Технологическая карта урока математика «Умножение числа на сумму» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение и закрепление способов умножения числа на сумму.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Выполнять арифметические действия: умножение многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно(в пределах 100 – устно);

2. Вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Умножение числа на сумму» 213.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 27.02.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок:4

Время: 16.40-17.20

Кабинет: 215

Студент: Ефимова Татьяна Николаевна

Группа: 35

Учитель: Ходыкина Мария Юрьевна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

                         

                                                Тема урока: «Умножение числа на сумму»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение и закрепление способов умножения числа на сумму.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Повторить способ умножения числа на сумму;                  
  2. Закрепить умения обучающихся применять свойство умножения числа на сумму.

Предметные:

1. Выполнять арифметические действия: умножение многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно(в пределах 100 – устно);

2. Вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях

изученные свойства арифметических действий.

Развивающие:

  1. Развивать умение решать задачи изученных видов;
  2. Развивать логического мышление.

Личностные:

  • 1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
  • 2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  2. Воспитывать у обучающихся интерес к математике.

УМК: УМК «Школа России», учебник Математика. 4 класс 2 часть. / М.И. Моро, М.А. Бантова. - 2021;

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную

деятельность на личностно

значимом уровне

Словесный метод: беседа

1.Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Николаевна, сегодня я проведу у вас урок математики, садитесь.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Приветствуют учителя.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение.

-

 Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод: беседа

1. Устный счет.

-Ребята, давайте посчитает устно:

54:6=9

42:7=6

18:2= 9

81:9=9

56:8=7

24:4 =6

-Вы большие молодцы!

-Сейчас я вам буду задавать вопросы, отвечайте на них быстро, а главное правильно

Сколько дней в неделе, из них выходных? (7 дней и 2 выходных)

Сколько месяцев в году, кроме летних? (9 месяцев)

Наибольшее двузначное число? (99)

Сколь пальцев на правой ноге? (5)

Сколько задних и передних лап у гуся? (2)

Сколько недель в месяце? (4)

Сколько гномов у Белоснежки? (7)

Сколько хвостов у двух котов? (2)

Миша тратит на дорогу в школу 5 минут. Сколько минут он потратит на эту дорогу вдвоем с мамой? (Тоже 5 минут)

Что идет, не двигаясь с места? (Время)

-Ребята, перед вами записаны выражения, представьте эти выражения в виде суммы разрядных слагаемых (устно проговорим):

8*(5+3)=64

6*(20+5)= 150

7*(10+4)=98

-А кто мне скажет каким правилом вы пользовались?

Напомните мне алгоритм, посмотрите на доску –

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/20/k_58cff7af70827/401878_1.png

1) Сколько кругов в первой строчке?

2) Сколько кругов в первом столбце?

3) Подумайте и скажите, как узнать, сколько всего кругов на рисунке разными способами?

-Совершенно верно!

8*5+8*3=64

6*20+6*5=150

7*10+7*4=98

Правилом умножения числа на сумму.

1)6 кругов.

2) 3 круга.

3) 1 способ: 3 * (4 + 2) = 3 * 6 = 18.

1 способ. Узнаем, сколько всего вертикальных рядов с овалами. Мы видим, что красных вертикальных рядов 4, а зеленых вертикальных рядов 2. 4 + 2 = 6 , всего 6 рядов. Также мы видим, что в каждом вертикальном ряду по три овала. Значит, по три надо взять шесть раз: 3 * 6 = 18 овалов получится.

2 способ: 3 * 4 + 3 * 2 = 12 + 6 = 18.

2 способ. Узнаем сначала, сколько всего красных овалов и сколько всего зеленых овалов. Мы видим, что красных овалов в каждом вертикальном ряду по три и таких рядов всего четыре. Значит, по три надо взять четыре раза: 3 * 4 = 12 – количество красных овалов. Мы видим, что зеленых овалов в каждом ряду по три, а таких рядом всего два. Значит, нужно три взять два раза: 3 * 2 = 6 – столько зеленых овалов. Теперь найдем общую сумму 12+6=18

УУРД:

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Постановка учебной задачи  (4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Словесный метод: беседа

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Давайте определим тему нашего урока: сегодня на уроке будем обобщать знания и умения по теме:

«Умножение числа на сумму»

- Давайте попробуем поставить цель?

Формулируют тему и цель урока.

- Закрепить знания о способах умножения числа на сумму

УУПД: понимать и адекватно использовать математическую терминологию:

УУПД: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

УУРД:

выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

Обобщение и систематизация знаний и умений
 
(20 мин)

Обобщение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный метод:

беседа

Внешний контроль

Взаимопроверка

Ф

Словесный метод:

беседа

Парная работа

Ф

Словесный метод:

беседа

Внешний контроль

Ф

Практический метод:

Упражнение

Внешний контроль

-Давайте откроем учебник на стр.43 и обратимся к заданию под №146

-Прочитайте его.

-Выполняем его в тетради (один выходит к доске, комментирует) на оценку!

1)30*16=480

2)15*42=630

3)36*11=396

-Закончили.

(Объясняют)

-Обратимся к №147, прочитайте задание.

Сейчас вы будете  работать в парах, после проговорим что у вас получилось!

1)35 ∙ 14 = 35 ∙ (10 + 4) = ….

35 ∙ 10 + 35 ∙ 4 = 350 + 140 = 390

2)35 ∙ 40 = 35 ∙ (4 ∙ 10) = …..

(35 ∙ 4) ∙ 10 = 1400

В первом примере второй множитель представляется в виде суммы и первый множитель умножается на каждый из слагаемых. Результаты складываются.

Во втором примере второй множитель представляется в виде произведения и, для удобства умножения, первый множитель умножают на один из получившихся при разложении. Затем результат умножают на оставшийся множитель.

3)16 ∙ 20 = 16 ∙ (2 ∙ 10) =….

(16 ∙ 2) ∙ 10 = 320

4)16 ∙ 12 = 16 ∙ (10 + 2) =….

 16 ∙ 10 + 16 ∙ 2 = 160 + 32 = 192

В первом примере второй множитель представляется в виде произведения и, для удобства умножения, первый множитель умножают на один из получившихся при разложении. Затем результат умножают на оставшийся множитель.

Во втором примере второй множитель представляется в виде суммы и первый множитель умножается на каждый из слагаемых. Результаты складываются.

-Давайте сравним приёмы вычисления!

-Посмотрите на задание №148.

Решаем его в тетради 2 человека работают у доски, позже сверим что у вас получилось

1)70 ∙ 12 = 70 ∙ (10 + 2) = 70 ∙ 10 + 70 ∙ 2 = 840

2)70 ∙ 20 = 70 ∙ (2 ∙ 10) = (70 ∙ 2) ∙ 10 = 1400

3)15 ∙ 13 = 15 ∙ (10 + 3) = 15 ∙ 10 + 15 ∙ 3 = 150 + 45 = 195

4)15 ∙ 30 = 15 ∙ (10 ∙ 3) = (15 ∙ 3) ∙ 10 = 450

-Сверяем с доской, если ответы получился правильными нарисуйте на полях зелёный смайлик!

-Давайте обратимся к задаче №149, прочитайте задание (один ученик в слух читает)

Экскаватором можно выкопать за 1 ч канаву длиной 20 м. Одну канаву копали 10 ч, а другую – 12 ч. Найди общую длину канав, которые выкопали за это время. Реши задачу разными способами. Сравни их и выбери самый удобный.

-Запишем краткую запись, вместе со мной

1к-20м

2к-20м

Сколько экскаватор может выкопать за 1 час канаву? какой длинны?

Сколько копали 1 канаву? 10ч.

А вторую? 12ч.

Всего? (Нам неизвестно).

-Сейчас один выходит к доске решать 1 способом, объясняя!

-Сейчас второй и решает 2 способом, объясняя!

-Давайте ответим на вопрос какой более удобный способ решения и почему?

1)30 · 16 = 30 · (10 + 6) = 30 · 10 + 30 · 6 = 300 + 180 = 480

Заменю второй множитель суммой удобных слагаемых. Получу выражение: 30 умножить на сумму чисел 10 и 16. Удобнее по правилу умножения числа на сумму умножить число на каждое из слагаемых, а полученные значения сложить. Вычисляю: 300 плюс 180 равно 480. Читаю ответ: произведение чисел 30 и 16 равно 480.

2)15 · 42 = 15 · (40 + 2) = 15 · 40 + 15 · 2= 600 + 30 = 630

Заменю второй множитель суммой удобных слагаемых. Получу выражение: 15 умножить на сумму чисел 40 и2. Удобнее по правилу умножения числа на сумму умножить число на каждое из слагаемых, а полученные значения сложить. Вычисляю: 600 плюс 30 равно 630. Читаю ответ: произведение чисел 15 и 42 равно 630.

3)36 · 11=36 · (10 + 1) = 36 · 10 + 36 · 1 = 360 + 36 = 396

Заменю второй множитель суммой удобных слагаемых. Получу выражение: 36 умножить на сумму чисел 10 и 1. Удобнее по правилу умножения числа на сумму умножить число на каждое из слагаемых, а полученные значения сложить. Вычисляю: 360 плюс 36 равно 396. Читаю ответ: произведение чисел 36 и 11 равно 396.

математика 4 класс Моро, Бантова - 2 часть страница 43, номер 149

1 способ:

1) 20 ∙ 10 = 200 (м) – длина 1-ой канавы.

2) 20 ∙ 12 = 240 (м) – длина 2-ой канавы.

3) 200 + 240 = 440 (м)

Ответ: 440 м длина двух канав.

2 способ:

1) 10 + 12 = 22 (ч) – общее время.

2) 20 ∙ 22 = 440 (м)

Ответ: 440 м длина двух канав.

Более удобный способ решения данной задачи второй, так как всего два действия.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость).

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные.

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные.

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;

УУКД: комментировать процесс вычисления, построения, решения.

Учебник

 

Учебник  

Учебник      

Динамическая пауза

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

  1. Организует проведение динамической паузы.

-Давайте все дружно встанем и отдохнём.

Проверим вашу внимательность.

Игра называется «3,13,33»

"3" - руки вперёд, на счёт "13" – в стороны , на счёт "33" - вверх. Сначала всё по правилам, а потом путаете ребят.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(7 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

И

Практический метод:

Упражнение

Самооценивание

- Сейчас мы переходим к самостоятельной работе. На доске представлены уравнения, 1 и 2 вариант. Выполняете их в тетради. После обмениваетесь в парах.

1 вариант:

1)20*16

2)70*13

3)14*14

2 вариант:

1)30*11

2)20*23

3)16*17

-Сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

И сверимся с доской

-Если у вас всё сошлось поставьте зелёным карандашом на полях у соседа зелёный весёлый смайлик

-Если есть 1-2 ошибки поставьте жёлтый смайлик;

-Если больше 2 ошибок нарисуйте красный смайлик.

Выполняют самостоятельную работу.

20*10+20*6=320

70*10+70*3=910

14*10+14*4=196

30*10+30*1=330

20*20+20*3=460

16*10+16*7=272

УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,

вести поиск путей преодоления ошибок.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Наглядный метод: раздаточный материал

Самооценивание

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним тему нашего урока?

Посмотрите на страницу 43 внизу под красной чертой, сейчас вы решаете 1 и 2-ой пример и ответ проверим устно.

(Проверка ответов)

У вас на столах лежат листочки на них изображена ладошка , если урок вам понравился закрасьте большой палец и указательный зелёным цветом,

Если есть недопонимания закрасьте средний и безыменный жёлтым цветом.

Если ничего не понял закрасьте мизинец красным цветом.

-Поднимите вверх свои листочки.

-Вы огромные молодцы!

Записываем домашние задание №153!

1.Анализируют свою работу на уроке.

Умножение числа на сумму.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Умножение числа на сумму и на разность"(закрепление)

Методическая разработка создана к уроку математики по УМК "Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" для обучающихся 3 класса. Данный урок входит в тему "Умножение числа...

Технологическая карта урока математики - "Умножение числа 3 и на 3" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: Умножение числа 3 и на 3Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование представлений о способе умножения на число 3; отработка...

Технологическая карта урока математики - "Умножение числа 3 и на 3" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: Умножение числа 3 и на 3Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: знакомство с таблицей умножения числа 3 и составление таблицы умнож...

Технологическая карта урока Математики : «Умножение числа 2. Умножение на число 2» (2 класс, УМК Школа России)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: закрепление знаний и представлений у обучающихся о табличном умножении и делении.Задачи урокаДидактические:Углубить знания у обучаю...

Технологическая карта урока математики "Деление числа на произведение" (УМК Школа России, 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний о делении числа на произведение. Планируемые результаты: Предметные: 1. Научатся делить число на произведение.2. Использовать при решении текс...

Технологическая карта урока математики "Умножение числа 3 и на 3" (2 класс) "УМК Школа России"

Технологическая карта урока математики "Умножение числа 3 и на 3" (2 класс) "УМК Школа России"Цель урока: формирование представлений о способе умножения числа 3.Задачи урока:Дидакт...

Технологическая карта урока математики "Деление числа на произведение", УМК "Школа России", 4 класс

Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о разных способах деления числа на произведение. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Повторить основные компоненты умн...