовательные:

– активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

–  обобщить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком;

–  продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

– формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания$

–  расширять  знания учащихся об использовании  математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие:

– формировать универсальные учебные действия;

– способствовать развитию ключевых компетенций учащегося;

– развивать эмоциональную сферу учащихся;

– развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение;

– развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные:

– формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения;

– воспитывать ответственное отношение к безопасному участию в дорожном движении;

– формировать навыки  функциональной грамотности.

Метапредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

Тип урока

Урок  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

 

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

I

Мотивация к учебной деятельности

Методы организации работы:

– диалоговое общение

– эмоциональная рефлексия.

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся в стихотворной форме.

Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку.

– Здравствуйте, дорогие дети! Я рада приветствовать вас в нашем новом кафе-ресторане «Dolce Vita», что в переводе с итальянского означает «Сладкая жизнь». 

– Я – директор кафе-ресторана, а это мои помощники: шеф-повар Худынин Егор, суши-повар – Костенко Валерия, а это наши поварята:

– Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное,  (ученики хором)
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.

– Посмотрите, как уютно и красиво у нас в кафе-ресторане.

– Прежде чем работать поварами, наши дети долго и упорно учились на окружающем мире в школе поваров и создали свои проекты для книги здорового питания «Школа кулинаров». Вы посмотрите, как они старались. (Помощники раздают гостям кулинарные рецепты).

Помощники-поварята говорят:

– В наше время,
Чтобы строить
Рестораном
Управлять,
Помни, друг,
Что надо твёрдо
Математику
Познать!

– Девиз нашего урока:

В задачах тех ищи удачи
Где получить рискуешь сдачи. (Л. Хейл)

– Как вы понимаете этот девиз?

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя. Воспринимают информацию визуально на слух. Участвуют в эмоциональной рефлексии.

Регулятивные УУД: умение    мобилизоваться для

выполнения работы.

Познавательные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД: умение принимать и сохранять информацию.

Организовать детей. Проверить  готовность к уроку. Создать позитивное настроение.

II

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Устный счет. Работа по учебнику

Цели для учащихся:

– включиться в учебно-познавательную деятельность;

– сформулировать вместе с учителем цели урока.

Цели и задачи для учителя:

– поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

– обеспечить совместное целеполагание;

– показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

– способствовать развитию  речи как показателю  интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

– интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

– Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров.

– Продолжается работа,
Устно мы считаем что-то.
Сравниваем, размышляем,
Без ошибок отвечаем.

– Давайте проведем игру «Расскажи о числе».

– Наше кафе открывается 20 апреля. Расскажите всё, что вы знаете об этом числе.

– Из каких цифр состоит это число?

– Числа-соседи числа 20?

– Состав числа 20?

– На какие числа делится число 20 без остатка?

– Как называются компоненты действия деления?

– Решите логическую задачу на странице 29.

(Учитель читает и закрепляет на доску «вазы с фруктами» – картинки).

– Для украшения нашего кафе Данила, Илья и Никита принесли вазы с фруктами. В вазах у Данилы и Ильи было по 3 яблока, в вазах у Данилы и Никиты  по 6 груш. Кто какие вазы принёс?

– Молодцы, вы справились. А теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

– Мои помощники, раздайте поварятам «тарелочки» – первому ряду, второму ряду и третьему ряду.

(Дети раздают «тарелочки» разного цвета – круглые карточки с заданием на обороте, дне тарелочки).

– С какой проблемой вы столкнулись при раздаче тарелочек?

– Почему «тарелочки» остались?

– Какое математическое действие вы производили, раздавая тарелочки.

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Давайте вместе составим меню на сегодняшний день работы кафе «Dolce Vita».

– Чем мы сегодня будем заниматься? Наметим план наших действий.

Меню-план урока:

1. Повторить алгоритм и способы деления с остатком.

2. Решать задачи на деление с остатком.

3. Работать в рабочей тетради.

4. Работать в паре с соседом по парте, в группе.

Участвуют в диалоге с учителем:

воспринимают информацию визуально и на слух

Участвуют в математической разминке.

Участвуют в диалоге с учителем. Воспринимают информацию визуально.

Участвуют в диалоге с учителем

– Их было больше чем поварят.

– Мы их поровну делили на всех поварят.

– Мы будем решать задачи на деление с остатком.

Регулятивные УУД:

умение  осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить,   контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы; умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать учебные действия.

Познавательные УУД:

умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач;

умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов;

умение работать с информацией,  содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую.

Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать  ответ: устанавливать его реалистичность.

Решать  простые и составные текстовые задачи в одно-два действия.

III

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации

Цели для учащихся:

– в ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий.

Цели и задачи для учителя:

– организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

– организовать условия для воспроизведения имеющихся  знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

– диалоговое общение;

– постановка и решение текстовой задачи;

– интерактивное обучение.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

– Откройте учебники на странице 29. Что вы увидели на этой странице?

– Давайте поработаем с примерами.

– Первый пример у доски прокомментирует …: 53 : 8.

– ... расскажет нам второй способ деления с остатком подбором: 78 : 9.

– Остальные примеры решите самостоятельно в учебнике письменным делением столбиком удобным для вас способом.

– Выполнили? Проверяем самопроверкой, ответы говорит …

– Молодцы!

– На полях – вазы с фруктами. Мы видим деление с остатком в письменной записи столбиком. Мы вспомним алгоритм деления с остатком и будем его применять в решении задач.

– Это деление с остатком. Надо вспомнить, по таблице умножения на 8, какое самое большое число до 53 без остатка делиться на 8. Это число 48. Найдём частное: 48 : 8 = 6. Найдём остаток: 53 – 48 = 5. Остаток меньше делителя, значит действие выполнили верно. (Записывает столбиком у доски).

– Если трудно вспомнить самое большое число до 78, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора.

Попробуем в частном 4. 9 х 4 = 36. Найдём остаток и сравним его с делителем: 78 – 36 = 42, 42 больше 9, значит 4 мало. Попробуем в частном 7. 9 х 7 = 63, 78 – 63 = 15, больше 9, значит 7 мало. Попробуем в частном 8. 9 х 8 = 72, 78 – 72 = 6, меньше 9, значит частное 8, а остаток 6.

Работают в рабочих тетрадях.

– Частное 2 ост. 5,  частное 3 ост. 5, частное 2 ост. 10.

Регулятивные УУД:

умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала; умение участвовать в решении учебной задачи. Познавательные УУД:

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач; умение

пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать  ответ: устанавливать его реалистичность.

Решать  простые и составные текстовые задачи в одно-два действия.

IV

Физкультминутка

Методы организации работы:

– диалоговое общение.

Форма организации работы: групповая.

– Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи.

– Но думаю, что вы устали. Проведем минутку отдыха.

– Я приглашаю своих помощников. Мы начинаем готовить. Повторяйте за Егором и Лерой.

Тесто мы сейчас замесим (хлопаем в ладоши)
Для блиночков золотых,
Чтобы солнышко здесь встретить
(разводим в стороны руки)
И гостей всех угостить.

Мы муку сейчас просеем, (движение в соответствии с текстом)
Сито мы скорей возьмем;
Яйца, масло мы добавим 
И все быстро мы взобьем
(«миксер» руками).

Вы блиночки выпекайтесь (кружим кистями рук),
Быть румяными старайтесь.
Чтоб весна скорей пришла
(хлопаем в ладоши)
И друзей всех собрала.

Выполняют двигательную физкультминутку.

Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание.

Познавательные УУД: умение  структурировать знания.

Коммуникативные УУД: умение   адекватно взаимодействовать   в группе при выполнении учебного задания.

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цели для учащихся:

– в ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

– обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;

– обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях;

– показать практическую значимость изучаемого материала.

Методы организации работы:

– диалоговое общение;

– интерактивное обучение.

Форма организации работы: работа в группах.

(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает определённое количество кругов:

1-я группа – 15 «блинов», 2-я группа – 16 «блинов», 3-я группа – 17 «блинов», 4-я группа – 18 «блинов», 5-я группа – 19 «блинов» и все группы получают чистую карточку. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)).

– Вы работаете в кафе-ресторане. На масленицу Шеф-повар испёк блины. Разложите блины на порции так, чтобы в каждой порции было по 3 блина. Запишите, сколько порций получилось и сколько блинов осталось. Составьте модель-схему условия и решения задачи на числовом луче. Запишите числа на этой же карточке. Блинчики можно наклеить в свои тарелочки. Запись решения задачи нужно разместить в тетради, а представитель группы размещает карточку на доске.

– Готовы? Давайте проверим задание вместе.

– Сколько порций блинов получилось?

– Какой остаток получился при делении на 3?

– Как вы решали задачи?

– Возьмите свои тарелочки, присаживайтесь на свои места.

– Решите задачу в паре. Какая пара решит раньше поднимет руки «домиком».

– Переверните ваши тарелочки и прочитайте задачу, которая досталась вашему ряду (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

– Запишите решение задачи № 2 в тетрадь без краткой записи. Ответ – полным предложением.

– Давайте сыграем в игру «Верно – неверно».

– Напишите в тетради блиц-турнир и пронумеруйте цифры от 1 до 5. Будем ставить «+» и хлопать в ладоши, если утверждение верно. Если утверждение неверно, то ставите «–» и в ладоши, соответственно, хлопать не нужно.

– В наше кафе-ресторане булочка стоит 14 рублей. На 100 рублей можно купить максимум 7 булочек. Верно? А сколько рублей останется? Докажите!

– На каждого посетителя, который покупает чай с сахаром полагается 11 грамм сахара. В кафе 8 человек. Нашему шеф-повару Худынину Егору нужно бросить в чайник минимум 80 граммов сахара, чтобы получился вкусный чай. Верно?Почему?

– Для приготовления суши надо 16 стаканов рисовой крупы. А воды в 3 раза больше. Нашему суши-повару Костенко Валерии надо в кастрюлю налить 50 стаканов воды. Верно?

– Пакет сока стоит 22 рубля. Наибольшее количество пакетов сока, которое можно для кафе можно купить на 100 рублей – это 5 пакетов. Верно?

– В нашем кафе-ресторане «Dolce Vita» присутствуют 9 гостей. Мне понадобиться 18 пирожков, чтобы каждого угостить по 2 пирожка. Верно?

– Давайте проведем взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями, проверьте с образцом на доске. Поставьте отметку или смайлик-блинчик.

Воспринимают информацию на слух и выполняют инструкции учителя. Выполняют учебное задание в группах.

Представляют результат работы групп.

Выполняют инструкции учителя. Участвуют в диалоге с учителем.

– Да. (Дети хлопают).

2 рубля. 14 х 7 = 98 (ост. 2).

– Нет. (Дети не хлопают, пишут «–» в тетради). 11 х 8 = 88 г. Сахара не хватит.

– Нет. (Дети не хлопают, пишут «–» в тетради). 16 х 3 = 48. Поэтому 50 стаканов воды много, 2 стакана лишние!

– Да. (Дети хлопают).

Да. (Дети хлопают).

– Дети обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание; умение  структурировать знания; умение   адекватно взаимодействовать   в группе при выполнении учебного задания;  умение выполнять учебное задание, используя правило;

умение выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные УУД: умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач;

умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов;

умение работать с информацией,  содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Коммуникативные УУД: умение  интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи.

Учить опыту работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Знакомить с ИКТ ресурсом, учить использовать в собственной познавательной деятельности. Уметь работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.

VI

Рефлексия (подведение итогов урока)

Методы организации работы:

– диалоговое общение

– эмоциональная рефлексия.

Форма организации работы: фронтальная

– Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог.

– Какие задачи мы с вами ставили в начале урока.

– Что у нас получилось?

– А над чем еще надо поработать? (обращаю внимание ребят  к задачам, которые висят на доске. Каждая задача анализируется: получилось или не получилось)

– Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.

– Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.

  • «5» баллов – я был активным, у меня все получалось.
  • «4» балла – я был активным, у меня многое получалось.
  • «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.

– А теперь с помощью карандашей покажите мне свое настроение сейчас.

  • Если у вас отличное настроение, вам  было интересно на уроке – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке    – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», что-то вам его испортило – прошу поднять   жёлтый карандаш

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание устно

Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.

Рефлексируют свое настроение

Регулятивные УУД: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные УУД: умение составлять  целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII

Домашнее задание

– По желанию: в учебнике решить № 3, 5 на странице 29 или самому придумать и составить задачу на деление с остатком про наше кафе-ресторан «Dolce Vita», красиво оформить.

– Спасибо за урок. До свидания.

Записывают в дневник домашнее задание. Прощаются с учителем

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 ряд: В кафе-ресторане «Dolce Vita» испекли 49 пирожков. На одну тарелку помещается 5 пирожков. Сколько потребуется тарелок и сколько пирожков останется? Как решали задачу?

2 ряд решает такую задачу: Наш повар Булка отправился в кафе. У него есть 79 рублей, и он хочет купить мини-пироженое по цене 8 рублей. Сколько шоколадок сможет купить Булка? Как решали задачу?

3 ряд решает задачу: Для сервировки столов в кафе - ресторане надо 45 ложек поровну разложить на 7 столов. Останутся ли ложки? Сколько? Как решали задачу?


Список использованных источников

1. Математика. 3 класс в 2 ч. Ч. 2. М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой – М.: Просвещение, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"

Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...

Концертно-конкурсная программа в начальных классах "Мама, как я тебя люблю!"

День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять всех матерей. Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произно...

Конкурсная программа для 3 класса, посвящённая 8 марта.

Праздничная программа телепередач с весёлыми конкурсами длядевочек. ...

Конкурсная программа в 1 классе "Ускоренная помощь"

Внеклассное занятие в  конкурсно-игровой форме знакомит учащихся с разновидностями такой професси, как врач...

« Праздник художественных красок» (конкурсная программа для начальных классов)

Тема мероприятия : « Праздник художественных красок»(конкурсная программа для начальных классов)Цели и задачи: - Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса...

Новогодняя конкурсная программа для 2 класса

Здесь содержится материал конкурсо,игрдля детей и родителей.Стихи для детей....

Конкурсная программа "Мистер 2б класса"

В преддверии замечательного праздника 23 февраля, мы решили выяснить, кто же в нашем классе самый перспективный защитник Отечества. Самые достойные претенденты боролись за звание "Мистер 2б класса"....